Слайд 1АО «Университет КазГЮУ»
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО
СОБРАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Слайд 2Тема № 27.
Методика подготовки и проведения общего собрания личного состава
подразделения
1) Общее собрание и формы его проведения в подразделении.
2) Последовательность работы заместителя
командира по ВиСПР при подготовке и проведении общего собрания роты (части).
3) Требования к ведению общего собрания, оформлению решения, организации контроля над его исполнением.
Слайд 3мобилизации личного состава на выполнение стоящих перед подразделением задач;
сплочения коллектива
подразделения, снятия острых вопросов волнующих людей, улучшения взаимоотношений между командованием
и подчиненными
оперативного получения сведений о реальных настроениях подчиненных и информирования личного состава, доведения до них задач, перспектив дальнейшей службы.
выработки управляемого коллективного мнения, суждений, корректировки коллективного настроения, создания системы коллективных ценностей, традиций, демонстрации поддержки позитивных лидеров подразделения;
Общие собрания личного состава проводятся в целях:
Общее собрание личного состава - один из способов формирования, сплочения и управления воинским коллективом подразделения.
Слайд 4Общие собрания целесообразно посвящать
какому-либо событию в жизни страны, воинской части,
подразделения
определенному этапу жизни воинского коллектива (окончанию - началу учебного периода,
увольнения в запас или приема молодого пополнения, предстоящего полевого выхода, морского похода, по случаю юбилейных дат, профессиональных праздников и т.п.),
- решению какой-либо общей проблемы (обсуждения вопросов организации внутренней жизни коллектива, формирования актива подразделения, предупреждения негативных тенденций в воинской дисциплине, обсуждения и вынесения обшей оценки действий и проступков товарищей и т.п.).
Не рекомендуется вносить для обсуждения вопросы глобального масштаба, не связанные напрямую с жизнедеятельностью воинского коллектива.
Слайд 5Примерная периодичность проведения общих собраний в подразделениях:
По мере необходимости, но
не реже 1 раза в месяц
Слайд 6При проведении общих собраний необходимо учитывать следующие особенности и правила:
1.
Командир обязан уважать мнение воинского коллектива, но все решения общего
собрания утверждаются (либо не утверждаются) им единолично.
2. Не допускаются:
а) коллективные просьбы и ходатайства к вышестоящему командованию, обращения личного состава к каким-либо государственным органам, общественным объединениям;
б) критика приказов, обсуждение действий командиров и начальников;
в) отчеты командиров взводов, отделений, других должностных лиц по вопросам выполнения своих функциональных обязанностей, а равно как вынесение им (или их подразделениям) общественной оценки.
Слайд 7При проведении общих собраний необходимо учитывать следующие особенности и правила:
Критика,
замечания и предложения, как и другие оценочные высказывания, выступления в
адрес военнослужащих или воинских коллективов (взводов, отделений и т.п.) допускается только в отношении их личностных качеств (честность, трудолюбие, смелость и т.п.), либо качеств, свидетельствующих о моральном климате в коллективе (степень сплоченности, товарищество и т.п.). Не следует сводить проведение собраний только к "разносам" нерадивых. Собрание целесообразно проводить в отдельном помещении.
Общие собрания проводятся в как в плановом, так и оперативном порядке. Как правило, оперативность обусловлена текущими обстоятельствами обстановки: происшествием, преступлением, другими неординарными событиями.
Слайд 8ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
проведения общего собрания военнослужащих
Командир открывает собрание после приема доклада
о готовности и наличии личного состава.
Собрание поручается вести либо заместителю
командира, либо другому военнослужащему подразделения. Президиум или какой-либо другой выборный рабочий орган не избирается. При необходимости назначается секретарь собрания, который фиксирует суть выступлений и предложений военнослужащих.
Перед началом собрания следует кратко проинформировать военнослужащих о выполнении решения, принятого на предыдущем собрании, а также поручений, данных на нем отдельным военнослужащим.
Ведущий объявляет вопросы повестки дня
Предлагается регламент и предоставляется слово для доклада (сообщения) командиру подразделения, либо другому лицу, назначенному для доклада (сообщения).
Слайд 9ПРИМЕРНЫЙ ПРЯДОК
проведения общего собрания военнослужащих
Доклад (сообщение) должен быть простым и
небольшим по объему, примерно на 8-12 минут.
После доклада (сообщения) ведущий
предоставляет слово выступающим. По завершении выступлений принимается решение собрания. Решение собрания представляет собой коллективное мнение по обсуждаемому вопросу и утверждается командиром.
Голосование на общем собрании - процедура не обязательная. Если решение по вопросу после его обсуждения не вызывает ни у кого возражений, оно считается принятым.
Голосование рекомендуется проводить при определении кандидатур выборных общественных органов: совета комнаты досуга, редколлегии стенной газеты, спорторга, культорга подразделения и т.д.
Слайд 10ПРИМЕРНЫЙ ПРЯДОК
проведения общего собрания военнослужащих
Голосованием можно завершить принятие решения, касающегося
вопроса примерности, личного поведения военнослужащих в ходе выполнения какого-либо ответственной
задачи.
Не рекомендуется выносить на голосование вопросы, которые, как заранее известно, вызовут неоднозначные оценки и могут привести к такому положению, когда командир голосует "за", часть военнослужащих "против", часть воздерживается.
Слайд 11Результаты общих собраний в ротах протоколируются.
Во взводе это делать
не обязательно.
Запись протоколов ведется кратко.
Заносится повестка дня, тема
доклада(сообщения), список выступивших, решение.
Нумерация ведется с начала учебного года.
Протокол подписывается ведущим собрание и утверждается командиром. Он же организует контроль за выполнением принятого решения.
Слайд 12КАК СФОРМИРОВАТЬ АКТИВ ПРОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗОАТЬ ЕГО РАБОТУ
Успешное выполнение учебно-боевых
задач, стоящих перед подразделением, во многом обусловлено умением командира подобрать,
расставить актив и организовать его работу.
В состав актива подразделения могут входить:
информаторы и редакторы боевых листков (во взводах);
редколлегии стенной (сатирической) и фотогазеты;
спорторганизатор;
культорганизатор;
совет комнаты досуга.
Слайд 13Уровень работы активистов во многом зависит от их подбора. Поэтому
в их число следует подбирать наиболее дисциплинированных, авторитетных и деятельных
воинов, играющих ведущую роль в жизни подразделения.
С этой целью можно провести опрос военнослужащих подразделения для выявления их социально-психологических наклонностей.
Примерный перечень вопросов:
Участвовали ли Вы до службы в армии в общественной работе?
Какой вид общественной деятельности Вас привлекает: организация и проведение бесед с людьми, работа в редколлегии стенной газеты, оформление наглядной агитации, спортивно-массовая работа, художественная самодеятельность и др?
Кто из Ваших товарищей наиболее подготовлен к работе в составе актива и в каком качестве?
Мнение кого из Ваших товарищей Вы считаете самым авторитетным?
Поведение кого из Ваших сослуживцев Вам нравится (не нравится) и почему?
Слайд 14Итоги опроса помогут командиру подобрать актив. Делать это необходимо гласно
с учетом мнения воинского коллектива, на собрании личного состава.
После подбора
актива самыми важными вопросами являются организация его работы и обучение.
ИНФОРМАТОРЫ.
Назначаются во взводах, а при необходимости - в отдельных расчетах, экипажах, корабельных отсеках, на боевых постах. Они должны проводить групповые и индивидуальные беседы, коллективные читки и обсуждение материалов из газет, журналов.
Слайд 15Чтобы информаторы успешно справлялись со своей ролью и работали активно,
их самих надо учить. Основными формами обучения могут быть: специальные
занятия, конкретная индивидуальная работа, обучение на практике искусству работы с сослуживцами, ознакомление с передовым опытом. В ходе их следует давать определенную совокупность знаний и методических навыков, необходимых для проведения живой, доходчивой беседы с людьми (как групповой, так и индивидуальной), организации коллективной читки и обсуждения газетных материалов.
Практические задачи подразделения, определяются темы бесед, даются методические советы - где и что почитать по намеченное теме, как лучше подготовить и провести беседу, читку или обсуждение по конкретному вопросу, на что обратить особое внимание при разговоре с людьми); обеспечение контроля и помощи на местах; дача индивидуальных заданий; подбор им в помощь литературы, методических пособий, газет, журналов, листовок, памяток. Важно также регулярно доводить до информаторов сведения о проводимых в подразделении мероприятиях, ставить им конкретные задачи, давать советы как их выполнить и обеспечивать это выполнение, подводить итоги работы информаторов за неделю, месяц, на учениях, при выполнении других важных задач, организовывать обмен опытом, поощрять за хорошую, инициативную работу.
Слайд 16ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМИРОВАНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Речь великая сила: она убеждает,
обращает, принуждает.
Эмерсон
1. КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
Информирование является
испытанным средством воспитания, надежным каналом связи командира с подчиненными, действенным инструментом формирования общественного мнения в подразделении.
Оно позволяет оперативно разъяснять политику государства, важнейшие решения его руководства, складывающуюся военно-политическую обстановку и задачи, стоящие перед личным составом.
По установившейся практике информирование с личным составом, проходящим службу по призыву, проводится два раза в неделю по 30 минут в утренние часы, как правило, в составе подразделения. Оно включается в распорядок дня и учитывается в расписании занятий.
Тематика информаций определяется заместителем командира части по воспитательной работе на неделю. Однако командир подразделения, на которого возложено проведение информаций, может по согласованию с командованием части изменить тему, если возникла необходимость немедленно проинформировать личный состав о каком-то важном событии, поставленной задаче, разъяснить их суть.
В любом случае следует получить инструктаж у заместителя командира по воспитательной работе (офицера по ОГП и информации) и затем приступить к подготовке выступления.
Слайд 17Подготовка к информированию включает в себя:
1. Набросок предварительного, исходя из
заданной темы, плана своего выступления, который дает направление для подбора
материала.
2. Подбор материала (фактов и литературы по теме) и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого надо ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, чтобы увязать информацию с жизнью подразделения. Лучше всего подбирать незнакомые людям факты. Следует в то же время избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов. Цифр надо подбирать немного, но такие, которые бы работали на тему информации, и стараться давать их в сравнении с чем-либо.
3. Окончательное составление плана своего выступления (лучше всего - развернутого), с логическим построением основных мыслей и доказательств.
4. Написание тезисов или полного текста выступления с определенными выводами, к которым надо подвести и людей, и задачами.
5. Продумывание того, как интереснее и убедительнее изложить материал, какие пособия или технические средства и как использовать.
Подготовка может завершиться репетированием, проигрыванием своей предстоящей информации.
Слайд 18Проведение информации обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы,
а затем следуют ответы на вопросы. Но бывают случаи (особенно,
если информация затрагивает вопросы жизни самого подразделения), когда она может проходить в форме беседы. Тогда не только излагается материал, но и применяется обращение к присутствующим с вопросами, выслушивается их мнение.
Большое значение имеет начало информации. Цель его - привлечь внимание к теме. Поэтому его следует построить на ярком примере, сообщении интересного факта, цитаты. Если испытывается излишнее волнение, то надо выучить выступление наизусть, что позволит успокоиться и приступить к изложению материала.
При его изложении надо стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом. Варианты изложения бывают различны. Можно изложить основные мысли и факты по теме, а затем пригласить присутствующих высказать свое мнение. Можно сначала зачитать какую-нибудь статью, а потом развернуть разговор вокруг нее.
При беседе могут возникнуть резкие суждения и острые вопросы. Не следует уходить от них, а, по возможности, помочь военнослужащим разобраться в сложном вопросе (если нет готового ответа, то пообещать разобраться в ближайшее время, а затем обязательно сообщить ответ).
Не следует превращать информацию в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назойливые наставления, скучный монолог. Следует всячески вовлекать в разговор присутствующих путем постановки таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить...
Такие вопросы надо задавать особенно в тот момент, когда в аудитории наступает т.н. эффект рассеивающегося внимания. Чтобы его восстановить, можно также изменить тон или темп изложения.
Последний должен быть оптимальным (не очень быстро, не очень медленно). Для этого надо учиться следить за собственным регламентом (т.е. намеченным при подготовке распределением времени на вопросы).
Слайд 19Материал следует излагать в легкодоступной для понимания форме, простым разговорным
языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц
и поговорок.
Не следует подменять информацию читкой газеты. Если есть необходимость что-то зачитать, то прочитанный материал надо сопроводить соответствующим собственным комментарием.
Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала можно использовать карту, схемы и другие наглядные пособия, технические средства. При этом нужно соблюдать меру, заранее продумывать последовательность их применения, не вывешивать все пособия сразу, так как это рассеивает внимание.
Заключать информацию следует кратким обобщением и практическими выводами, носящими ориентировочный и мобилизующий характер.
Конечно, шаблона в проведении информации нет и быть не может. Но общие требования к ней есть:
а) стремиться к тому, чтобы людям было интересно;
б) начинать с существа вопроса, не разбрасываясь;
в) строить информацию так, чтобы она мобилизовывала, помогала лучше выполнять служебные обязанности.
И еще одно требование. Проводящий информацию должен опрятно выглядеть, уметь держать себя (неуместны как излишняя неподвижность, так и усиленная жестикуляция) и, что немаловажно, своевременно прибыть.
Последнее относится к организационной стороне дела, которая имеет большое значение для проведения информаций. Надо добиваться, чтобы они всегда начинались вовремя, по распорядку дня, обеспечивать присутствие всех солдат и сержантов, не занятых по службе, заранее готовить место для проведения.
Слайд 20КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ РЕДКОЛЛЕГИИ И РЕДАКТОРОВ БОЕВЫХ ЛИСТКОВ
Редколлегия осуществляет выпуск
стенных (сатирических) газет. Она избирается на собрании личного состава в
количестве 5-7 человек. Члены редколлегии избирают редактора и его заместителя, а также распределяют обязанности между собой (один отвечает за освещение хода боевой учебы, другой - за организацию и подготовку материалов о спортивной жизни подразделения и досуга воинов, третий - за художественное оформление газеты и т.д.).
Редакторы боевых листков (листков-молний) назначаются, как правило, во взводах. Могут назначаться также при выполнении задач боевого дежурства, несении караульной службы, на полевых занятиях, учениях и т.п. В боевых листках помещается по 2-3 (а то и одна) заметки для оперативного информирования личного состава о делах подразделения, о положительных моментах или недостатках поведения отдельных воинов.
Командиры должны руководить работой редколлегии и редакторов боевых листков, ставить им конкретные задачи, подбирать темы очередного номера, рекомендовать отдельным воинам поделиться в газете, боевом листке своим опытом работы и службы, помогать делать газету интересной и содержательной.
Слайд 21Командир дает разрешение на выпуск газеты. Редколлегия вырабатывает месячный план
номеров газеты. По рекомендации командира, с учетом пожеланий личного состава
в них указывается, какие материалы надо подготовить в очередной номер, и назначается ответственный за организацию сбора заметок, устанавливаются сроки. Стенгазета выпускается обычно один раз в месяц.
Вариант плана выпуска газеты
“Утверждаю”
командир 7 роты
капитан И Епифанов
“___” января 2001 года
ТЕМАТИКА выпуска стенной газеты 7 роты “Айбын”
на апрель месяц 2014 года.
1. Передовая: Достойно встретить День защитников Отечества (готовит ст. л -т Лукпанов А.А.)
2. Заметки:
а) “Они отлично действовали на ТСЗ” (готовят с-нт , ряд. );
б) “Люби технику связи” (готовит ряд. );
в) “Норматив выполнен на отлично” (готовит ряд. );
г) “В карауле” (готовит );
д) “Нарушитель” (готовит ряд.).
3. Художественное оформление газеты (ответственный ряд. Майкеев А.В.)
Редактор стенной газеты сержант С. Шалов
Газеты, как правило, выпускаются тематическими, посвященные основным вопросам жизни подразделения, боевой учебе, воинской дисциплине, караульной службе и т.д. Отдельные номера посвящаются юбилейным датам или историческим событиям.
Главное внимание при выпуске следует уделять ее содержанию. Важно, чтобы заметки освещали жизнь подразделения, поучительно раскрывали опыт отличников, классных специалистов. Заметки должны быть короткие, хорошо отредактированные, сообщаемые факты точными и достоверными. В газете необходимо давать не только положительные примеры, но и критиковать недостатки (нерадивых, нарушителей дисциплины и т.д.). Но критика должна быть спокойной, деловой, без унижения достоинства человека.