Слайд 1Архитектура барокко и классицизма в России.
ЛЕКЦИЯ
Архитектура эпохи Петра.1 – 1700-1730гг.
Кикины
палаты
- Меншиковский дворец (1710-1720гг.), арх.М.Д.Фонтана, И.Г. Шедель
- Здание Кунсткамеры, здание Двенадцати коллегий.
Петропавловский собор (1712-1733гг., H = 122,5м)
- Проект планировки Васильевского острова (1715г.) Трезини Доменико (1670-1734гг.)
Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771гг.)
- Ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764гг)
- Большой дворец в Петергофе (1745-1752гг)
- Дворец М.И.Воронцова (1749-1757гг.)
- Зимний дворец (1754-1762гг)
- Дворец С.Г.Строганова (1752-1754гг)
- Царскосельский дворец 1752-1757гг)
Слайд 2Чевакинский Савва Иванович (1713-1770гг.)
- Никольский собор в Петербурге
(1753-1762гг)
Архитектура рококо.
Ринальди Антонио (1710-1794гг)
Китайский дворец в Ораниенбауме (1762-1768гг)
Павильон
Катальной горки 91762-1774гг)
Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785гг
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА В РОССИИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX вв.)
Ранний классицизм – 1760-1780-гг.
Зрелый классицизм-1780-1840гг
Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772гг)
Здание Академии художеств в Петербурге 91764-1788гг)
Валлен-Деламот Жан-Батист (1729-1800гг)
Северный фасад Малого Эрмитажа (1764-1775гг)
Слайд 3
Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801гг)
Зрелый классицизм.
Старов Иван Егорович – (1745-1808гг.)
Таврический
дворец в Петербурге (1783-1789гг)
Камерон Чарльз – (1730-е-1812гг.)
Камеронова галерея
в Царском Селе (1783-1786гг)
Кваренги Джакомо – ( 1744-1817гг)
Здание Академии наук (1783-1789гг)
Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796гг)
Баженов Василий Иванович – (1737-1799гг)
Проект кремлёвского дворца (1768-1775гг.)
Ансамбль в Царицыно (1775-1785гг.)
Дом Пашкова в Москве (1784-1786гг.)
Михайловский (Инженерный замок) проект 1792-1796г.(арх. В.Ф.Бренна).
Казаков Матвей Фёдорович – (1738-1812гг)
Перестройка дворца в Царицыне (1787гг.)
Здание Сената в Московском Кремле (1776 -1787гг.)
Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.)
Здание Голицынской больницы, Церковь Косьмы и Дамиана
Слайд 4Архитектура первой половины 19- го. Млосква.
Бове Осип (Иосиф) Иванович (1784-1834гг.)
Ансамбль
Красной площади, ансамбль Театральной площади
Здание Большого театра (1821-1824гг.), перестроено арх.Кавосом
в1856г.
Здание Манежа в Москве (1817г.), арх. А.А.Бетанкур, 1824-1825 –фасады.
Григорьев Афанасий Григорьевич (1782-1868гг.)
Жилярди Дементий (Доменико) Иванович (1788-1845гг.)
Тома де Томон. Биржа Васильевского острова.
Захаров. Адмиралтейство.
Воронихин. Горный институт. Казанский собор.
Росси. Дворцовая площадь. Здание главного штаба. Сената и Синода.
Михайловский дворец (русский музей). Александрийский театр. Улица Росси.
Слайд 5Социально-экономические предпосылки формирования стиля барокко.
В 17 в. Российской Империи происходят
важнейшие изменения в социальной и культурной жизни. Научное познание мира
становится уделом образованных людей. Светское воззрение на культуру и искусство становится доминирующим. В архитектуре это выражалось в стремлении создавать сооружения более живописными. Даже при возведении культовых сооружений, заказчиками которых теперь выступали зажиточные люди, прослеживалась тенденция к «изящному», нежели строгому следованию религиозным канонам. Это был так называемый период «нарышкинского» (московского) барокко.
Название данного стиля восходит к имени бояр Нарышкиных, которые постоянно следовали новым веяниям в архитектуре. Бояре Нарышкины были первыми, кто в Российской Империи начали возводить церкви в стиле барокко. Эпитет «нарышкинский» стал неотъемлемой частью данного стиля после того, как архитекторы и историки внимательно изучили Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была возведена в усадьбе Нарышкина – Филях .
Церковь также сделала свой вклад в развитие и становление данного стиля, патриарх Никон своим решением привнес в архитектурные планы, касательно строительства церквей так называемые «ярусные храмы», как альтернатива «шатровым церквям».
Церковь Покрова в Филях
С 1686 года усилился польский вектор влияния на российское барокко. Поэтому историки называют «нарышкинское барокко» - комбинацией национальных элементов разных стран и культур, через призму российской самобытности.
Слайд 61. Архитектура барокко в России.
Архитектура барокко в России первой
половины XVIII в. характеризуется
национальным колоритом:
В петровский период строительство
утилитарных и общественных сооружений являлось первостепенным, в то время как дворцовые сооружения возводились в небольших количествах и были незначительных размеров;
Решение планов и объёмных композиций отличается простотой и структурностью;
Для фасадов характерны декоративные элементы, представляющие собой архитектурные мотивы и орнаментальную лепку;
Фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что усиливало пластическое начало и позволяло применять окраску;
Использование ярких контрастных цветов – синий, лазурно-голубой с белым, жёлтый с белым, краснокирпичный с белым;
Введение позолоты и белой жести для кровельных покрытий;
Здания имели прямоугольные очертания и анфиладную систему расположения помещений и имели два или три этажа;
Фасады отличались плоскостностью, ордерные элементы объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом.
Кирпич: размер – 280х140х70мм, с 1811г. – 267х133х66 мм
Слайд 9Церковь Спаса Нерукотворного в Уборах. 1694–1697
Церковь Знаменская в Дубровицах. 1690–1704
Слайд 10Церковь Троицы
в Троице- Лыкове.
1690–1695
Слайд 18У разветвления Невы на три рукава на острове Заячий (длина
– 750 м, ширина – 360м) 16 (27) мая 1703г.
была заложена Петропавловская крепость бастионного типа (чертежи Петра 1 и военного инженера Жозефа Ламберта).
27 мая 1703 г. считается датой основания Петербурга.
В 1712г. Петербург стал новой столицей России.
В 1721г. Россия была провозглашена империей.
План Д. Трезини 1716г.
Слайд 19Кикины палаты в Санкт-Петербурге, 1714 – 1720-е гг. арх. А.
Шлютер(?)
Слайд 20Кикины палаты в Санкт-Петербурге. 1714—1720-е гг. План.
Слайд 21Летний дворец Петра I (1710-1714 гг.), арх.Д.Трезини
Слайд 22Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове
— одно из первых каменных жилый зданий Петербурга. Здание является
ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда.
Слайд 23 С.-Петербург. Меншиковский дворец. 1710-1720гг.,
арх. М.Д. Фонтана, И.Г. Шедель.
Архитектурное убранство фасадов с поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня
капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон типично для русской архитектуры петровского времени.
Слайд 26Меншиковский дворец в Ораниенбауме.
Слайд 28Петропавловский собор (1712-1733гг.), арх. Д. Трезини. Высота нефов 16м.
Слайд 29Петропавловский собор
1712-1733гг.,
арх. Д. Трезини.
Высота колокольни собора
122,5 м. Деревянный шпиль,
покрытый медными листами и позолоченный был возведён голландцем
Г. ван
Болесом.
В 1858 г. русский инженер
Д.И. Журавский заменил деревянную конструкцию шпиля железной и увеличил высоту шпиля до 48,5м.
Слайд 30Ансамбль Стрелки Васильевского острова. арх. А.Д. Захаров и Тома де
Томон
(1800-е г.)
Слайд 33Здание Кунсткамеры. 1718-1734гг.арх.Г.И. Матарнови, Н.Ф. Гербель, М.Г.Земцов
Слайд 36- Ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764гг)
Слайд 38Проектная модель
Смольного монастыря.
Мастер Я. Лоренц.
1750—1756
Слайд 40Смольного монастыря собор в
Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764 .
Общий вид
Слайд 41Смольного монастыря собор
в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764.
Вид
с юго-восточной стороны. Фрагмент
Слайд 42
Смольного монастыря собор
в Санкт-Петербурге.
Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764 .
Вид с западной стороны
Слайд 43 Петербург. Смольный институт (1748-1764гг.), арх. Д. Кваренги, П.И. Таманский.
Слайд 69
Дворец Монплезир, Петергоф | o-
o-gorod-ik.net - 606 × 404 - Поиск по картинке
Дворец Монплезир, Петергоф
Изображения могут
быть защищены авторским правом.-Отправить отзыв
Дворец Монплезир, Петергоф | o-
o-gorod-ik.net - 606 × 403 - Поиск по
картинке
Пожалуй, самый красивый ансамбль петергофского Нижнего парка — это дворец ...
Изображения могут быть защищены авторским правом.-Отправить отзыв
Дворец Монплезир (Петергоф)
Слайд 74Екатерининский (Большой) дворец
в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756.
План второго этажа
Слайд 75Екатерининский (Большой) дворец
в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756.
Атланты
Слайд 77Екатерининский (Большой)
дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли.
1752—1756
. Восточный фасад. Центральная часть
Слайд 78(Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б.
Растрелли. 1752—1756. Западный
фасад
Слайд 79Екатерининский (Большой) дворец в
Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756.
Восточный фасад
Слайд 80Воскресенская церковь
в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли, А. Квасов,
С. Чевакинский. 1745—1748
Слайд 81Екатерининский (Большой)
дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756.
Большой зал
Слайд 82Екатерининский (Большой)
дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756.
Янтарная комната
Слайд 86Проектная модель
Смольного монастыря.
Мастер Я. Лоренц.
1750—1756
Слайд 88Смольного монастыря собор в
Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764 .
Общий вид
Слайд 89Смольного монастыря собор
в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764.
Вид
с юго-восточной стороны. Фрагмент
Слайд 90
Смольного монастыря собор
в Санкт-Петербурге.
Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764 .
Вид с западной стороны
Слайд 96Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1754—1762. План
Слайд 107Петербург. Никольский морской собор (1753-1762 гг.), арх. С.И.Чевакинский
Слайд 1082.1 Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)
Архитектура рококо.
Ринальди Антонио (1710-1794гг)
Китайский
дворец в Ораниенбауме (1762-1768гг)
Павильон Катальной горки 91762-1774гг)
Ранний классицизм
.Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785гг)
Дворец в Гатчине (1766-1781гг)
Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772гг)
Здание Академии художеств в Петербурге 91764-1788гг)
Валлен-Деламот Жан-Батист (1729-1800гг)
Северный фасад Малого Эрмитажа (1764-1775гг)
Слайд 109Павильон Катальной горки в Ораниенбауме (1762-1774гг.), арх. А.Ринальди
Слайд 111Китайский дворец (1762-1768гг.) в Ораниенбауме, арх. А.Ринальди
Слайд 112Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785гг.), арх. А.Ринальди
Слайд 113Интерьер Мраморного дворца (1768-1785гг.), арх. А.Ринальди
Слайд 1222.2 Архитекторы строгого классицизма
Баженов Василий Иванович – (1737-1799гг)
Проект кремлёвского дворца (1768-1775гг.)
Ансамбль в Царицыно (1775-1785гг.)
Дом Пашкова в Москве (1784-1786гг.)
Михайловский (Инженерный замок) проект 1792-1796г.(арх. В.Ф.Бренна).
Казаков Матвей Фёдорович – (1738-1812гг)
Перестройка дворца в Царицыне (1787гг.)
Здание Сената в Московском Кремле (1776 -1787гг.)
Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.)
Здание Голицынской больницы, Церковь Косьмы и Дамиана
Старов Иван Егорович – (1745-1808гг.)
Таврический дворец в Петербурге (1783-1789гг)
Камерон Чарльз – (1730-е-1812гг.)
Камеронова галерея в Царском Селе (1783-1786гг)
Кваренги Джакомо – ( 1744-1817гг)
Здание Академии наук (1783-1789гг)
Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796гг)
Слайд 123Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783—1787. Общий
вид
Слайд 124Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783—1787.
Вид
с восточной стороны
Слайд 125Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783—1787.
Вид
с северной стороны
Слайд 126Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783—1787.
Балюстрада
Слайд 128Павловск - Большой дворец (Павловский дворец)
Слайд 137Главный фасад. План первого этажа. Чертеж
Санкт-Петербург - Ассигнационный банк
Слайд 139Фасад центрального корпуса. До 2006-го года
Слайд 140Вид с высоты
птичьего полета. 2008 г.
Слайд 159Схематические планы г.Твери и г. Костромы
Слайд 160Москва. Дом Пашкова (1784-1785гг.) , арх.В.И.Баженов
Слайд 161Петербург. Михайловский (инженерный) дворец
проект –арх. В.И.Баженов, строительство в 1797-1800гг. арх.В.Ф.Бренна
Слайд 162Вид со стороны р. Фонтанка на восточный фасад Михайловского дворца.
Слайд 163Петербург. Михайловский дворец, 1797-1800гг. Проект арх.В.И.Баженова.
Памятник Петру I
Слайд 167Царицыно. Большой дворец. Современный вид
Слайд 168Здание Сената – 1776-1787гг. Арх. М.Ф.Казаков (купол D=24,7м)
Слайд 169М.Ф.Казаков.Сенат в Московском Кремле. План
Слайд 170Здание Сената в Московском кремле - 1776-1787гг., арх. М.Ф.Казаков
Слайд 171Голицынская больница в Москве.
Арх. М.Ф. Казаков. 1796—1801. Церковь святого
царевича Димитрия.
Интерьер. Современное фото
Слайд 172Здание Голицынской больницы – 1796-1801гг., арх. М.Ф. Казаков
Слайд 174Церковь Филиппа Митрополита – 1777-1788гг. Арх.М.Ф. Казаков
Слайд 175Дом В.П.Разумовской в Москве - 1779-1894гг., арх. М.Ф.Казаков
Слайд 177План центральной части Петербурга в 18 веке.
Слайд 209С.-Петербург. Казанский собор. Интерьер
Слайд 210Казанский собор - 1801-1811гг., арх.А.Н.Воронихин.
Памятник Кутузову (1832-1837г), скульптор Б.И.Орловский, арх.
В.П.Стасов
Слайд 211С.-Петербург. Схема Дворцовой площади.
Слайд 213С.-Петербург. Арка здания Генштаба.1-я треть 19 в. Арх. Карл Росси
Слайд 217С.-Петербург. Здание Горного института.1806-1808г. арх.А.Н.Воронихин
Слайд 218С.-Петербург. Казанский собор. Памятник М.Б. Барклаю де Толли
Слайд 219С.-Петербург Казанский собор - 1801-1811гг., арх.А.Н.Воронихин
Слайд 220Возведение Исаакиевского собора.
Техника создания свайного основания
была несложной: из глубоких траншей откачивали воду, затем вбивали сосновые
просмоленные сваи. Их диаметр равнялся 26- 28 сантиметрам , высота 6,5 метра . Расстояние между ними равнялось диаметру сваи. Забивали сваи чугунными бабами. Подъем бабы производился воротом, на каждом из них работало по шесть лошадей. Монферран в докладе Комиссии сообщал, что летом, в августе, за день забивалось всего пять свай, а в ноябре уже не более двух. В результате забивка свай под основание собора растянулась на целый год.
Для подрезки свай на одном уровне Монферран использовал давний и широко известный способ: приказал остановить работу насосов и после того, как вода достигла нужной высоты, ее откачали, а сваи обрезали по отметке, оставленной водой. Промежутки между сваями на глубину около метра заполнили утрамбованным древесным углем. Всего на строительной площадке было забито 10762 сваи. Работы по сооружению фундамента продолжались около пяти лет и потребовали участия 125 тысяч рабочих: каменщиков, плотников, кузнецов.
Слайд 221Мозаика Исаакиевского собора
В технологии изготовления мозаики особое значение придавалось производству
канторели - "золотых смальт", из которых набирались фоны мозаичных картин.
Для создания канторели на стеклянную пластину накладывали листки золота, заливали расплавленным стеклом, прессовали и золото прочно спаивалось со стеклом. Такие смальты применялись при создании мозаик Исаакиевского собора, набиравшихся так называемым прямым способом.
Интересна мозаика главного алтаря "Тайная вечеря", выполненная по оригиналу С.А.Живаго, в которой использован так называемый метод оптического смешения цвета. Для получения нужного оттенка кусочки смальты различной окраски подбирались с таким расчетом, чтобы на расстоянии их цвета слились в необходимый тон. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаичные картины Исаакиевского собора получили высокую оценку. Специалисты отмечали, что изготовление смальты на русском мозаичном заводе "доведено до такого совершенства, как нигде в Европе". 30 мая 1858 г . состоялось открытие Исаакиевского собора. Церковь превратила освящение собора в важный государственный акт.
Слайд 222С.-Петербург. Исаакиевский собор 1818-1858гг.арх. О.Монферран
Слайд 223С.-Петербург. Исаакиевский собор 1818-1858гг., арх. О.Монферран
6- придел св. Екатерины
7-придел
св. Александра Невского
Слайд 224
Собор - одно из самых крупных купольных сооружений Европы;
занимаемая площадь превышает гектар. По эмоциональной выразительности художественного образа, благородству
архитектурных форм, эффекту колоссальных колонн, изысканности пластического и цветового сочетания в художественном убранстве собор не имеет равных себе в Европе.
С.Петербург.
Купол Исаакиевского собора.
Высота собора 101,5м.
Диаметр купола =25м
высота колонн портика =17м
высота колонн барабана = 13м
Слайд 225С.-Петербург. Исаакиевская площадь.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади сооружен по
проекту строителя Исаакиевского собора архитектора О. Монферрана в 1856–1859 годах.
К работам по созданию памятника был привлечен ряд скульпторов. Большую модель конной статуи Николая I исполнил П. К. Клодт. Модели скульптур для пьедестала лепили Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман.
Слайд 226
Пьедестал памятника украшают четыре аллегорические фигуры "Правосудие" (с весами), "Сила"
(с мечом), "Мудрость" (с зеркалом) и "Вера" (с крестом и
библией), для которых, если верить легенде, позировали жена императора и три его дочери. Нижний ярус постамента украшают барельефы (ск. Р.Залеман, Н.Рамазанов), посвященные событиям правления Николая I: "14 декабря 1825" (изображен молодой император, вверяющий своего сына верным правительству войскам); "Николай I на Сенной площади в 1831" - имеется в виду Холерный бунт 21-22.07 1831, подавленный Семеновским полком под личным руководством Николая; "Открытие Веревьинского моста на железной дороге Петербург-Москва (1851)"; "Награждение М.Н.Сперанского за составление Свода Законов(1832)".
Слайд 227Памятники Николаю I и Петру I установлены на одной оси,
обращены в одну сторону, но отгорожены друг от друга Исаакиевским
собором. Согласно преданиям, уже на следующий день после открытия на сгибе передней правой ноги коня Николая I появилась доска с надписью: «Не догонишь». Вскоре по Петербургу пошла гулять поговорка: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает» и ее более популярный вариант: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает»
Слайд 230А.Садовников. «Театральная площадь в день открытия
Большого театра 20 августа
1856г.»
Слайд 231Москва. Большой театр (1821-1824гг.),
арх. А.А.Михайлов, О.И. Бове, А.К. Кавос,
скульптор П.К. Клодт