Слайд 1АРХИТЕКТУРА первой половины XIXвека.
Слайд 21. Ампир: происхождение и особенности.
2. Петербургский ампир:
А.Н.Воронихин .,Ж.Тома
де Томон, А.Н.Захаров
К.Росси, О .Монферран.
3. Московский ампир:
О.Бове ,Д.Жилярди,
А.Г.Григорьев.
4. Заключение, проверочный тест.
Содержание
Слайд 3Темой работы является русская архитектура I половины XIXвека, архитектура
ампира. Этот стиль был яркой, но короткой страницей в истории
русской и западно-европейской архитектуры.
В России он утвердился после победы в войне 1812года, когда российское общество переживало подъём, единение всех жителей государства, поэтому архитектурный стиль нёс с собой пафос героизма, утверждение силы человеческого разума, мощи государства. Он был проникнут жизнеутверждающим, победным духом, то есть содержал в
себе созидательное начало.
В наше время, время становления нового государства мне захотелось обратиться к величественной и гармоничной архитектуре ампира первой половины XIX века, понять в чём секрет её вечной молодости, увидеть историю зодчества как развитие человеческой мысли. Архитектура выражает характер эпохи.
Введение
Слайд 4Почему первую половину
XIX ВЕКА
называют
«золотым веком»
русской архитектуры?
Слайд 5
Усложнение общественной жизни;
Напряженные поиски художественных стилей, течений, ценностей, быстрая смена
их;
Интерес к национальной тематике:
а) Война 1812 года –рост патриотизма;
открытость и
восприимчивость к мировой культуре;
б) А.С.Пушкин- создание русского,
литературного языка;
в) Публикация «Истории государства Российского»
Н.М.Карамзина-интерес к родной истории ;
Особенности русской культуры
первой половины XIX века
Слайд 6 Архитектура
Ведущим стилем в России первой
половины XIXвека
стал ампир -воинствующий , победный классицизм.
Стиль сложился
в период империи Наполеона I
во Франции, где его отличало парадное великолепие,
монументальность архитектуры и богатый декор.
Библией нового стиля считалось сочинение придворных
архитекторов Наполеона Ш.Персье и П .Фонтена :
«Собрание эскизов для украшения интерьера».
П.Ф.Л.Фонтен
Триумфальная арка
Б.Виньон
Церковь Сен-Мадлен
Ж.Ф.Т. Шальгрен
Триумфальная арка
Слайд 7
Триумфальная арка
О.Бове
Казанский собор
А.Воронихин.
Особенности ампира:
Образец –
искусство Императорского Рима
отличавшееся пышностью, приверженностью к
военной
тематике;
в убранстве зданий: мечи, щиты, шлемы,
знамёна;
особая роль скульптуры, скульптура ,как
бы «заговорила» стала объяснять
замысел архитектурного сооружения;
Слайд 8Архитектура ампира
Московский
К.И.Росси
(1775-1849)
А.Н.Захаров
(1761-1811)
Петербургский
Архитектура отдельных
зданий
Архитектура проспектов
И площадей
Д.И.Жилярди
(1785-1845)
А.Г.Григорьев
(1782-1868)
А.Н .Воронихин
(1759-1814)
Слайд 9 В Петербурге и Москве возникли архитектурные, ансамбли
преобразовавшие обе
столицы. Строились крупные общественные здания- театры, биржи, правительственные и военные
учреждения.
Государство -заказчик не жалело на строительство ни сил, ни средств , что способствовало необыкновенному размаху строительства в стиле ампир.
.
Слайд 10
Вид Казанского собора
Художник Фёдор Алексеев
Казанский собор
(1801-1811)
Слайд 11 Автор собора –бывший крепостной графа А.С.Строганова— А.Н.Воронихин
Учился зодчеству у знаменитых архитекторов В.И.Баженова и М.Ф.Казакова.
Храм был построен накануне войны 1812г.
Вскоре собор стал памятником победы русского народа в Отечественной войне. Архитектура собора достойна этой Славы.
Слайд 12
Главное украшение собора :величественные каменные колонны-
144- снаружи из пудостьского
камня и 56 внутри из гранита.
Храм – блестящий образец синтеза
искусств..
С севера в нишах установлены бронзовые статуи Св.Владимира,
Ал.Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного.
Наружняя скульптура выполнена ваятелями И.П.Мартосом, С.С.Пименовым, И.П.Прокофьевым
и В.И.Демут-Малиновским.
Слайд 13
Внутри собора работали известные художники,получившие светское образование. Более 150
работ В.Л.Боровиковского,О.Кипренского,
Г.И.Угрюмова находятся в соборе.
При строительстве купола этого собора
Впервые в
России применены металлические
конструкции.
О.Кипренский
Мадонна с младенцем
Слайд 14М.И.Кутузов
Н.Б.Барклай
де Толли
Скульптор
Б.И.Орловский
В этих памятниках
через портрет
выражены глубокие патриотические чувства:
суровая тяжесть войны и горечь
поражения
-Барклай де Толли
уверенность в победе и сила ратного духа русской армии
-Кутузов.
Прах М.И.Кутузова погребён
в северном
пределе
Казанского собора
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Всё спит кругом: одни лампады
Во мраке храма золотят
Столбов гранитные громады
И их знамён нависший ряд…
А.С.Пушкин
Слайд 16На стене около места погребения М.И.Кутузова-
картина Ф.Я.Алексеева «Крёстный ход на
Красной
площади 1612году после освобождения Москвы от
польских интервентов»
В соборе появилось
место
в котором сохраняется память о
2 х значимых в русской истории
событиях, когда русский народ
отстоял независимость страны:
1612г, 1812г.
Во время войны 1941- 1945 г. в
этом месте молодые воины давали
присягу.
Слайд 17«Исторический вестник» XIX века о строителях
Казанского собора: «способность даже
простых русских в технике изящных
искусств
изумительна!»
Архитектор
Колонных дел
мастер
Чугунное литьё
«Дверей в рай»
Скульптор
Собор построен русскими зодчими и строителями, укра-
шен русскими художниками и ваятелями –триумф русской культуры!
Слайд 18К 300-летию Петербурга собор получил подсветку (18 млрд. руб.).
Новая жизнь
Казанского собора
Слайд 19Здание Горного института
(1806-1808) арх. А.Н.Воронихин
Здание украшают скульптуры:
«Геракл ,удушающий Антея»
скульптора Пименова,
И « Похищение
Прозерпины
Плутоном»
Демут –Малиновского;
Языком аллегорий прославляют
они силу и богатство земных недр, раскрывают назначение
сооружения.
Слайд 20Ф.Алексеев Стрелка Васильевского острова
XIX век
Слайд 21XXI век Ансамбль стрелки Васильевского острова
Слайд 22Тома де Томон (1805-1810)
В Ансамбль Стрелки Васильевского острова
входят :
Полукруглая
площадь
перед зданием
Две Ростральных
колонны
Здание Биржи
Слайд 23Здание Биржи
( 1805-1810)
Зодчий взял за образец форму античного
периптера-храма, окружённого
со всех сторон колоннами. Важное значение играет скульптура. Навстречу течению
Невы выплывает бог морей Нептун в
колеснице, запряжённой морскими конями.
Слайд 24 Ростральные колонны- маяки,
олицетворяющие морское
могущество
России .Они украшены
якорями и носами древних кораблей-
рострами.
У основания высеченные из камня
фигуры, олицетворяющие
реки России: Волгу, Днепр,
Неву и Волхов.
Слайд 25.
Свидетельство современников:
«Столица наша превратится скоро
в Новые Фивы; позднее потомство
будет спорить: люди
или исполины создали град сей?
Честь и слава
гражданину
Суханову!»
Портрет С.К.Суханова
В.И.Тропинина
Слайд 26Здание состоит из 5 частей: центральной башни , двух крыльев
и двух корпусов.
Шпиль –кораблик , венчающий башню , стал
символом Петербурга.
Адмиралтейство
(1805-1823)А.Д.Захаров
Слайд 27Важную роль играет скульптура: здесь она не
украшение , а часть
единого целого. Соавторами
Захарова были : Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов,
И.И.Теребенев, В.И.Демут-Малиновский.
Скульптура усиливает значение здания как
памятника русской морской славы.
Слайд 28Главная идея здания : Россия- великая
морская держава. Над Аркой барельеф
«Заведение
флота в России»: Нептун
вручает Петру I трезубец в знак
владычества
над морями.
Слайд 29По обе стороны арки- «Морские нимфы, несущие земную сферу
- работы Ф.Ф.Щедрина.
На углах первого яруса-
античные герои :
А.Македонский,
Ахилл,
Аякс, Пирр.
Слайд 3028 скульптур над верхней
колоннадой символизируют
4 времени года, 4 стихии,
4 главных
ветра, богиню
Изиду-покровительницу
кораблестроения и музу
Астрономии -Уранию.
Адмиралтейская башня как
эмблема города увековечена
на медали «За оборону Ленинграда»
Слайд 31Ансамбли К. Росси
К.Росси
не просто строил отдельные здания,
а перестраивал и переоформлял прилегаю-
щие улицы и площади.
владея приёмами ордерной системы
умел создавать разнообразные ,ни разу
не повторяющиеся композиции.
«…мало кто на свете творил так же много
и так же радостно ,как он .Он Моцарт в
архитектуре!» (И.Грабарь)
Слайд 32Ансамбль
Дворцовой
площади.
(1819-1829)
К.Росси достроил полукилометровую
дугу зданий ,а в центре спроектировал
проездные ворота – арку Главного Штаба.
Слайд 33Расходящиеся веером
2 арки ( вид с Невского
проспекта.)
Арка Росси напоминает триумфальные ворота.
По обеим сторонам
проезда помещены воинские доспехи. Между колоннами -фигуры воинов.
Венчает арку колесница в которой стоит богиня
Победы. Её авторы ваятели- С.С.Пименов,
В.И. Демут- Малиновский.
Слайд 34Михайловского дворца
(1819-1834)
Стены дворца имеют богатый декор;44 панно ,
изображают шествие
древних римлян.
Один из самых красивых залов- Белоколонный,
модель которого
была выслана английскому
королю.
Ансамбль
Александринского
театра ( 1816-1834)
К.Росси : « Размеры предполагаемого мною проекта
превосходят те ,которые римляне считали достойными для своих памятников Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии…»
Слайд 36Драматический
театр имени .А.С.Пушкина
Здание театра –пример синтеза
искусств. Скульптура раскрывает
назначение здания:
античные театральные маски,
гирлянды лавровых венков,
статуи муз в нишах
великолепная квадрига
Аполлона на аттике главного
фасада.
Слайд 37Улица Росси (1828-1834)
Признана одной из
красивейших улиц мира!
состоит из
двух протяжённых зданий , построенных
для дирекции театров и для Министерства
просвещения.
Слайд 38Здание Сената
и Синода
( 1829-1834)
Ансамбль из
двух равновеликих зданий:
Сената- ближе
к Неве и
Синода- ближе к Исаакиевскому собору.
Слайд 39 Сенат и Синод объединены аркой переброшенной
над Галерной улицей
Каламбур XIX века:
Сенат и Синод живут
ПОДарками
Слайд 40Ансамбль Елагина
дворца (1818-1826)
В настоящее время здесь находится музей К.Росси.
Слайд 41Исаакиевский собор
(1818-1858)
Высота: 101м
Диаметр купола- 25м
4
место в мире по величине;
вмещает 12тыс. чел.
Сооружение и
отделка обошлись государству 23млн. 256тыс.рублей
«Недостаток собора» -обвинение в перегруженности редкостью и драгоценностью
употребляемых на его постройку материалов.
Слайд 42112 колонн
из гранитных монолитов
до 114 тонн каждая
Около 400
рельефов и
бронзовых скульптур
Его украшают:
Оформление собора : более150
произведений монументальной
живописи; среди них работы В.Шебуева, К.Брюллова, Ф.Бруни;
Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов ,выполнены
И.Витали; более 60 мозаик, выполненных русскими мастерами.
Слайд 43Собор –одно из величайщих купольных сооружений.
Металлические конструкции купола-
выполнены опытным путём
в век
отсутствия сопрамата!
Купол Капитолия построен через 20лет
по
чертежам Монферрана!
Расписывая плафон главного купола (816 кв. м.) К.Брюллов
воскпицал: «мне тесно , я бы теперь расписал небо!»
Слайд 44Мозаики собора в 1862г. на
Всемирной выставке в Лондоне
получили высокую
оценку:
«у русских изготовление смаль-
ты доведено до такого совершенства как нигде
в
Европе»!
В соборе находится один из
крупнейших в России витражей
площадью в 28,5кв.м
Слайд 45В отделке интерьера использованы многие породы ценных камней: малахит, лазурит,
порфир, мрамор.
Слайд 46Во время войны все 900дней блокады музейные сокровища
находились в
подвалах собора, ни разу прямого артобстрела
не было. Купол был покрашен матовой зелёной краской
для того, чтобы предотвратить его разрушение с воздуха.
Слайд 47Историческая справка:
Александр II учредил 1858 г.
Медаль «ЗА
строительство Исаакиевского собора» трёх
видов: золотую с бриллиантами;
золотую; серебряную.
Более100 наиболее усердных
и умелых
мастеров были награждены серебряными медалями.
О.Монферран получил золотую медаль с бриллиантами.
Более 50 скульпторов, живописцев получили золотые медали.
Слайд 48Легенды Собора
После гражданской
войны США предлагало
продать ей собор,
взамен обещая,
заасфальтировать
все ленинградские улицы.
Предсказывали , что как только с
собора снимут леса, произойдёт падение дома Романовых (леса сняли в 1916г).
Слайд 49«Новая жизнь» Исаакиевского собора.
лл
Слайд 50Александровская колонна
(1830-1832)
Современники XIXвек:
« Вид колонны вызывает истинное удовольствие удовлетворённый глаз с любовью обозревает
детали и отдыхает на целом».
Слайд 51 О.Монферран, участник Наполеоновских войн , вместе с русскими
мастерами воздвиг памятник славы победителям
войне с Наполеоном.
Это самая высокая триумфальная колонна в мире!
Высота колонны-47.5 м
самый высокий в мире монолит,вес-600 тонн.
Является памятником
русской воинской славы ,символом победы в войне 1812г.
Венчает колонну 4,26 м фигура.
ангела ,попирающего змею
(Скульптор Б.И.Орловский).
Слайд 52Основание колонны
украшают бронзовые ба-
рельефы ,рисунки для ко-
торах сделаны Монферра-
ном.Аллегорические фи-
гуры
,символизирующие
Победу,Мир,Правосудие,
Милосердие,Мудрость,
Изобилие и изображение рек –Неман и Вислы.
(Скульпторы:СП,Свинцов,
Леппе)
Слайд 53Московский ампир
Его своеобразие вытекало из сочетания
новых идей 19 века
с национальными традициями;
До войны 1812 года облик Москвы создан
М.Ф.Казаковым.
Здание Градской больницы арх. М.Ф.Казаков.
Слайд 54Москва после пожара 1812года
из 9 тыс. домов уцелело 2,5тыс.
В столице
в 1813-1830 гг. возникли главные архитектурные ансамбли, важнейшие общественные сооружения.
.
Созданная в 1813 году Комиссия для строения Москвы (из
учеников и последователей М.Ф.Казакова), обеспечила
стилевую целостность застройки города.
Слайд 55О.И.Бове
Возглавлял комиссию архитектор О.И.Бове, создавший архитектурный ансамбль центра города. Он
провёл:
реконструкцию Красной площади
(торговые ряды)
Разбивку Александровского сада;
Создал Театральную площадь ,
за счёт «погребения» реки Неглинки.
Верхние торговые ряды
Раух. « Красная площадь»
Слайд 56 Театральная площадь( 1816-1824)
Центр площади- здание Большого
театра
,имеющего высоту 37 метров,
по его оси был расположен 8-колонный
портик ,
увенчанный великолепной
фигурой Аполлона на колеснице
зал вмещал 3тыс. зрителей.
арх. А.А.Михайлов и О.Бове
Московские ведомости о
рождении Большого театра:
«прекраснейшее здание
очаровывающее благородной простотой , соединенной с изяществом , величавостью и
легкостью» 17января 1825г.
Слайд 57Пожар Большого театра,1853г
После пожара восстанов-
лен архитектором
А.К.Кавосом (он увеличил высоту, изменил пропорции и архитектурный декор).
)
Квадрига Аполлона
Скульптор П.К .Клодт
Слайд 58 В 1941году,прорвавшийся немецкий
бомбардировщик сбросил 500кг.
бомбу на театр.
Ежегодно у
фонтана Большого
театра собираются ветераны
Великой Отечественной войны.
Большой театр является гордостью
русской культуры.
С 1842 года на его сцене ставятся
оперы и балеты русских
композиторов.
Слайд 59На Театральной площади располагается и здание Малого театра- «второго Московского
университета». Открытие его состоялось в 1824году. Архитекторами являлись О.Бове и
А.Ф.Элькинский (перестроено в 1838 году архитектором К.А.Тоном). Этот театр называют ещё «домом Островского»,
47 пьес А.Н.Островского поставлено на его сцене.
А.Н.Островский о театрах на Театральной площади:
«национальные театры- есть признак совершеннолетия нации,
так же как и академии, университеты, музеи».
Слайд 60 Александровский сад
О.Бове проектировал устройство Александровского
сада до
Троицкого моста. Были высажены лучшие
деревья и кусты, разбиты клумбы,
построен грот.
Предполагалось устроить в саду пруды с каскадом
и подсветкой .Эта идея О.Бове была воплощена в жизнь
В XX веке при реконструкции Манежной площади.
Отдельный выход из Александровского сада вёл к
Манежу.
Слайд 61Здание Манежа (1817г).
Построено к 5-ю победы русского оружия в войне1812г.
Предназначалось
для смотра
и учения войск .Представляло уникальное инженерное соо-
ружение длиной
166м, шириной 45м.
Без промежуточных опор внутри. В Манеже мог маневрировать
пехотный полк численностью
2 тыс.человек. Построено по
проекту инженеров А.А.Карбонье,
и Л.Л.Бетанкура.
Слайд 62С 1831 г он использовался как выставочный зал для проведения
с/х выставок, промышленных и выставок цветов. В советское время до
1957г в здании был гараж.
С 1957г –Манеж- выставочный зал.
О.Бове разработал проект
декоративного скульптурного убранства Манежа, использовав тему античных военных доспехов Манеж часто использовался как концертный зал для проведения « концертов-монстров» , где число участвующих 1000 человек, а слушателей-12 тысяч.
Слайд 63Пожар 2004года уничтожил здание. В апреле 2005г здание
полностью восстановлено.( Проект
-24,5 млн. долларов)
Манеж и сегодня удивляет строгостью фасадов, внешней лёгкостью
при своих громадных размерах. После восстановления выставочная площадь увеличена в 2 раза.
Манеж до пожара до 14 марта 2004 года.
Манеж после восстановления 18 апреля 2005года.
Слайд 64Триумфальные ворота О.Бове(1834г)
Воздвигнуты у Тверской заставы на месте деревянных возведённых
в 1814году для встречи победоносных русских войск из заграничного похода.
В
1936г арку разобрали, её части хранились в Музее архитектуры на территории Донского монастыря. В 1983г арку восстановили на Кутузовском проспекте .Скульптуры на арке выполнены И.Т.Тимофеевым и И.П.Витали. В основу проекта положена знаменитая аркаТита.
Слайд 65Храмовые постройки О.Бове
В культовом зодчестве
20-30х г . распространена храмовая купольная ротонда.
Церковь Всех скорбящих
Радости
на Ордынке.
Церковь Вознесения у Никитских ворот
Слайд 66 Дом Н.С. Гагарина на Новинском бульваре(разрушен
во время войны)
Покровская
церковь
О.Бове
Слайд 67 Д.И.Жилярди (1788-1845 г )
Д.И.Жилярди по происхождению
итальянец.С1810-1832 работал в России. Восстановил здание Университета (1817-1819)г.
А.Ф.Мерзляков: «Храм Миневры,
восстал облекаясь в великолепие, превосходящее даже то, в коем был до пожара.»
Он сохранил объём здания,
ионический портик Казакова
был заменён более крупным
дорическим .Использовал декор
в виде масок, факелов, венков.
Слайд 68Дом Луниных на Никитском бульваре
ныне Музей искусств народов Востока
Д.И.Жилярди
(1823г.)
В этом
здании проявилась московская черта – общая
живописность композиции, динамичность,
неуравновешенность .Асимметричный по построению
состоящий из сооружений различных форм и размеров,
ансамбль развивается, как бы следуя направлению уличного
движения.
Слайд 69А.Г.Григорьев(1782-1868)
Славу архитектору принесло строительство жилых зданий.
Интересными среди них являются
2 дома на Пречистенке:
Хрущёвых-Селезнёвых (ныне Музей А.С. Пушкина1814г)
Лопухиных- Станицких ( ныне Музей Л.Н.Толстого 1817-1822г)
.
С 1920 года музей С 1968 года музей Л.Н.Толстого. А.С.Пушкина
Слайд 70Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев.
Здание Опекунского совета
(1821-1826г )
Усадьба Усачёвых-Найдёновых( 1829-1831г)
Вместе они осуществили
перестройку Вдовьего дома, Слободского дворца в Лефортове , Екатерининского института , в имении Голицыных в Кузьминках.
Слайд 71Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев
Мавзолей –ротонда в Суханово
Конный павильон
в Кузьминках
Парадный монументализм
подчёркнутый мощными колоннами фасадов, чёткой ритмикой орнаментальных
вставок и скульптурного
декора.
.
Слайд 72Московский особняк и городская усадьба
Торжественная ордерная архитектура и посвящённая победам
скульптура , её масштабы, чёткость и стройность форм- всё это
отвечало духу народа-победителя, отстоявшего независимость России , но основным , что определяло облик восстанавливаемой Москвы –была массовая застройка. которая строго регламентировалась.
А.К.Толстой так изложил эти требования :
« В мои года хорошим было тоном
Казарменному типу подражать
И 4-м или 6-ти колоннам,
Вменялось в долг шеренгою стоять,
Под неизменным греческим фронтоном.»
Стены особняков красили в светлые тона: жёлтый,
палевый , розовый, жёлто-серый..
Слайд 73Дом «МУ-МУ» на Остоженке
Дом в Денежном переулке
«Московский ампир»,чаще всего деревянный
доживёт до сер.XIX века. Он проникнут идеей уюта, домашнего очага,
имеет некий налёт провинциализма ,т.е. он ближе к провинциальной русской архитектуре, чем к петербургской..В конце 30-40-х в Петербурге и в Москве работало немало архитекторов ,воспитанных на приёмах классицизма.
Слайд 74Кризис классицизма и появление эклектики.
В 30-40г единый
стиль , скреплявший
прежде всё русское зодчество
распадается, разрушается
ансамблевость ,
из зодчества уходит былое величие и
простота .Наступает время эклектики
или историзма.
Синодальная
типография
А.Балакирев
И.Мироновский
Храм Христа
Спасителя
К.Тон
Слайд 75В.Баженов1
А.Воронихин2.
О.Монферран. 3
О.Бове 4
М.Казаков.5
А.Григорьев.6
К.Росси 7
Д.Жилярди 8
Распределите архитекторов по городам, где они
работали:
Санкт-Петербург
Москва
Слайд 76Адмиралтейство 1
Казанский собор 2
Манеж в Москве 3
Здание Главного
Штаба 4
Русский музей 5
Дом Луниных в Москве 6
Триумфальная арка 7
Исаакиевский
собор 8
Московский университет 9
О.Бове 1
А.Г.Григорьев 2
А.Н.Воронихин 3
Д.И.Жилярди 4
А.Д.Захаров 5
О.Монферран 6
К.И.Росси 7
Установите соответствие
Слайд 77Заключение
Путешествие в мир архитектуры первой половины
XIX
века, убеждает в том, что талантливые
произведения, создаваемые в любом
архитектурном
стиле, существуют вне времени и продолжают волновать современного человека.
Архитектура ампира – живой источник творческих идей!
Эти великолепные произведения архитектуры ездят
смотреть в Россию так же , как мастеров
Ренессанса в Италию.