Слайд 1Архитектура Ренессанса
Ханбабаева О.Е.
Слайд 2Понятие "Ренессанс" (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник
Джорджо Вазари, написавший трактат "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и
зодчих" (1550 г.)
Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре.
Возврат античных форм ознаменовал окончание мрачного периода средневековья с религиозным засильем церкви.
Слайд 3В эпоху Ренессанса (15-17 вв.) громадные сооружения средних веков сменились
зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения.
Слайд 4Основой архитектуры Ренессанса являлось
наследие зодчества Древней Греции и Древнего Рима:
симметрия,
пропорциональность,
масштабирование относительно параметров человеческого тела,
ордерная система,
ритмичность
в расположении элементов и декора фасадов.
В плане здания архитектуры Ренессанса имеют чаще всего прямоугольную форму с осевой симметрией и модульной пропорцией.
Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы.
Слайд 5Развитию ренессанс - стиля в архитектуре способствовало появлению новых технологий
в строительстве и производстве материалов, произошло разделение труда проектировщика-архитектора и
мастеров-строителей, у сооружений появились авторы, имена которых были запечатлены на проектах.
Ренессансная архитектура была описана в работах Леон Батиста Альберти "Десять книг об архитектуре", которые стали руководством для многих европейских зодчих разных стран.
Альберти в собственных проектах применил пилястры для членения стен, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, обработка стен рустом, отделка окон каменной кладкой.
В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях.
В храмовом строительстве зодчие перешли от крестового свода к коробовому своду, а купол опирается на массивные столбы.
Слайд 6Представителями ренессансной архитектуры были
Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе
в Витербо),
Вазари (галерея Уффици во Флоренции),
А. Палладио (виллы,
базилики, театр в Винченце),
Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе),
Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме),
Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции),
Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме),
венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. Марка, палаццо Корне).
Слайд 7Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции, архитектор Вазари. 1560-1581
гг.
Слайд 8Начало нового стиля было положено в Италии. Искусствоведы считают, что
Ренессанс начался в 1401 г.
В этот год мастера из
Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi. 1377—1446 гг.) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi. около 1386-1466 гг.) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима.
Слайд 9Здесь они зарисовывали самые разные фрагменты остатков античных сооружений: колонны,
профили, карнизы, капители, исследовали фундаменты, планы построек, разбирались в конструктивных
особенностях древних зданий.
Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах.
Слайд 10Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Филиппо Брунеллески
в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора
Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420—1436 гг.).
Слайд 13Основной конструкторской находкой купола считается изгиб ребер, который помогает вынести
большую нагрузку, а также технология одновременного строительства всех восьми ребер.
На основе своих исследований античного зодчества Брунеллески сформировал свой собственный архитектурный язык.
Его сооружения были более легкими и изящными по сравнению с античными образцами, лежащими в основе его творчества.
Его способ передачи античных форм и декора нашел отражение в постройках Ренессанса, а затем отразился в стиле классицизм, барокко, рококо, ампире.
Слайд 14Прототипом архитектуры Ренессанса в жилых постройках 15 в. стало палаццо
- городской дворец.
В плане это было прямоугольное сооружение с
центрально-осевой композицией и внутренним двором.
Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. начало строительство 1440 г.).
Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами.
Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.
Слайд 15Палаццо Питти (Palazzo Pitti), архитектор Микелоццо, начало строительства 1440 г.
Слайд 16В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато
д'Анджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il
Bramante. 1444—1514 гг.)
Образцом его работы может служить ротонда Темпьетто, построенная в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
В плане - это круглое сооружение с округлым куполом и трехступенчатым основанием, окруженное римско-дорической колоннадой.
При папе Юлие II, Браманте работает над реконструкцией Ватикана, создавая единый комплекс из разрозненных построек.
Ему принадлежит проект собора св. Петра в Риме с симметричной композицией: в плане - это объединение квадрата с крестом.
Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо.
Слайд 17Палаццо Канчоллерия (1483-1526 гг.), архитектор Браманте. Рим.
Слайд 18Представитель ренессанс - стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио создавал
и церкви, и загородные виллы, внедряя идею "колоссального" ордера на
2 или 3 этажа, это система получила название "палладианского ордера".
Великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства и классицизма.
Родился: 30 ноября 1508 г., Венеция, Венецианская республика
Умер: 19 августа 1580 г. (71 год), Виченца
Palladio Andrea 1508-1580 гг.
Слайд 21"Колоссальный" ордер Андреа Палладио. Вилла Фоскари (Foscari). 1558-60 гг. Мальконтента.
г. Мира.
Слайд 22Во второй половине 16 в. в ренессансной архитектуре чаще появляются
сооружения, которые стали более точным воспроизводством строений античной классики, однако,
все равно, они были более легкими и изящными.
В середине 16 в. был построен западный фасад Лувра (это крыло является самым старым в здании) архитектор Пьетр Леско (Lescot).
Слайд 23Западный фасад Лувра, архитектор Пьетр Леско (Lescot), начало 1546 г.
Слайд 24К 17 в. ренессансный стиль в архитектуре стал популярным в
разных странах Европы, сочетаясь с этническими традициями.
К архитектуре Ренессанса
относится:
замок в Фонтебло (Château de Fontainebleau), Ане (Château d'Anet),
Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма (Philibert Delorme или de l’Orme; 1510 - 1570 гг. был сторонником так называемого французского ордера - сочетания классического ордера и готики, внедрял в конструкции деревянные фермы, килевидные кровли, специфические колонны).
Слайд 25Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (château d'Écouen
- ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (château de
Blois) во Франции.
В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х.де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera; 1530-1597 гг.), в Испании.
Альтенбургская ратуша,
часть Кельнской ратуши (Kölner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss),
Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.
Слайд 26Монастырь Эскориал (El Escorial). Главный архитектор проекта - Хуан Баутиста
де Толедо, после 1569 г. работу продолжил Хуану де Эррере.
Испания.
Слайд 27В архитектуре Ренессанса использовались приемы и декор времен античности, однако
изменились функции возводимых сооружений: уже не строились огромные спортивные сооружения,
общественные бани, как в Риме, большие храмы, как в Древней Греции.
Соответственно изменилась и масштабность сооружений, которая стала соответствовать размерам человеческого тела.
Специфика стиля архитектуры Ренессанса, была создана творчеством зодчих, переосмысливших античное наследие, включая ордерную систему, которая и стала стилеобразующей.
Слайд 28Искусство средневековья стало восприниматься как зодчество варваров, однако, мастера продолжали
использовать мотивы готики в новых сооружениях в сочетании с новыми
приемами, что определило отличия от античности Древней Греции и Древнего Рима. Специфика местных школ под руководством известных мастеров обеспечили разнообразие аспектов зодчества этой эпохи.