Слайд 3Архитектура
Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных
вузах составили картину небывалого творческого подъёма конца 10—20-х гг. Спектр
направлений был очень широк: от продолжения традиции неоклассицизма 10-х гг. до самого дерзкого новаторства. Зодчие-традиционалисты пытались создать «революционный» стиль на базе архитектурных форм прошлого, обобщая их, придавая им повышенную выразительность.
Слайд 4Архитектурный авангард зародился в первой половине XX века, когда молодые архитекторы решили отказаться
от старых, изживших себя традиций. Они искали новые пространственные решения и формы,
иную эстетическую выразительность, использовали последние материалы (железобетон) и достижения инженерной науки. Новые социальные потребности людей порождали новые типы зданий: дома-коммуны, фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы.
Однако это было тяжелое послереволюционное время, когда из-за недостатка средств, а зачастую просто из-за нехватки материалов и квалифицированных рабочих реализовать идеи архитекторов было нелегко. И новаторские эксперименты порой сводились к многочисленным проектам «бумажной архитектуры», которые опережали технические возможности своего времени, но так и не были воплощены.
Слайд 5Новая идеология молодой советской страны требовала нового подхода и к строительству общественных зданий.
В 1920–30-е годы в СССР задачей архитекторов стала оптимизация общественной жизни советских
граждан. Архитекторы-новаторы объявили войну мещанской идеологии. Для нужд советских граждан стали возводиться дома-коммуны, дома культуры, дворцы труда, стадионы и библиотеки. А фабрики-кухни были призваны решить сразу две задачи — обеспечить качественным питанием рабочих и освободить советскую женщину от «кухонного рабства».
Самарская фабрика-кухня — уникальный памятник архитектуры, созданный по проекту Екатерины Максимовой в 1932 году.
Слайд 6Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре,
фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине
1930 годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.
Дом культуры имени С. М. Зуева
1928
Планетарий. 1927-1929 М.О. Барщ, М.И. Синявский.
Клуб обувной фабрики «Буревестник» 1927-1929 К.С. Мельников
Слайд 7Конструктивизм — направление в советском искусстве 20-х гг., выдвинувшее задачу
художественного конструирования материальной среды, окружающей человека: интерьера, мебели, посуды, одежды
и т. П
Общим идеалом было здание строго продуманное, удобное в эксплуатации, построенное при минимальных затратах труда и материалов.
Слайд 8Ярким примером технического новаторства может служить московская радиобашня, возведённая в
1922 г. по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853—1939). Он
одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны — гиперболоиды, — имевшие большое будущее в мировой строительной практике.
Слайд 9Московская радиобашня
Конструкция была весьма проста: прямые стальные стержни, пересекаясь, образовывали
сетку.
Сетка держалась на кольцевых основаниях башни. Все детали соединили заклепками,
что придало им подвижность.
В итоге получилась легкая, жесткая и очень прочная конструкция, которая могла выдержать не только сильные порывы
ветра, но и резкие удары. В 1939 году небольшой одномоторный самолет зацепился за трос и разбился.
Башня же устояла, ей даже не потребовался ремонт.
Слайд 10Шуховская башня (теле-радио башня на Шаболовке). 1922. Москва.
Инженер В.
Г. Шухов
Главной высотной доминантой города согласно генеральному плану реконструкции
Москвы 1923 года должна была стать радиобашня на Шаболовке, спроектированная в 1919 году выдающимся русским инженером В.Г. Шуховым. В первоначальном проекте башня достигала 350 метров в высоту и состояла из 9 ярусов. Однако в связи с нехваткой металла в стране решено было сократить количество ярусов до шести. Несомненным достижением и инженерным новшеством проекта была удивительная легкость конструкции .
Слайд 11Шуховская башня
(теле-радио башня на Шаболовке).
1922. Москва.
Инженер В.
Г. Шухов.
Деталь конструкции
https://www.culture.ru/institutes/11043/shukhovskaya-bashnya#video-materials
В 1920 году Владимир Шухов начал строить знаменитую радиобашню
на Шаболовке. Высота башни составляет 150 метров — это шесть ярусов по 25 метров каждый.
Слайд 12Шуховская башня (теле-радио башня на Шаболовке). 1922. Москва.
Деталь конструкции
Слайд 14Дом-мастерская К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке
К.С. Мельников был одним из
ведущих архитекторов советского авангарда. Он не входил ни в одно
из творческих объединений 1920-х годов, оставаясь яркой творческой индивидуальностью в архитектуре. Собственный дом архитектора в центре Москвы по сей день по праву считается уникальным явлением среди архитектурных памятников столицы.
Слайд 15Дом К.С. Мельникова был построен в 1929 году. Композиция здания
представляет собой два врезанных друг в друга цилиндра одинакового диаметра,
но разной высоты. Передняя часть более низкого цилиндра срезана сплошь остеклённой плоскостью фасада, в ней расположен вход и большое окно гостиной. Стены дома сложены из кирпича и представляют собой сетчатый каркас с диагонально ориентированными ячейками, кратными шестиугольным окнам.
https://www.culture.ru/institutes/10611/dom-arkhitektora-melnikova
Слайд 18клуб Союза транспортников МКХ (Московского коммунального хозяйства) им. И.В. Русакова
Архитектор
К.С. Мельников построил в Москве пять клубов, которые вошли в
историю архитектуры авангарда. Самый знаменитый из них – клуб Союза транспортников МКХ (Московского коммунального хозяйства) им. И.В. Русакова, построенный в 1927-1929 годах. Необычное объёмно-пространственное решение здания тесно взаимосвязано с планировкой внутренних помещений, предполагавшей возможность трансформации основных залов. Балконы зрительного зала в виде динамичных выбросов своеобразных срезанных консолей, разделённых остеклёнными вертикалями лестниц, составляют основу композиционного решения фасада.
Слайд 19Рабочий клуб имени Русакова. 1927-1928. Москва.
Архитектор К. Мельников
Слайд 20клуб Союза транспортников МКХ (Московского коммунального хозяйства) им. И.В. Русакова
Важную
часть образного решения здания составляли светотеневые контрасты и цветовые сочетания.
Стены угловой части и верха портала сцены сохраняли красный цвет неоштукатуренного кирпича, боковые грани консольных выступов были белыми с меняющимися крупными надписями на торцах, а обрамления остеклённых вертикалей и нижние поверхности консолей демонстрировали тёмно-серый цвет штукатурки.
Слайд 21Значительным архитектурным новшеством являлся интерьер здания. Архитектор умело обыгрывал перепады
высот и варьировал изменяющиеся объёмы помещений. Огромный зрительный зал имел
возможность трансформации: с помощью движущихся экранов образовывались пять дополнительных аудиторий. Реконструкции и перепланировки последующих лет нарушили уникальный замысел К.С. Мельникова, однако, энергичный объём консольных выносов клуба по-прежнему вносит мощный импульс динамики в окружающую застройку.
Слайд 22Рабочий клуб имени Русакова. 1927-1928. Москва.
Архитектор К. Мельников.
План
Слайд 23Рабочий клуб имени Русакова. 1927-1928. Москва.
Архитектор К. Мельников
Слайд 25МАВЗОЛЕЙ
Вконце 1920-х годов ансамбль Красной площади пополнился новым важным мемориальным
сооружением – Мавзолеем В.И. Ленина. Руководство РКП(б) настояло на бальзамировании
тела В.И. Ленина после смерти для сохранения его в специальном мавзолее. Стеклянный саркофаг был сконструирован К.С. Мельниковым. В 1945 году он был заменён существующим, украшенным бронзовым декором.
Слайд 27Первый деревянный мавзолей был сооружен по проекту архитектора А.В. Щусева
ко дню похорон В.И. Ленина в январе 1924 года. Спустя
полгода он был перестроен в более долговечном материале – из досок морёного дуба. В 1930 году А.В. Щусев возвел на том же месте каменный мавзолей, облицованный гранитом и лабрадоритом, сохранивший свой облик до наших дней.
Слайд 34Мавзолей Ленина. 1924-1930. Москва.
Архитектор А. В. Щусев
Слайд 37Здание Госпрома. 1925-1928. Харьков.
Архитекторы С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец
Слайд 38Здание Госпрома. 1925-1928. Харьков.
Архитекторы С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец
Современный
вид
Слайд 39Здание Госпрома. 1925-1928. Харьков.
Архитекторы С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец
Современный
вид
Слайд 40Городок чекистов. 1931. Свердловск.
Архитекторы И. Антонов, В. Соколов, А.
Тумбасов
Слайд 41Городок чекистов. 1931. Свердловск.
Архитекторы И. Антонов, В. Соколов, А.
Тумбасов
Строительство
Слайд 42Городок чекистов. 1931. Свердловск. Макет.
Архитекторы И. Антонов, В. Соколов,
А. Тумбасов
Слайд 43Городок чекистов. 1931. Свердловск. План.
Архитекторы И. Антонов, В. Соколов, А.
Тумбасов
Слайд 44Гостиница Исеть. 1931. Екатеринбург.
Фасад
Слайд 45Гостиница Исеть. 1931. Екатеринбург.
Внутренний двор