Слайд 1Аристотель и Фома Аквинский
Античная философия
Канцелярист М.А 3Д0
Слайд 2Аристотель (324-322 гг. до н.э.)
Выдающийся древнегреческий мыслитель-энциклопедист , занимающийся всеми
научными и философскими дисциплинами. Родился в семье врача в городе
Стагиры (поэтому часто Аристотеля называют Стагирит) учился в афинской Академии Платона , но вскоре разошелся с учителем по многим вопросами и покинул академию со словами : <Платон мне друг , но истина дороже > . Был приглашен к македонскому двору , где занимался воспитанием Александра Македонского будущего наследника престола . После смерти Александра Аристотель как сторонник македонской партии был вынужден уехать из Афин на остров Эвбею, где год спустя скончался.
Слайд 4 Учение Аристотеля
о Душе
Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой.
Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.
Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.
Слайд 5 Учение Аристотеля о природе
Вследствие
вечного стремления материи ко всё более совершенному «оформлению» неорганический мир
мало-помалу переходит в органический, а растительное царство – в животное. Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь вся ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке. Все эти «эволюционные» идеи подробно развиваются в научно-философских трактатах Аристотеля «О животных», «О душе» и др.
Фома аквинский
Фома Аквинский — итальянский философ,
последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах. Родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.
учение фомы о бытие
Жизнь человека или любого другого
существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.
Существование может быть 2 видов:
самостоятельное;
зависимое.
Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.
Учение Фомы о душе
Человек — промежуточное звено между ангелами
и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.
Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.
о познании
Есть 3 вида познания:
разум — наделяет человека способностью
формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
ум — совокупность всех духовных компонентов человека.
Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.
Слайд 11 Политические взгляды
Аристотеля и Фомы Аквинского
В отличие от Аристотеля лучшей формой правления
Фома признает монархию, а не политию.Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:во вселенной единый Бог;среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, – сердце;среди частей души главенствует одна – разум;у пчел один царь.Согласно жизненному опыту провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемый раздорами, «и, напротив, провинции и города-государства, которые управляются одним государем, наслаждаются миром, славятся справедливостью и радуются процветанию». Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множество пастухов испортили мой виноградник». По замечанию Р. Тарнаса, Фома Аквинский «обратил средневековое христианство к Аристотелю и тем ценностям, каковые Аристотель провозглашал», соединив в единое целое «греческое мировоззрение во всем его объеме с христианским вероучением в единую великую «сумму», где научные и философские достижения древних оказались включенными в общий свод христианской теологии».Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (неотомистская теория права Ж. Маритена (см. 25.5) восприняла идею Фомы о естественном законе и естественных правах человека (право на жизнь и продолжение человеческого рода), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana).