Разделы презентаций


А.С. Даргомыжский: жизнь и творчество великого композитора

Содержание

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» - писал А.С. Даргомыжский в одном из своих писем. Александр Сергеевич Даргомыжский - основоположник реалистического направления в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1А.С. Даргомыжский: жизнь и творчество великого композитора
презентация к уроку или внеклассному

мероприятию

А.С. Даргомыжский: жизнь и творчество великого композиторапрезентация к уроку или внеклассному мероприятию

Слайд 2 «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» - писал

А.С. Даргомыжский в одном из своих писем.
Александр Сергеевич Даргомыжский -

основоположник реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. Один из них - М.П. Мусоргский назвал Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» - писал А.С.

Слайд 3История семьи Даргомыжских
Отец будущего композитора, Сергей Николаевич Даргомыжский, был внебрачным

сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и владел землями в

Смоленской губернии.
Мать Александра Сергеевича Даргомыжского, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е — 30-е годы, живо интересовалась французской культурой.

История семьи ДаргомыжскихОтец будущего композитора, Сергей Николаевич Даргомыжский, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и

Слайд 4История семьи Даргомыжских
А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года

в селе Троицком Тульской губернии.
В семье Даргомыжских было шестеро детей:

Эраст, Александр, Софья, Виктор, Людмила и Эрминия. Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству.
История семьи ДаргомыжскихА.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии.В семье Даргомыжских

Слайд 5История семьи Даргомыжских

Младшая сестра А.С. Даргомыжского – Эрминия

Брат

Даргомыжского, Эраст, играл на скрипке (ученик Бёма), одна из сестёр

(Эрминия) — на арфе, а сам он интересовался музыкой с ранних лет.
Тёплые дружеские отношения между братьями и сёстрами сохранились в течение многих лет. Так, Александр, у которого не было своей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшей женой известного художника-карикатуриста Николая Степанова.

История семьи Даргомыжских  Младшая сестра А.С. Даргомыжского – ЭрминияБрат Даргомыжского, Эраст, играл на скрипке (ученик Бёма),

Слайд 6Переезд в Петербург
В 1817 году семья переселилась в Петербург, где

его отец получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а

Саша Даргомыжский начал заниматься музыкой.
Его первой учительницей фортепиано была Луиза Вольгеборн.
Переезд в ПетербургВ 1817 году семья переселилась в Петербург, где его отец получил место правителя канцелярии в

Слайд 7Занятия музыкой
Вскоре Саша Даргомыжский начал заниматься с Адрианом Данилевским.

Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского

к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Саши был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определённого мастерства, Александр начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке (обучал его крепостной музыкант Воронцов). Даргомыжский в качестве скрипача играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Занятия музыкой 	Вскоре Саша Даргомыжский начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял

Слайд 8А.С. Даргомыжский и М.И. Глинка
Весной 1835 года Александр Сергеевич Даргомыжский

познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой, с которым музицировал на фортепиано

в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка помог Даргомыжскому с изучением музыкально-теоретических дисциплин, передав ему конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена.
Их дружба продолжалась долгих 22 года (до самой кончины Глинки в 1857 году).

М.И. Глинка


А.С. Даргомыжский и М.И. ГлинкаВесной 1835 года Александр Сергеевич Даргомыжский познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой, с которым

Слайд 9Первая опера «Эсмеральда»
Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки

«Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать своё первое крупное

сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа».
Однако вскоре Даргомыжский меняет литературный источник и обращается к другому произведению того же автора - «Собор Парижской Богоматери», популярному в то время в России. Так в 1841 году появилась первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежавшая в дирекции императорских театров несколько лет. После премьеры в 1848 году быстро сошла со сцены и была всеми забыта.
Первая опера «Эсмеральда»	Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать

Слайд 10Первое путешествие в Европу
В 1843 году композитор уходит в отставку,

а вскоре (1844) уезжает за границу, где несколько месяцев проводит

в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекся изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 году.

Первое путешествие в ЕвропуВ 1843 году композитор уходит в отставку, а вскоре (1844) уезжает за границу, где

Слайд 11Опера «Русалка»
Опера создавалась в период 1848—1855 годов. В основе -

сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина. Даргомыжский сам

адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено).
Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике».
Опера «Русалка»Опера создавалась в период 1848—1855 годов. В основе - сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С.

Слайд 12Общественная работа
Через некоторое время композитор сближается с демократическим кружком писателей,

принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен

на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина.
В 1859 году его избирают в руководство только что основанного Петербургского отделения Русского музыкального общества. Он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милей Алексеевич Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»).
Общественная работаЧерез некоторое время композитор сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра»,

Слайд 13Опера «Каменный гость»
Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Выбор композитора останавливается

на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа

над ней затянулась на несколько лет. Она прерывалась второй заграничной поездкой композитора в Европу. Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя».
Опера «Каменный гость»Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина —

Слайд 14Опера «Каменный гость»
Цезарь Кюи

Язык, который он выбрал для этой оперы

— почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым

сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи, искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства.
Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры). Она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами.

Опера «Каменный гость»Цезарь КюиЯзык, который он выбрал для этой оперы — почти полностью построенный на мелодических речитативах

Слайд 15Опера «Каменный гость»
Н.А. Римский-Корсаков

5(17) января 1869 года Даргомыжский умер, оставив

оперу «Каменный гость» неоконченной.
По его завещанию, она была завершена

Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым.
В 1872 году композиторы «Могучей кучки» добились постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Опера «Каменный гость»Н.А. Римский-Корсаков5(17) января 1869 года Даргомыжский умер, оставив оперу «Каменный гость» неоконченной. По его завещанию,

Слайд 16Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от

могилы Глинки.

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.

Слайд 17Значение творчества композитора
А.С. Даргомыжский является создателем первой русской оперы в

жанре бытовой психологической драмы («Русалка») и ариозно-декламационного стиля (опера «Каменный

гость»).
Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. В ряде произведений этого жанра ярко проявился комический талант композитора («Червяк», «Титулярный советник» и др.)
Значение творчества композитора	А.С. Даргомыжский является создателем первой русской оперы в жанре бытовой психологической драмы («Русалка») и ариозно-декламационного

Слайд 18Значение творчества композитора
Для оркестра композитором создано четыре произведения: «Болеро» (конец

1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все — начало 1860-х).

Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

Значение творчества композитора	Для оркестра композитором создано четыре произведения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все

Слайд 19Значение творчества композитора
В XX веке интерес к музыке возродился: оперы

А. Даргомыжского ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли

в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.

Значение творчества композитора	В XX веке интерес к музыке возродился: оперы А. Даргомыжского ставились в ведущих театрах СССР,

Слайд 20Информационные ресурсы
Канн-Новикова Е. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском/Рассказы о

музыке для школьников. – 1976. – 128 с.
Козлова Н.

Русская музыкальная литература. Третий год обучения. - М.: «Музыка», 2002.- с.66-79.
Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – с.97-127.
Даргомыжский Александр Сергеевич. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Заставка http://afisha.altune.ru/fony-dlya-prezentacii-powerpoint-detskie.html
Фото, картинки http://www.yandex.ru/


Информационные ресурсыКанн-Новикова Е. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском/Рассказы о музыке для школьников. –  1976. –

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика