Слайд 1Ассертивное
поведение
коммуникативные умения и уверенность
Слайд 2Ассертивность
Ассертивность (от англ. assert – утверждать, отстаивать) – это самоутверждающее
поведение, включающее в себя способность отстаивать свои права без ущемления
прав других людей.
Ассертивное поведение является антиподом пассивного и агрессивного поведения.
Ассертивные техники связаны с тренировкой уверенности и коммуникативных умений.
Слайд 3Условия эффективности применения ассертивных техник
Вы должны быть уверены в правомерности
своих действий с моральной точки зрения.
Конечной целью применения ассертивных техник
является улучшение отношений и общения.
Все техники применяются в состоянии спокойствия.
Выражение своих мыслей должно быть четким и ясным.
Применение ассертивных техник требует вежливости.
Слайд 4Ассертивные права
• Я имею право ставить оценку собственному поведению, мыслям
и эмоциям и быть за их последствия в ответе.
• Я
имею право не объяснять моё поведение.
• Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.
• Я имею право изменить моё мнение.
• Я имею право ошибаться и отвечать за ошибки.
• Я имею право сказать: «Я не знаю».
• Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.
• Я имею право принимать нелогичные решения.
• Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».
• Я имею право сказать: «Меня не интересует…».
Слайд 5Техника
«Перманетного отказа»
Применяется, когда вы имеете законное основание что-либо отклонить.
Четкий
и ясный отказ, который выражен сразу, избавляет от стрессов и
сложных проблем в будущем.
Слайд 6Техника
«Заезженная пластинка»
Техника используется для удовлетворения справедливых требований в ситуациях,
когда права закреплены законом.
Состоит в ясном, корректном, вежливом, однозначном, лаконичном
выражении требований.
Независимо от того, что в этой ситуации говорит противоположная сторона, рекомендуется твердить свое, не позволяя увести себя в сторону, отвлечь от своих интересов.
После удовлетворения справедливых требований рекомендуется вежливо поблагодарить.
Слайд 7Техника
«Приемлемый компромисс»
Необходимо быть спокойным.
Необходимо с уважением относиться к противоположной
стороне, не нападать.
Необходимо принимать во внимание интересы противоположной стороны и
уметь слушать.
Полезным является проявление самообладания, терпимости и уверенности в возможности прийти к компромиссу.
Слайд 8Техники реагирования на критику
Техника «Согласие» используется в ответ на справедливую
критику. Рекомендуется сказать «Да, я допустил ошибку и буду стремиться
к ее исправлению», «Ты прав, надо было сделать это по-другому».
Техника «Открытая дверь» используется в ответ на несправедливую критику. Рекомендуется согласиться со всем, что справедливо или близко к истине. Критику следует воспринимать спокойно. Не рекомендуется опровергать взгляды критика и соглашаться с несправедливыми замечаниями. Необходимо спрашивать и уточнять, что собственно его не устраивает.
Техника «Негативные расспросы» используется в ответ на несправедливую критику. Рекомендуется сказать «Я не понимаю, что плохого в том, что я прямо высказал свое мнение», «Что конкретно вам не нравится в моих действиях».
Слайд 9Техника
«Ассертивная критика»
Лучше не критиковать.
Если не критиковать нельзя, следует ограничиться
лишь описанием поведения.
Необходимо четко сказать о своих пожеланиях, акцентировать внимание
на конкретном поведении, а не на личности поведения.
Не забывайте похвалить человека за то, что достойно похвалы.
Соглашайтесь со всем, что правдоподобно.
Слайд 10Техника
«Просьба об одолжении»
Просьбу об одолжении рекомендуется высказать с осознанием
того, что вы имеете моральное право просить, заслуживаете поддержки и
благодарны тому, кто оказывает помощь.
Можете выразить свою благодарность открыто.
После оказания вам поддержки можно предложить ответную помощь.
Слайд 11Уверенность
Уверенность в себе – важная составляющая ассертивного поведения.
Термин «уверенность»
происходит от лат. confidere, что означает доверие.
Уверенность – доверие к
себе, вера в себя.
Для развития уверенности необходимо:
осознать, как уверенность снижается;
научиться проявлять уверенность.
Слайд 12Упражнения «Банк достижений» и «Список сильных сторон»
Развить уверенность позволяет создание
«списка успехов» или «банка достижений», которыми вы гордитесь.
Выделите время и
составьте список ваших успехов, он должен быть как можно длиннее.
По аналогии создайте список своих положительных качеств, он также должен быть как можно большим.
Обращайтесь к этим спискам постоянно, когда ваша уверенность будет снижаться.
Слайд 13Упражнение
«Уверенность и ситуация»
Вспомните ситуацию, где вам не хватало уверенности
в себе.
Чем была выражена ваша неуверенность: ситуацией, людьми, вами лично?
Представьте,
что вы в той ситуации действуете спокойно и уверенно. Уверенно говорите, уверенно смотрите, уверенно стоите и т.д.
Слайд 14Упражнение
«Что придает уверенности»
Возьмите бумагу и ручку и составьте список
ситуаций, где вы чувствуете себя совершенно уверенно.
Далее составьте список ситуаций,
в которых вы ощущаете неуверенность.
Проанализируйте, что придает вам уверенности в одних ситуациях и снижает ее в других.
Слайд 15Упражнение
«Уверенность в будущем»
Закройте глаза, расслабьтесь.
Вообразите ту ситуацию, в которой вам
бы хотелось проявить больше уверенности. Зрительно представьте себя в этой
ситуации. Что вы делаете, о чем говорите.
Если вам предстоит что-либо волнующее, представьте, как вы проходите эту ситуацию уверенно.
Слайд 16Упражнение
«Уверенный взгляд»
Вырабатывайте у себя уверенный взгляд, который вы спокойно можете
перемещать в пределах группы людей.
Старайтесь, чтобы общая длительность визуального контакта
при говорении была не меньше чем при слушании.
Смотреть надо твердо, уверенно и спокойно, а затем периодически отводить взгляд.
Слайд 17Упражнение «Зеркало»
Утром подойдите к зеркалу и зарядите себя на весь
день, произнося:
«Какой же я хороший, добрый, красивый, умный, у меня
все всегда так хорошо выходит. Я очень люблю себя и окружающих меня людей. Сегодня, когда я увижу своих близких, друзей, знакомых, я встречу их доброжелательной улыбкой. Сегодня очень хороший день. У меня не будет никаких проблем, предо мной откроются все двери и я буду счастливым, сегодня, завтра и каждый день!»
Слайд 18Счастья и успехов во всех благих начинаниях!