Слайд 1АУДИТ ОТРАСЛИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
2019
Комиссия Общественной палаты РФ
по
экологии и охране окружающей среды
Слайд 2АУДИТ ОТРАСЛИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ 2019
Общественной палатой РФ совместно
с аналитиками отрасли проводится:
Мониторинг открытости и доступности информации на правительственных
сайтах и в СМИ регионов о новой системе обращения с ТКО.
Анализ платежей населения за услугу по обращению с ТКО в 2019 году (включая нормативы накопления ТКО, единые тарифы РО ТКО, плотность ТКО).
Анализ информации по региональным операторам ТКО – размер компании, учредители, бенефициары, зона действия, территориальные схемы обращения с отходами, конкурсная документация при отборе регионального оператора, вероятность наступления кризисных ситуаций в процессе деятельности регоператора.
Анализ инвестиционной привлекательности отрасли (в связи с планами правительства привлечь в отрасль инвестиции, проводится также анализ рисков, при наличии которых деньги в отрасль поступать не будут).
Мониторинг инфраструктурных объектов и их мощностей в регионах. Локализация объектов обращения с отходами в целях развития межрегионального сотрудничества.
Анализ сферы обращения с промышленными отходами и составление федеральных схем по каждому виду промышленных отходов.
Анализ технологий по переработке отходов.
Слайд 3Анализ платежей населения за услугу по обращению с ТКО в
2019 году
Собраны из нормативных документов и открытых источников и проанализированы:
Платеж
населения за услугу по обращению с ТКО в каждом субъекте
Норматив накопления ТКО
Плотность ТКО кг/м3
Единые тарифы на услугу по обращению с ТКО
Слайд 4РАСЧЕТ ПЛАТЕЖА НАСЕЛЕНИЯ ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО
Для целей
расчетов использовались значения единого тарифа для многоквартирных (МКД) и индивидуальных
(ИД) домов.
Для каждой зоны деятельности Регионального оператора был определен платеж населения из расчета в месяц по формуле
Р=Т*(Nтко+Nкго)/12
P – платеж населения из расчета на 1 проживающего.
N - норматив накопления твердых коммунальных отходов; в некоторых регионах, где норматив накопления крупногабариных отходов на одного проживающего вынесен отдельной строкой, эти нормативы суммируются (Nтко+Nкго).
T – Единый тариф регоператора.
Все платежи были приведены к расчету на 1 человека (В регионах, где установлен расчет платежа с м2 жилой площади, использовали данные Росстата - на конец 2017 года в России в среднем на 1 человека - 25,2 м2 жилья)
Все значения тарифов были приведены в единый формат - с НДС
Слайд 5РАСЧЕТ ПЛАТЕЖА НАСЕЛЕНИЯ ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО
Минимальные платежи
населения:
Максимальные платежи населения:
Слайд 6НОРМАТИВ НАКОПЛЕНИЯ ТКО
Норматив накопления ТКО - среднее количество твердых коммунальных
отходов, образующихся в единицу времени.
Нормативы могут дифференцировано устанавливаться:
по
численности населения, проживающего в поселении/округе
по категориям потребителей
по категориям объектов.
В разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения (в куб.м. или килограммах в год на расчетную единицу).
Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади.
В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.
Анализ утвержденных нормативов накопления ТКО показал, что природа исходных данных сильно разнится, поэтому сложно сопоставить показатели по регионам страны, без учета плотности ТКО в кг/м3.
Слайд 7НОРМАТИВ НАКОПЛЕНИЯ ТКО
Минимальный норматив накопления ТКО с одного человека, м.куб.
в год:
Максимальный норматив накопления ТКО с одного человека, м.куб. в
год:
Слайд 8НОРМАТИВ НАКОПЛЕНИЯ ТКО
Сравнение нормативов накопления ТКО на одного человека в
м3 в год не отображает, сколько по местному нормативу в
килограммах выбрасывает один житель за год.
Например, в Омской области сравнили, сколько накапливает ТКО один житель СФО в год в м3.
Фактически, если учесть плотность ТКО в кг/м3 в каждом из приведенных регионов, картина выглядит абсолютно иначе (порядок регионов сохранен)
Показатель плотности ТКО в кг/куб.м., который используется в расчетах, сильно влияет на величину норматива накопления ТКО в куб.м.
Люди платят за кубический метр, а перевозчик сдает на размещение отходы в тоннах.
Слайд 10ЕДИНЫЕ ТАРИФЫ НА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
В
нескольких субъектах отмечается существенная разница между тарифами в разных зонах
одного региона (в 2-4 раза).
(Красноярский край – тариф от 905,54 до 2487,85 руб/м3, Томская область – от 342,62 до 761,24 руб/м3, Хакасия – от 362,48 до 901,61 руб/м3)
При этом при расчете платежа видно - как правило, высокий тариф уравновешивается низким нормативом для конкретной зоны и наоборот.
При установлении тарифов отмечается большой разброс форматов данного показателя:
В нескольких регионах тариф установлен в руб/тонну, в большинстве за куб.м.
В некоторых субъектах РФ, например в Чукотском АО и других - единый тариф различается для определенных территорий в зоне деятельности РО ТКО.
В Республике Дагестан – выделены 53 тарифа.
В Алтайском крае единый тариф установлен с учетом классов отходов (IV и V классы опасности).
Слайд 11ЕДИНЫЕ ТАРИФЫ НА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Регионы
с минимальным единым тарифом РО в некоторых зонах с НДС
на 2019 год, руб/м3
Регионы с минимальным единым тарифом РО в некоторых зонах с НДС на 2019 год, руб/м3
Слайд 12Анализ платежей населения за услугу по обращению с ТКО в
2019 году
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. Необходимо привести к единообразию единицы измерения (или
кубические метры, или тонны – единые по стране) и единицы начисления платежа (оплата с человека, а не м2).
Из-за разной природы утвержденных нормативов накопления ТКО и единиц начисления платежа качественный анализ практически не осуществим, управление отраслью затруднено. Необходимо четкое «одинаковое» понимание, что происходит во всех субъектах.
Для принятия правильных управленческих решений необходима достоверная и понятная информация.
2. На федеральном уровне установить границы (коридоры) нормативов накопления ТКО и плотности ТКО кг/м3, а на региональном уровне установить зависимость нормативов по типу населенного пункта и количеству проживающих, а плотности по географическому признаку (по урбанизации).
3. Необходимо установить единые требования к полигонам при учете принятых отходов вести обязательный весовой контроль и ввести ответственность за отсутствие весового контроля.
Это обусловлено необходимостью знать точную массу отходов, а не приведенную из кубометров по средней плотности в регионе.
4. Необходимо повышать компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Для этого необходимо провести стандартизированное обучение представителей органов власти, в чьи компетенции входит контроль и внедрение реформы обращения с отходами в регионе.
Слайд 13Анализ информации по региональным операторам ТКО
Проводится анализ информации по региональным
операторам ТКО – размер компании, учредители, бенефициары, зона действия, территориальные
схемы обращения с отходами, конкурсная документация при отборе регионального оператора, вероятность наступления кризисных ситуаций в процессе деятельности регоператора.
Для качественного контроля над отраслью и легализацией деятельности предприятий, работающих с ТКО, необходимо иметь постоянный доступ ко всей актуальной документации, в том числе к информации о проводимых конкурсах и соответствии данных в территориальных схемах и конкурсной документации.
Например, выявлено, что соглашения, заключенные между регионом и региональным оператором, должны быть размещены в открытом доступе, однако по факту часто практически невозможно получить к ним доступ из открытых источников.
Слайд 14Анализ информации по региональным операторам ТКО
Органам исполнительной власти субъектов нужно
внимательно относиться к анализу региональных операторов, учредителей и бенефициаров региональных
операторов, чтобы иметь возможность оценить вероятность наступления кризисных ситуаций в процессе работы регоператора.
Исследование показывает, сколько компаний с государственным участием выиграли конкурсы по выбору региональных операторов.
В стране собираемость платежей на уровне 68%, и если региональным оператором становится бюджетная организация, нужно оценить риски и обеспеченность с точки зрения бюджета, чтобы «выпадающий доход» гасить этому регоператору. Необходимо оценить подготовленность этой организации, чтобы она могла нормально существовать в условиях неполной собираемости платежей с населения.
При этом регоператоры с государственным участием это и положительный фактор для субъекта – понятнее, на что именно идут деньги – платежи населения. Меньше рисков для субъекта в отношении надежности регионального оператора.
Слайд 15Анализ инвестиционной привлекательности отрасли
Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в
инфраструктуру (НАКДИ) на протяжении 2016 — 2018 годов осуществляла независимый
мониторинг формирования новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации. По результатам мониторинга разработана База данных о региональных системах по обращению с ТКО в РФ, а также подготовлен аналитический Доклад «Формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в субъектах Российской Федерации».
ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ПРОВЕДЕННОГО МОНИТОРИНГА:
Предметом настоящего мониторинга являлись решения и мероприятия федеральных и региональных органов власти, а также участников системы обращения с ТКО на территории
Российской Федерации.
Целью настоящего мониторинга является получение и обобщение данных о формировании отрасли по обращению с ТКО в Российский Федерации и их аналитическая интерпретация для возможного использования заинтересованными лицами при принятии управленческих, инвестиционных и маркетинговых решений.
Слайд 16Анализ сферы обращения с промышленными отходами
Для реализации Стратегии развития промышленности
по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления
по каждому
виду отходов проводится анализ промышленных и инфраструктурных объектов и технологий обезвреживания и переработки отходов.
Составляются федеральные схемы по обращению с отдельными видами промышленных отходов.
Создаются справочники НДТ. Эксперты работают над новым справочником в рамках Технического комитета по стандартизации «Отходы и вторичные ресурсы».
Важная составляющая: превращение промышленных отходов во вторичные ресурсы.
Отрасль не стоит на месте, развивается техническое регулирование отрасли и поиск эффективных технологических решений.
Слайд 17Мониторинг открытости и доступности информации на правительственных сайтах и в
СМИ регионов о новой системе обращения с ТКО
Проводится анализ открытости
и доступности информации о новой системе обращения с ТКО для рядового жителя региона.
Анализ сайтов региональных правительств, тарифных комитетов, министерств субъектов.
Анализ уровня освещения темы в региональных СМИ, четкость подачи информации.
Один из факторов успешного перехода на новую систему обращения с отходами - качественная регулярная разъяснительная работа с населением.
Как выяснили социологи ВЦИОМ, в сегодняшних обстоятельствах, практически половина граждан (47%) выражают готовность принять участие в экологических протестах, если у них будет такая возможность.
В руках губернатора и его команды – сгладить недовольство населения, максимально открыто, подробно и доступно донести до жителей все нюансы реформы и расчета платежей.
Слайд 18Положительные примеры проведения разъяснительной работы с населением по системе оплаты
услуг по обращению с ТКО на региональных административных сайтах
Подробная презентация
с сайта Региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru
Калькулятор для расчета платежа с сайта Министерства ЖКХ Амурской области gkh.amurobl.ru
Слайд 19АУДИТ ОТРАСЛИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ 2019
В аналитических исследованиях принимают
участие эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране
окружающей среды и представители Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов (НАКДИ), компании «Центрресурс» и Центра экологической и промышленной политики (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»)
Целью настоящего аудита является получение и обобщение данных о формировании отрасли по обращению с ТКО в Российский Федерации и их аналитическая интерпретация для возможного использования заинтересованными лицами при принятии управленческих, инвестиционных и маркетинговых решений с учетом нижеследующих существенных оговорок.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ОГОВОРКИ
Для подготовки качественного и количественного анализа различных показателей в Докладе использовались данные из утвержденных органами власти субъектов РФ территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также документации для проведения конкурсных отборов региональных операторов по обращению с ТКО, размещенных в официальных источниках в открытом доступе.
Любые возможные количественные отклонения сводных значений некоторых данных, представленных в настоящем Докладе, связаны с неоднородностью исходных данных в первичной
документации, размещенной в официальных источниках.
Все приведенные в Докладе статистические данные, за исключением официальных данных, являются экспертными и базируются на расчетах, мнениях и допущениях экспертов Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.
Тезисы, оценки и выводы, представленные в настоящем Докладе, если не указано иное, подготовлены по состоянию на 24 января 2019 г.
Все определения, не оговоренные специально для целей настоящего Доклада, используются в соответствии с действующим законодательством.
Все сводные данные в таблицах и графиках рассчитаны и обработаны экспертами Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.
Представленный материал не претендует на статус исчерпывающего обзора всех аспектов формирования и функционирования новой отрасли обращения с твердыми коммунальнымиотходами в Российской Федерации.
Все приведенные в данном материале названия компаний использованы исключительно с целью фактического подкрепления приведенных данных.
Доклад не является основанием для принятия каких-либо финансовых и инвестиционных решений, не является офертой и публикуется исключительно в справочно-информационных целях.