Слайд 1Автомобилестроение
Выполнила ученица 8 “А” класса
Слайд 2Состав
промышленного комплекса
По степени загруженности ресурсов
По направленности
Легкое
Тяжелое
Легковые автомобили
Грузовые автомобили
Грузовые авто
Авто
специального назначения
Пассажирское
Грузовое
Слайд 3Значение
Автомобильная промышленность является самой крупной отраслью машиностроения, на ее долю
приходится около 27% всего выпуска продукции. Она существенно влияет на
темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства. В свою очередь, научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего, на машины и оборудование (смену типов и моделей изделий).
Автомобилестроение стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.
Слайд 4Проблемы
Большое значение в автомобилестроении – имеет проблема гибкости, (экономическая проблема
технического прогресса). Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции
отрасли. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу.
Слайд 5Перспективы
Автомобилестроение постоянно развивается. Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта,
обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий - вот приоритеты современного
автомобилестроения.
А также ускоренное развитие наукоемких автостроительных производств; социальная переориентация комплекса, предусмотренное ускоренное наращивание выпуска продукции гражданского автомобилестроения; экологизация производства, что предусматривает выпуск ресурсосберегающих видов техники, применение ресурсосберегающих технологий автомобилестроения, расширение использования прогрессивных конструкционных материалов.
Слайд 6География отрасли
Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны
Слайд 7География отрасли
Крупнейший автопроизводитель России «АвтоВАЗ». Кроме собственных разработок выпускаемых под
маркой «Лада», на заводах АвтоВАЗа собирают Nissan Almera и Renault
Logan. Помимо сборки автомобилей компания выпускает несколько моделей двигателей, а также комплектующие для автомобилей снятых с производства и для моделей, выпускаемых за границей.
Слайд 8География отрасли
КАМАЗ – ведущий производитель грузовых автомобилей в Российской Федерации,
занимает 11 место в мире среди производителей тяжелых грузовиков. Помимо
основного производства грузовых автомобилей и двигателей, на заводах компании выпускаются комбайны, автобусы, тракторы, электроагрегаты и комплектующие к ним.
Слайд 9География отрасли
Группа ГАЗ – российская автомобилестроительная компания, основным предприятием которой
является завод ГАЗ в Нижнем Новгороде. Помимо этого завода, в
структуру группы входят 13 предприятий разделенных на 5 дивизионов, разделенных по видам продукции. На сегодняшний день группа ГАЗ выпускает: легкие коммерческие и легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, двигатели и комплектующие.
Группа ГАЗ является лидером российского рынка по производству легких коммерческих автомобилей, а также производит около 70% автобусов на российском рынке.
Особенно велика роль Центрального региона, где расположен завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), завод малолитражных автомобилей (АЗЛК), заводы по производству подшипников и комплектующих деталей. В Московской области и Ликино-Дулево находиться автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей. Широкое развитие транспортного машиностроения в районе обусловлено его центральным положением и наличием густой сети путей сообщения.
Слайд 10География отрасли
Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском
(Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в
Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове. Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов. Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны) Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.
Слайд 11Факторы или причины размещения данных предприятий в городах
Повышение эффективности автомобилестроения
определяется лучшим размещением ее предприятий.
На размещение существенно влияет традиционный уровень
автомобилестроения и использования производственных мощностей, а также разнообразные региональные факторы и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие полигонов для испытания новой продукции и т.д. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных кадров.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.
Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию. Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Предметная специализация предусматривает сосредоточение использования конструктивно похожих машин и оборудования на специализированных предприятиях. Подетальная специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях (подшипниковые заводы, заводы двигателей и т.д.). Технологическая специализация предусматривает создание предприятий для выполнения отдельных технологических операций (процессов).
Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.
Слайд 12Факторы или причины размещения данных предприятий в городах
Автомобилестроение отличается четкой специализацией
предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа
выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.
Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.
В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.
Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.