Слайд 1Конструирование из природного материала
Выполнила:
Головина К.
322 группа
Слайд 2Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construere», что означает создание
модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных
предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.
Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы.
Слайд 3 Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к
художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети
в техническом конструировании, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Вот почему так важно отойти от традиционной методики, цель которой – обучать детей создавать конкретные поделки из конкретного материала. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы. Такой подход, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой – подводит детей к овладению обобщенным способом построения образа с опорой на наглядность.
Исходя из этого, была разработана поэтапная развивающая система обучения детей 5 – 7 лет конструированию из природного материала как художественного вида деятельности.
Слайд 4Первый этап обучения.
Основными задачами этого этапа обучения являются:
1)
формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки (отбирать
корни, ветки, сучки);
2) формирование трёх основных приёмов построения образов способом «опредмечивания»:
а) достраивание;
б) убирание лишнего;
в) изменение пространственного расположения.
Слайд 5 Рассматривание проводится по подгруппам (5 человек в каждой) и
занимает 5-7 минут. Организуется следующим образом.
К детям подходит «Старик-лесовик»,
сделанный воспитателем из природного материала заранее. Уже на занятии в групповой комнате кукла Старик-лесовичок поможет развивать ход действия: предложит внимательно рассмотреть разложенный на столе природный материал, представить, на кого похожи его друзья-притворяшки, а затем практически воплотить представленные образы, воспользовавшись еще пластилином и каким-либо мелким материалом.
Слайд 7«Практически» означает: дети в основном будут укреплять фигурки, подсказанные конфигурацией
материала, к подставке, определять их пространственное расположение, дополнять образы мелким
природным материалом и пластилином.
Слайд 8 Первое занятие производит на детей большое впечатление, и во
второй половине дня многие из них снова обращаются к своим
поделкам, спрашивают, когда они ещё будут делать такие фигурки. На следующем занятии также подготавливаются корни, ветки, сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурация должна вызывать разные ассоциации, так чтобы была возможность сконструировать на одной основе два-три образа.
Слайд 9В ходе диалога, рассматривая
материал с помощью
Старичка-лесовичка,
педагог помогает
детям разглядеть
не одну «тайну»: переворачивая
материал в разные стороны,
закрывая рукой какую-то его
часть или приставляя
мелкую деталь,
демонстрирует приемы
создания разных образов
по одной основе.
Слайд 10 Тем самым педагог подводит детей к освоению трех важных
приемов «опредмечивания» природного материала как целостного образа – к тому,
что можно
*изменить пространственное положение,
*убрать лишнее
*и достроить.
Слайд 11После первых двух занятий взрослые проводят две экскурсия в близлежащий
парк (или лесопарк) – с двумя корзинами, большой и поменьше,
для сбора природного материала – подведет итог двум первым занятиям. Старичок-лесовичок поможет поддержать интерес; покажет, скажем, дорогу к полянке, где живут его лесные друзья, напомнит, что нужно не только собирать материал, но и, внимательно рассмотрев его, определить, что на что похоже, с чем (или с кем) можно сравнить. Собранный материал совместными усилиями подготавливается к дальнейшей практической работе (раскладывается по коробкам, в случае необходимости очищается, высушивается, размачивается).
Слайд 12Такое обучение конструированию не только развивает у детей творческое воображение,
но и, что не менее важно, воспитывает бережное отношение к
природе. Ведь дети только собирают материал – шишки, ветки, причудливые сучки, а не рвут, не ломают, не обрезают. Они учатся относиться к природе как к живому организму. Одновременно, подчеркнем, приобретают опыт безопасного и осторожного обращения с природным материалом: незнакомое растение не трогать, травой можно порезаться, об острый сучок пораниться. Так же в результате активного знакомства с природным материалом речь детей становится богаче.
Слайд 13На третьем и четвертом занятиях предлагаются задания проблемного характера: ставится
задача создать поделки с опорой на заданную основу. Материалом послужат
уже новые предметы: куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы). Дети должны внимательно рассмотреть их и определить, на что они похожи, и выполнить свой замысел.
Слайд 15На третьем занятии дети создают индивидуальные поделки. Большинство к этому
времени уже могут строить на основе нового материала достаточно оригинальные
образы. И хотя по-прежнему преобладает прием «достраивание», некоторые воспользуются приемом «убрать лишнее».
Слайд 16Другие будут работать, практически ничего не меняя в выбранной основе.
Так, один ребенок может увидеть в куске древесной коры пасть
крокодила, другой – в древесном грибе облако. Эти поделки педагог обязательно сохраняет, так как их можно использовать на следующем занятии при создании сложных композиций.
Высказывания детей по поводу
сконструированных поделок
ставятся более развёрнутыми
и эмоциональными. Они носят
в основном описательный
характер.
Слайд 17Таким образом, на первом этапе дети учатся анализировать природный материал
как основу получения образов способом «опредмечивания». При этом они осваивают
такие приёмы конструирования, как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего.
Слайд 18Второй этап обучения проводится с детьми седьмого года жизни.
Основная
задача – формировать умение строить образ способом «включение». Для этого
детей учат анализировать природный материал не только как основу будущей поделки (как на первом этапе), но и как деталь, значимую для построения целостного образа, путем ее включения в эту целостность. Овладение таким способом построения образа значительно расширяет функциональность природного материала: один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью.
Слайд 19На первом занятии, которое проводится по подгруппам, дети, заранее рассказав
о будущей поделке, конструируют по собственному замыслу из материала, собранного
на экскурсии. Как показывает практика, у большинства замысел совпадает с конечным результатом. Основным способом конструирования остается по-прежнему «опредмечивание», реализуемое тремя приемами. Название поделки уже отражает существенные особенности создаваемого образа («Дирижер», «Акробат», «Солдат с гранатой»). Это говорит о том, что дети видят специфику, заложенную в самом материале, подхватывают основу образа, заданную природой, и подчеркивают дополнительными деталями. Тот же «Акробат» подсказывает конфигурацию материала. И ребенок уберет лишние веточки, оставит только «руки» и «ноги», дополнит фигурку «головой». В создаваемых образах теперь появляются детали, подчеркивающие характерные особенности.
Слайд 20Это может быть принцесса в короне и длинной юбке или
мушкетер в сапогах, накидке, шляпе с пером и шпагой в
руке. Некоторые смогут выполнить не одну, а две-три поделки, даже взаимосвязанные общим смыслом: важно, чтобы педагог в конце занятия предложил детям рассказать о своих поделках.
Это позволяет включить
созданные образы в более
широкий контекст, что приведет
к стремлению изменить,
дополнить поделку.
Слайд 21На втором занятии по предложению педагога дети, работая подгруппами, будут
конструировать по собственному замыслу. Каждый получает определенный природный материал в
качестве элемента будущей поделки. Какая при этом ставится задача? Важно, чтобы, во-первых, создавалась своя поделка с опорой на материал как часть чего-то целого; во-вторых, один и тот же материал использовался многофункционально. Отметим: за редким исключением с заданием дети справляются. Опыт работы показывает: большинство удачно используют заданный природный материал как деталь или часть целостного образа, который придуман самостоятельно – поделки отличаются оригинальностью тематики, конструкции, выразительностью.
Слайд 23На этом надо зафиксировать внимание детей в конце занятия: подметить
интересное решение, предложить кому-либо из каждой группы рассказать о своей
поделке (рассказчика выбирают сами дети), а вечером зарисовать поделку и придумать к ней рассказ. Придуманные истории взрослый записываете маленькие книжечки, украшает детскими рисунками. Совместно с детьми придумывает название, оформляет обложку, на которой указывается имя и фамилия автора.
Слайд 24На следующем, третьем занятии педагог предлагает задачу на достраивание фигуры:
раздает всем одинаковые, заранее подготовленные крестообразные фигуры – две палочки
(веточки) одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эти фигуры дети должны придумать и сконструировать что-то свое. Задача проблемная, она вызывает определенные затруднения. Дело в том, что дети уже привыкли создавать фигурки людей, животных, им трудно включить крестообразную фигуру в новый тип конструкции. И тем не менее, обследовав внимательно, они находят решение, используя способы «опредмечивания» и «включения». Основным приемом будет «достраивание основы».
Слайд 25Некоторые перейдут к
сюжетному конструированию
(«На плоту сидит рыбак»,
«У
мельницы стоит
толстый мельник»,
«У домика стоит
Красная Шапочка»).
Слайд 26У других заданная фигура составит
основу поделки (плот, подставка,
панно);
у третьих – часть или деталь
в общей конструкции (пропеллер,
окно, лопасти мельницы и т.п.).
Подавляющее большинство
поделок будет разительно
отличаться от заданной фигуры.
Слайд 27По такому же типу можно провести четвертое занятие. Каждая подгруппа
получает от воспитателя одну и ту же фигурку, составленную из
определенного материала; скажем, первая – по два соединенных желудя; вторая – ольховые шишки на ветке; третья – солому, перетянутую в определенном месте; четвертая – кусочки коры с закрепленной в центре палочкой. Задание: каждая группа создает свою поделку с опорой на ту фигуру, которую получили. Дети довольно-таки долгое время обдумывают будущую конструкцию, тем не менее задание выполняют, поскольку включают материал в качестве части целого. Отметим, на всех этих занятиях отрабатываются технические умения: предпочтение отдается несложным операциям – стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином; более сложные действия – работу с шилом, ножом, лакировку – выполняет воспитатель.
Слайд 28После двух последних занятий педагог дает возможность детям в течение
недели объединить конструкции, придумать истории, зарисовать их. Сочинения эти взрослый
записывает, оформляет совместно с детьми в книжечки.
Слайд 29Третий этап обучения.
Основные задачи:
1) расширять основные способы и
приемы построения образа;
2) формировать умение воплощать замысел (создавать образ),
учитывая:
а) общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ;
б) специфику природного материала.
Слайд 30Для решения задач проводятся два занятия, цель которых – научить
детей конструированию по собственному сюжету. Работа эта органично связана с
предыдущей деятельностью, когда следовало придумать сказку и включить ее в сюжет. Тематика последних двух занятий второго этапа значительно обогащает линию сюжетности. Оказывается, объединяя поделки, необходимо еще что-то достроить для полноты передачи сюжета, преобразовать образ и т.д.
Слайд 31На первом занятии третьего этапа дети как бы продолжают работать
в таком же направлении. Отбирая нужный материал, чаще всего мелкий
в качестве и дополнения, и оформления основной части, конструируют по сюжету придуманной сказки или какой-то истории. Такая методика, широко используя способы «опредмечивания», «включение», «достраивания», «изменения пространственного положения» и т.д., ставит детей в условия необходимости не только строить образ с опорой на наглядность (материал), но и словесно фиксировать его характеристику.
Слайд 32На что следует обратить внимание? Важно индивидуально-дифференцированное руководство деятельностью, когда
учитывается характер отношения ребенка к действительности, его предпочтения в выборе
средств выразительности. Кроме того, одному достаточно мотивировать задание, другой наоборот, нуждается в постоянной поддержке. Все проблемы разрешимы, если взрослый сотрудничает с детьми, беседует с ними, не учит, а решает совместно возникающие вопросы и на этапе воплощения замысла, и на этапе его осуществления. Такая совместная поисковая деятельность создаёт новые отношения между детьми и педагогом: открытые и доверительные.
Слайд 33Очень важно, чтобы детские поделки использовались в разных целях. Ими
украшают вестибюль, веранды, участки детского сада. Они служат в качестве
подарка малышам, методисту, заведующей, врачу для украшения кабинетов; с ними разыгрывают разные сценки и т.п. Это всё обеспечивает взаимосвязь занятий конструированием с повседневной жизнью детей.
Слайд 34Такое обучение конструированию способствует развитию у детей творческого воображения, описательной
и очень выразительной речи, формированию умения выполнять коллективно задуманную работу
в общем темпе и ритме, сотрудничать и без конфликтов решать спорные вопросы.