Слайд 1
Автономное образовательное учреждение дополнительного
образования Вологодской области
«Региональный центр дополнительного
образования детей»
Педагогическая ценность музеев образовательных организаций.
Характеристика музеев в
Вологодской области.
Воробьева Наталия Владимировна, педагог-организатор
Слайд 2
Музей - это организация, осуществляющая комплектование, хранение, изучение, экспонирование и
популяризацию памятников материальной и духовной культуры.
Музеи образовательных организаций –
это интерактивное пространство для детской и семейной аудитории, в котором осуществляется познавательно-досуговая деятельность
в специально организованной среде.
Музеи образовательных организаций – разновидность социального института по сохранению национального достояния (историко-культурного и природного наследия); является подразделением образовательного учреждения.
Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Слайд 3
Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль
обусловлен связью с конкретной дисциплиной, областью науки или искусства.
комплексный,
исторический (включая
археологию, военную историю),
художественный,
литературный,
естественнонаучный,
технический,
музыкальный,
медицинский,
педагогический,
мемориальный (определяется по специальности меморируемого лица (литературный, художественный, исторический).
Слайд 4
Книга поступлений (КП) или ранее называемая Инвентарная книга – основной
документ учёта музейных предметов. Заполняется по установленной форме.
Музейный предмет
- памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в КП.
Экспонат – музейный предмет, находящийся в экспозиции.
Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и музейных коллекций.
Музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе .
Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и предварительному описанию музейных предметов.
Музейный фонд – собрание подлинных музейных предметов и коллекций. Музейное собрание подразделяется на Основной фонд (ОФ), предметы которого зафиксированы в КП, и Научно-вспомогательный фонд (НВФ), состоящий из копий и научно-вспомогательных материалов.
Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы и коллекции. Экспонируются не только предметы, хранящиеся в музее, но и предметы, взятые на временное хранение
Слайд 5
Основные задачи музея образовательной организации:
- воспитательная задача (формирование
нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, культуре,
традициям и их носителям);
- образовательная задача (включение краеведческой и музейной работы в содержание учебного процесса по различным дисциплинам);
- научно-исследовательская задача (формирование у обучающихся навыков исследовательской, поисковой деятельности);
- творческо-досуговая задача (использование краеведческой и музейной работы в организации культурного досуга обучающихся);
- презентативная задача (использование результатов музейной работы для презентации достижений учащихся, трансляции опыта педагогов и самого образовательного учреждения с целью формирования имиджа и привлекательности в социуме);
- эстетическая (приобщение обучающихся к красоте, изяществу, необычности, создание положительного эмоционального фона в образовательном процессе);
- коммуникативная задача (использование данной работы для формирования ученического коллектива, обеспечение позитивного, толерантного общения учащихся между собой и с взрослыми).
Слайд 6Виды учебной и внеклассной работы в музее:
-
экскурсия;
- урок - экскурсия;
использование экспонатов музея в качестве
учебно-наглядных пособий на уроках;
организация и проведение конференций;
встречи с интересными людьми;
- заседания исторических клубов и кружков и т.д.
Слайд 7- Музееведческий аспект предусматривает знание основ музейного дела, умение правильно
оформлять документы, знание и использование следующей формы научного описания документов,
которая позволяет систематизировать каждый исторический источник.
- Педагогический аспект состоит в том, чтобы привлечь к поиску исторических источников максимально широкий круг учащихся.
Аспекты работы:
Слайд 8
Музеи образовательных организаций
Вологодской области
Всего музеев образовательных организаций - 186
Из них паспортизованных – 79
В стадии паспортизации – 17
Лидеры по
количеству музеев:
Слайд 9Профили музеев образовательных организаций:
комплексные - 90
музеи история края -
41
этнографические - 12
военно-исторические - 11
литературные - 9
истории детского
движения - 7
естественнонаучные - 2
художественные - 2
Слайд 10
Тематические разделы музеев образовательных организаций в составе комплексных
военно-исторические -
73
разделы об истории детского движения и истории образования - 71
этнографические
- 45
история края - 35
литературные -17
разделы, посвященные современным Героям -7
естественнонаучный - 6
технические - 5
художественные - 3
Слайд 12 В 2018 году АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования
детей» создал электронный каталог музеев образовательных организаций Вологодской области, в
том числе системы среднего профессионального образования и высшей школы, который размещен в группе «вконтакте» АОУ ДО ВО «РЦДОД».
региональный этап всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения (работы высылаются до 20 ноября 2018 г.)
VI областной заочный конкурс краеведческих исследовательских работ «История в фотографиях» (работы высылаются до 20 ноября 2018 г.)
областной конкурс музеев образовательных организаций (работы высылаются до 30 декабря 2018 года)
областной конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками в 2018-2019 гг. (работы присылаются до 1 марта 2019 г.)
Слайд 13Паспортизация музеев образовательных организаций
Паспортизацию музеев осуществляет ФГБОУ ДОД "Федеральный центр
детско-юношеского туризма и краеведения"
Перечень документов, необходимых для паспортизации музея:
-
3 фотографии музея;
акт обследования музея (сканкопия);
учетная карточка школьного музея;
итоговая таблица
Электронные формы документов (акт, учётная карточка, итоговая таблица) можно получить, сделав заявку на электронный адрес - sver35@yandex.ru или
Подготовленные документы необходимо отправлять в адрес
АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей» на электронный адрес sver35@yandex.ru. с пометкой «Паспортизация музеев образовательных организаций»