Слайд 1Авторская позиция.
Выражение собственной позиции.
Аргументация своей позиции.
Слайд 2Авторская позиция
итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста
ответ на
проблемный вопрос
!!! Автор ≠ герой-рассказчик
Способ выражения в исходном тексте:
Прямо (в
отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.д.). Как правило, в публицистических текстах
Косвенно (в проступках, мыслях героев, их портрете, с помощью разных художественных средств). Как правило, в художественных текстах
Слайд 3Средства выражения авторской позиции
Слова-маркеры: главное, нужно, самое важное и т.д.
Пр.: Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что
подделка.
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений: отличный, отвратительный. Пр.: Любящий человек – это великое благо.
Средства выразительности, например, риторические восклицания: Как много во все этом ума и чувства красоты!
Вводные слова: К сожалению, невоспитанные люди встречаются часто.
Побудительные предложения – призывы автора к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя
Слайд 4Советы
Обычно позиция автора находится в заключительной части текста, где автор
подводит итог вышесказанному. НО НЕ ВСЕГДА!!! Она может быть и
«рассыпана по тексту», ваша задача – «собрать эти предложения (подчеркиваем в тесте) и сформулировать 1-2 предложениями ЧЕТКО и ЯСНО.
Обращайте внимание на оценочную лексику, повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения
Формулировка авторской позиции в сочинении следует за комментарием проблемы в отдельном абзаце (в 5-м)
При цитировании выбирайте предложения, в которых мысль автора выражена наиболее четко и ясно
Когда запишите позицию автора, сопоставьте ее с проблемным вопросом (1 абзац). Это ответ на него? Если нет, правьте!
Слайд 5Типовые конструкции (клише)
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о
том, что…
Рассуждая над проблемой (чего?), автор приходит к следующему выводу…
Позиция
автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Слайд 6Выражение собственного мнения и его аргументация.
Недостаточно лишь формально заявить свою
позицию (Я согласен/ не согласен с автором). За это теряем
1 балл сразу.
Нужно сформулировать предложение, где будет ваш тезис, совпадающий или не совпадающий с авторским.
Схема вашей позиции: Я согласен/не согласен с автором в том, что ….
Например: Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Слайд 7Аргументация собственного мнения.
Из формулировки задания: Выразите свое отношение к позиции
автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте
его.
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения (= примеры-аргументы).
Слайд 8Аргументация собственного мнения.
Виды аргументов:
Логические (аппелирующие к разуму) и психологические (аппелирующие
к чувствам)
Прямые (положительные последствия того, о чем говорится в вашем
тезисе) или «от обратного» (указывающие на негативные последствия игнорирования тезиса)
Слайд 9Аргументация собственного мнения.
Аргументы могут быть:
Из литературы (художественная, публицистическая,, автобиографии). Они
предполагают указание автора и названия книги.
Кино, театр, музыка и другие
виды искусства
Из истории (указание исторического события, анализ его последствий в нужном вам русле)
Обращение к авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов)
Слайд 10Аргументация собственного мнения.
Аргументы могут быть:
Из жизненного опыта
!!! Стараемся не
приводить примеры о том, как вы переводили бабушку через дорогу!!!
Примеры
из жизни – это ссылка на какие-либо общественные события, работу общественных институтов, например, благотворительных фондов и др., работу общественных деятелей.
Такие примеры должны быть конкретны. Если вы описываете благотворительную работу, то вспомните хоть один фонд (не обязательно указывать название, но обозначить направление, суть работы, кто им руководит и т.д.) или его активного сотрудника (например, Доктор Лиза) и опишите его деятельность, затем сделайте вывод по вашей проблеме.
Слайд 11Структура 6 абзаца
Выражение своей позиции
Переход к аргументу (фраза-мостик)
Пример-аргумент
Микровывод =
ваша позиция
Слайд 12Заключение. 7 абзац
Выводы в 1-3 предложениях. Надо подвести итог всему
вышесказанному.
В заключении уместно повторить ту мысль, которую вы доказывали.
Шаблоны:
В заключение хотелось бы отметить...
Прочитав данный текст, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..
Таким образом, …
Итак, …
Подводя итог, хочется сказать…
Например: «Таким образом, проблема (чего) действительно актуальна, ей необходимо уделять как можно больше внимания, и тогда, возможно, мы вместе сможем найти выход из создавшегося положения...»
Или
«Интерес к данному вопросу не угаснет никогда. Люди всегда будут интересоваться (чем?). И поэтому забывать о важности таких понятий, как…, нельзя».