Слайд 1Айседора Дункан
Незабываемая танцовщица
Санкт Петербург
2020
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ
Слайд 2«Айседора танцует все, что другие говорят, поют, пишут, играют и
рисуют… Она танцует «Седьмую симфонию» Бетховена и «Лунную сонату», она
танцует Primavera Боттичелли и стихи Горация»…
М. Волошин
Слайд 3Айседора Дункан, урожденная Дора Энджела Дункан
27 мая 1877 год
Сан-Франциско,
США
14 сентября 1927 год
Ницца, Франция.
Американская танцовщица, основоположница танца модерн
Слайд 4Успех и слава пришли к ней рано и прочно. Срисовавшая
свой стиль с Древней Греции, американская танцовщица Айседора Дункан покорила
сначала Европу, потом Америку, а потом весь мир.
Слайд 5Выступления танцовщицы начались со светских вечеров, где ее преподносили как
пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в
новинку и изрядно шокировало публику.
Слайд 6
Дункан считала, что движения в танце обуславливаются «внутренним импульсом». В
концертных выступлениях использовала классическую симфоническую и фортепианную музыку, иллюстрируя танцем
произведения Л.Бетховена, П.И. Чайковского и других композиторов
Слайд 7В своих творческих поисках опиралась на образцы древнегреческого пластического искусства,
стремилась органически связать танец и музыку. Она отказалась от условных
жестов и поз, пользовалась естественными выразительными движениями.
Не балетная пластика потребовала иного облика танцовщицы
Слайд 8Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным
продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для
появления танца должен стать язык души.
Слайд 9Своим танцем она восстанавливала гармонию души и тела. Работа Дункан
была оценена, современники поверили в то, что она – провозвестница
будущего.
Дункан не была просто актрисой и танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства.
Особое влияние на Дункан, как и на все ее поколение, оказал Ницше.
Она, как и ее единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом.
Слайд 10Отрицая школу классического танца, Д. выдвигала принципы общедоступности танцевального искусства,
отстаивала идею всеобщего художественного воспитания детей.
«Утопический
авантюризм этой несомненно гениальной, но и шалой в жизни женщины» (А.Бенуа) каждый раз приводил очередное начинание к финансовому краху, но не отбивал охоты снова попытаться найти хотя бы одно государство и правительство, «которое признает, что такое воспитание является прекрасным для детей, и предоставит мне возможность испытать на опыте свой проект создания массового танца».
Слайд 11Дункан в России
Дункан несколько раз приезжала в Россию.
Впервые это произошло в начале 1905 года. Ее выступления состоялись
в январские дни после Кровавого воскресенья.
Своим танцем Дункан вселяла в публику радость, что было очень важно в то время. И питерская интеллигенция это оценила.
Слайд 12В январе 1913 года Дункан выехала на гастроли в Россию
Слайд 13«Захваченная коммунистической идеологией, Айседора Дункан приехала в Москву. Малиноволосая, беспутная
и печальная, чистая в мыслях, великодушная сердцем, осмеянная и загрязненная
кутилами всех частей света и прозванная «Дунькой», в Москве она открыла школу пластики для пролетарских детей».
Юрий Аненков
Слайд 14Ею восторгались
Андрей Белый и Александр Блок
Слайд 15Она была любима Станиславским и Есениным
Слайд 17В России были изданы две книги Айседоры Дункан:
«Танец будущего»
М., 1907
«Моя жизнь» М., 1930
Слайд 18Дункан погибла в Ницце, задушенная собственным шарфом, намотавшегося на колесо
открытого автомобиля, в котором она ехала. Похоронена на кладбище Пер
– Лашез.
Слайд 19Дункан называли гениальной, сравнивали с «родоначальниками новых эпох и стилей».
Критик
А.А.Сидоров считал, что Айседора Дункан перевернула и танец, и повседневность.
Слайд 20Будучи одарена от природы, Дункан сумела оставить яркий свет в
хореографии своей реформой танца, заключавшийся в гармоничном слиянии всех его
компонентов – музыки, пластики, костюма. Впервые ею была сделана попытка хореографического прочтения сонат Бетховена, ноктюрнов и прелюдий Шопена, сочинений Глюка, Моцарта, Шумана
Слайд 21Айседора Дункан –
великая «босоножка»
Слайд 22
«Что есть тело для танцора?
Это проявление всей его души»
Айседора Дункан