Слайд 2
Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг
или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести (пусть
даже наши намерения тянутся месяцами). Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями,
Слайд 3Потребитель
« гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий
или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»
Слайд 4
то есть обладаем определенными правами и обязанностями, предусмотренными для
нас Законом «О защите прав потребителей» (это «библия потребителя») и
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Слайд 5История потребительского движения
Лига потребителей 1891 г. Нью-Йорк.
Нидерландский союз потребителей 1954
г.
Выступление Д.Ф. Кеннеди 15 марта 1962г. перед Конгрессом США о
правах потребителей.
Резолюция Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г., закрепила 8 прав потребителей.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.
Слайд 6. Действительно, есть много нюансов, которые нам в принципе и
не интересны. Но только до тех пор, пока мы не
сталкиваемся с нарушением своих потребительских прав. И вот тогда наступает время защищать свои права.
. А как защищать?
. Что делать?
. Куда обращаться?
. Какие заявления писать?
. Как вообще вернуть свои деньги?
Слайд 7Основные права потребителей, закрепленные Законом РФ «О защите прав потребителей»
1.
На просвещение в области защиты своих прав
2. На надлежащее
качество товаров
3. На безопасность товаров
4. На информацию
5. На возмещение морального вреда
6. На судебную защиту
7. На государственную, общественную защиту
Слайд 8Тем, кто хочет быть всегда прав и никогда не проигрывать
Ошибаются те потребители, которые думают, что начинать защищать свои права
следует тогда, когда выяснилось, например, что срок годности купленной колбасы истек еще вчера или что в наборе для ванной комнаты не хватает некоторых деталей. Если следовать такой логике, то зачастую отстоять свои права будет просто невозможно.
Поэтому начинать защиту своих прав стоит еще до покупки или хотя бы во время нее, но уж точно никак не после.
Слайд 9Право потребителей на просвещение в области защиты своих прав
Обеспечивается посредством
включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные
программы,
а также через организацию системы информации о правах потребителя.
Слайд 10Кого и от кого защищает Закон, или Основные действующие лица
По Закону потребителем считается тот гражданин, который:
намерен заказать
или приобрести товар
заказывает или приобретает товар( услугу)
использует товар ( услугу) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Слайд 12Основные понятия применяемые в Законе:
. потребитель - гражданин,
использующий, приобретающий,
заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары
(работы, услуги) для личных бытовых нужд;
«Продавец» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Слайд 13Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг
Требования к качеству
товара (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации, точному соответствию стандартам, условиям
договора.
Слайд 14Основные понятия применяемые в Законе:
«Изготовитель» - организация независимо от ее
организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации
потребителям.
«Исполнитель» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Слайд 15Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
Потребитель имеет право на
то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования
,при их хранении, транспортировке и утилизации были безопасны для
его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу.
Слайд 16стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и
правила, которые в
соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству
товаров (работ, услуг);
недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);
существенный недостаток - недостаток который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением.
Слайд 17Право потребителей на информацию
Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя)
предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых
товарах (работах, товарах) и
режиме его работы на русском
языке
Слайд 18овные права
Право на выбор
Право на информацию
Право на безопасность
Право на удовлетворения
базовых потребностей
Право на возмещение ущерба
И другие права…………
Слайд 19Право потребителей на возмещение морального вреда
причиненного вследствие недостатков товара
(работы, услуги).
Под моральным вредом понимаются устойчивые (а
не временные) физические страдания и нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями.
Слайд 20 Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях
по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении
указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет
Слайд 21Право на государственную, общественную защиту
В нашей стране общественные организации потребителей
возникли раньше, чем государственные органы. В 1989 г. Общества потребителей,
действующие на территории СССР, объединились в Федерацию обществ потребителей СССР, затем РСФСР.
Работает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее тер. органы исполнительной власти, органы м/су.
Слайд 22Статья 7. Право потребителей на безопасность товаров
(работ, услуг).
Потребитель
имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных
условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды.
Слайд 23Право потребителя на судебную защиту своих прав
Потребитель, которому продан товар
с недостатками, если они не были оговорены в договоре продавцом,
вправе по своему выбору потребовать:
*безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление средствами потребителя либо третьего лица;
Слайд 24Потребитель по своему выбору вправе потребовать:
*соразмерного уменьшения покупной цены;
*замену на
товар аналогичной марки (модели);
*замены на такой же товар
другой марки(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
*расторжения договора и возмещения понесенных убытков.
Слайд 25Существенные
недостатки
Неустранимые;
Те, которые не могут
быть устранены без
несоразмерных затрат времени;
Те, которые выявляются неоднократно или проявляются вновь после их устранения;
Другие подобные недостатки.
Слайд 26Естественно, потребитель должен быть внимателен при выборе продуктов, проверять срок
изготовления товара, либо срок до которого он годен к употреблению.
Если Вы приобрели продукт с упущенным сроком годности – есть возможность потребовать не только возмещения имущественного вреда, но и морального, т.к. напрямую усматривается вина продавца. На практике, зачастую реализуются товары с пройденным сроком годности, сроком годности подходящим к концу. Возможна и такая «уловка», когда продавец заклеивает истекающий срок годности на «новый» или использует дополнительное указание на срок годности (самостоятельно продляет его).
что:
Обмену подлежат только непродовольственные товары
надлежащего качества;
Потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретенному, но другой расцветки, фасона, формы, габаритов;
Потребитель имеет право обменять товар лишь в течении 14 дней, не считая дня его покупки;
Слайд 28Следует помнить, что:
Обмену подлежат только те
товары, которые не были в употреблении,
не потеряли свой товарный вид и потребительские свойства, а также при условии, что сохранены пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром;
Просьба об обмене товара может быть направлена только продавцу, у которого был приобретен товар.
Слайд 29Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил
потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировке то он
несет обязательную ответственность.
Слайд 30Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену
на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки, или
комплектации
(утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55)
Слайд 31
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях.
2.
Предметы личной гигиены
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары, кабельная продукция, строительные
и отделочные материалы отпускаемые в метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия.
6. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
Слайд 32
7. Мебель бытовая
(мебельные гарнитуры)
8. Изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями.
9. Автомобили, прицепы и номерные агрегаты к ним.
10.Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены сроки годности.
11. Гражданское оружие и патроны к нему.
12. Животные и растения.
13. Непериодические издания (книги, календари, издания, воспроизведенные на технических носителях)
Слайд 33Срок службы-
Период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю
возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за
существенные недостатки, возникшие по его вине .В течение 10 лет(если не установлен другой срок) со дня продажи.
Слайд 34Срок годности-
Период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для
использования по назначению. Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические
товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары (результаты работы). Срок годности начинает течь со дня изготовления.
Слайд 35Гарантийный
срок
Может быть установлен
в договоре купли-продажи
продавцом товара. При этом в договоре может устанавливаться
гарантийный срок любой продолжительности, но не меньше чем гарантийный срок установленный изготовителем. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (не менее 2 лет; 5 лет- по недвижимости, если не установлен больший срок).
Слайд 36
Если покупатель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от
продавца гарантийный срок исчисляется с даты устранения продавцом таких обстоятельств.
Для
сезонных товаров(одежда, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона исходя из климат-их условий.
Слайд 37Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об
их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных
недостатков
(утв.постановлением правительства РФ от 13 мая 1997 г. №575)
Слайд 38Подлежат замене
1.Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
2.Мотоциклы, мотороллеры.
3.Снегоходы.
4.Катера,яхты,лодочные моторы
5.Холодильники
и морозильники.
6.Стиральные машины автоматические.
7.Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами.
8.Тракторы сельскохозяйственные,
мотоблоки.
Слайд 39Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя
о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного
товара
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55)
Слайд 40
1. Автомобили, мотоциклы, прогулочные суда.
2. Мебель.
3. Электробытовые приборы, используемые как
предметы туалета и в медицинских целях.
4. Электробытовые приборы, используемые для
термической обработки продуктов и приготовления пищи.
5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
Слайд 41Грамотный потребитель
Всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;
Разумно
распоряжается имеющимися средствами;
Всегда читает инструкцию и следует ей;
Сохраняет товарные, кассовые
чеки. Гарантийные талоны и квитанции;
Предъявляет только обоснованные претензии
Слайд 42 Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность
гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров,
работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.
Слайд 43Вопрос №1
У Евгения в четвертый раз сломался холодильник. Все четыре
раза симптомы поломки были одинаковые. Гарантийный срок на холодильник еще
не истек. Евгений предъявил магазину требование о замене холодильника, но магазин согласен на замену, если Евгений представит заключение экспертизы о том, что холодильник не подлежит ремонту. Прав ли магазин?
Слайд 44Ответ
Нет. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите
прав потребителей» продавец обязан принять товар, в котором выявлен недостаток,
и провести проверку качества. При возникновении спора о недостатках продавец обязан сам провести экспертизу качества товара. Поэтому магазин неправомерно возложил на Евгения обязанность провести экспертизу холодильника. По всей вероятности, недостаток носит существенный характер, т.к. проявился 4 раза, в таком случае требование о замене должно быть удовлетворено.
Слайд 45Вопрос №2
Елена Алексеевна купила мясорубку стоимостью 3100 рублей со
сроком гарантии 1 год. Через 3 месяца мясорубка вышла из
строя и была сдана в сервисный центр, где находилась 24 дня. В сервисном центре Елене Алексеевне выдали акт технического состояния о заводском браке. Однако в магазине выплачивать деньги отказались, объяснив, что у магазина новый директор, который не несет ответственности за товары, проданные до его назначения. Прав ли магазин? Обоснуйте свой ответ.
Слайд 46Ответ
Нет. Елена Алексеевна приобретала мясорубку не у физического лица
(директора), а у юридического лица - магазина. Так как гарантийный
срок еще не истек, Елена Алексеевна имеет право предъявить магазину одно из требований, перечисленных в ст. 18 закона "О защите прав потребителей": безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);замена на такой же товар другой марки (модели, артикула), соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжение договора купли-продажи.
Слайд 47Задание
Потребитель должен быть грамотным. Для этого ему необходимо много знать
о своих правах. А что вы посоветуете человеку, который ничего
не знает по данному вопросу? ( напишите небольшой рассказ)
Слайд 48
Спасибо за вниминие
Пожелаем продавцов нам честных,
Чтобы персонал
всегда был вежлив,
Чтобы в магазинах нас всегда
Ожидала свежая еда,
И на
вешалках лишь качественные вещи,
Чтобы регулярно брали чеки,
Чтоб меняли мигом каждый брак –
Пусть отныне будет только так!