Слайд 3История
Батик - искусство, пришедшее из Юго-Восточной Азии. Несложный арсенал
средств, необходимый для этого вида росписи, делает его доступным для
выполнения даже в домашних условиях. Искусство украшения ткани известно с давних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей. Позднее рисунок стали наносить ручным способом. Еще позднее были изобретены печатные деревянные (резные) доски. В XVII веке для печати начали применять металлические набивные доски. Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера граверы вырезали на металлических валах; валы погружали в краску, прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, подготавливали несколько таких валов - для каждой краски.
Слайд 4Материалы
Материалы, необходимые для батика, инструменты и приспособления
В процессе работы
потребуются следующие материалы и инструменты:
1) Рама.
2) Ткань.
3) Две кастрюли или
миски, образующие водяную баню. Они не должны быть эмалированными или подверженными ржавчине.
4) Стеклянные баночки с крышками, необходимые для хранения резерва (парафина) и разведенных красителей.
5) Кисти беличьи разной толщины для росписи и щетинные для покрытия резервирующей массой, широкая плоская кисть (флейтц).
6) Мягкие карандаши, цветная копировальная бумага для переведения рисунка на ткань.
7) Специальные стеклянные трубочки или стеклянные рейсфедеры, пипетка.
8) Красители анилиновые для хлопка, шерсти и универсальные.
9) Парафин.
10) Кнопки, ножницы, соль, сода.
Слайд 5Технология
Рама для батика должна иметь специальные скосы во внутрь,
чтобы ткань не касалась реек рамы. кань крепят на раме
кнопками или портновскими булавками. Натягивать ткань следует без морщин, туго «как барабан», чтобы перпендикулярность нитей строго сохранялась - это необходимо, иначе после снятия росписи с рамы рисунок исказится. Для росписи понадобятся беличьи кисти разных номеров и одно кисть колонковая №5-7 для прорисовки деталей. Большими кистями заливают участки фона или большие плоскости рисунка. Мелкие детали лучше расписывать тонкими кистями. Щетинные кисти тоже должны быть разных размеров В основе выполнения батика лежит идея - эскиз. Важно продумать заранее все - цветовую гамму росписи, тематику, размеры и технику выполнения.
Многие специалисты по росписи тканей советуют делать зарисовки по впечатлениям от книг, путешествий. Из эскиза можно сделать чисто начерченный образец, который будет легко перенести на ткань в качестве основы для рисунка.
Слайд 8История горячего батика
Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик
- очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько
дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным валиком. Роспись делали с помощью изобретенного в XVII веке прибора «чантинга» (другие транскрипции - тьянтинг, тьянтин). Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке-ручке. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружали в раствор красителя. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последний цвет, как правила, черный или темно-коричневый. В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани - ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати - краской на полотно и несколько похожий на классический батик способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом, потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название «кубовая набойка». Самым часто употребляемым красителем был синий индиго. В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка - цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный контурный рисунок из закрепленных на набоечных досках фигурно изогнутых металлических полос.
Слайд 10прп
В Индии и Индонезии росписи чаще всего использовались для оформления
одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании
традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались техникой «свободная роспись». Обязательно ассиметричная композиция, полная символических значений, противопоставлений создает столь привлекательную, неповторимую гармонию.
Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направления, подкреплены новыми технологиями. В горячем батике вместо печатного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появлявшаяся в процессе крашения в технике горячего батика и считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.
Слайд 12Холодный батик
Холодный батик основан на том, что при этом
способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую
контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава . заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.
Слайд 13Холодный батик основан на том что все формы рисунка имеют
замкнутый контур рисунок наноситься стеклянными трубочками
Слайд 14Заключение
Батик - искусство, пришедшее из Юго-Восточной Азии. Несложный арсенал
средств, необходимый для этого вида росписи, делает его доступным для
выполнения даже в домашних условиях. Искусство украшения ткани известно с давних времен. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. У росписи по ткани нет ограничений ни в стиле ни сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Кстати, цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Батиком украшают сарафаны, шейные платки, шарфики. Надевая платок, украшенный вручную, человек подчеркивает свою индивидуальность. Ведь батик - это не промышленное изделие, не очередная штамповка, это работа художника, его творчество. Рисунок можно выбрать самому, а художник воплотит его в жизнь именно так, как Вам хочется. Батик – это всегда уникально, это всегда хороший подарок как для себя, так и для близких. Ведь именно с помощью таких вещей люди создают свой неповторимый образ и свой стиль.