Слайд 1Белорусская государственная академия авиации
Кафедра технической эксплуатации воздушных судов и двигателей
2017
КЛАССИФИКАЦИЯ
САМОЛЁТОВ
Слайд 2Воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за
счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом,
отраженным от земной поверхности (Воздушный Кодекс РБ).
Слайд 3Принципы классификации
Все ЛА могут быть разделены:
по принципу полета (создания подъемной
силы) ;
по своему назначению ;
в зависимости от максимальной взлётной массы
;
по конструктивным признакам.
Слайд 4Классификация ЛА по принципу полета
(создания подъемной силы)
Слайд 51. воздухоплавательные, основанные на использовании аэростатических сил
используют для полёта подъемную
силу газов более лёгких, чем воздух. Основаны на действии закона
Архимеда.
Слайд 6воздушные шары, аэростаты и дирижабли
Слайд 72.ЛА с использованием аэродинамических сил
используют подъёмную силу крыла, несущего винта
или и того и другого одновременно.
Слайд 11 винтокрылые ЛА:
вертолеты;
- винтокрылы;
- вертолеты
- самолеты (конвертопланы)
Слайд 14вертолеты-самолеты (конвертопланы)
Слайд 153. баллистические ЛА
совершают полет за счет начального импульса ракетных двигателей
и действия гравитационного поля Земли, и др. планет.
Слайд 162. Классификация воздушных судов по назначению
Слайд 17По своему назначению воздушные суда делятся на гражданские и государственные
(Воздушный Кодекс РБ, ст.1)
государственное воздушное судно – воздушное судно, используемое
в государственной авиации и зарегистрированное в Государственном реестре государственных воздушных судов Республики Беларусь
гражданское воздушное судно – воздушное судно, используемое в гражданской авиации и зарегистрированное в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь
Слайд 18Гражданские самолеты служат для перевозки пассажиров, грузов, почты и для
обслуживания различных отраслей народного хозяйства.
Они, в свою очередь, могут
быть разделены на следующие основные типы:
Слайд 19Пассажирские самолеты для перевозки пассажиров, багажа и почты.
В зависимости
от дальности полета, количества перевозимых пассажиров, размеров и типа взлетно-посадочных
полос пассажирские самолеты подразделяются на:
магистральные;
самолеты местных линий.
Слайд 20- дальние (дальность полета свыше 6000км)
Boeing-747
По дальности полёта -магистральные :
А-340-600
Слайд 21- магистральные средние
( от 2500 до 6000км)
Boeing-737-800 NG
Ту-204-300
Слайд 22СRJ-200
-магистральные ближние – региональные
(от 1000 до 2500 км)
Boeing-737-300
Слайд 23- самолеты местных воздушных линий
(МВЛ до 1000
км)
Ан28
Hawker Beechcraft 350 King Air (B300)
L- 410
Слайд 24Грузовые самолеты предназначены для перевозки различных грузов.
Пассажирские и грузовые самолеты
представляют собой транспортную категорию
Слайд 25Самолеты специального назначения для применения в различных областях народного хозяйства.
Отличаются от транспортных наличием спецоборудования для специальных работ. Это самолеты
полярной, сельскохозяйственной, санитарной авиации, самолеты для геологической воздушной разведки, для охраны лесов от пожаров, для аэрофотосъемок и др.
Слайд 26Учебные самолеты для подготовки пилотов. Подразделяются на:
самолеты первоначального обучения -
двухместные, достаточно простые в освоении и технике пилотирования;
переходные -
самолеты для обучения полетам на находящихся в эксплуатации серийных самолетах.
Слайд 27В зависимости от максимальной
взлетной массы
Ил-96
1 класс - масса 75 тонн и более
2 класс - масса от 30 до 75 тонн
3 класс - масса от 10 до 30 тонн
4 класс - масса до 10 тонн
Boeing737-500
Ту-324
Ан-38
Слайд 283.Классификация по конструктивным признакам
(производится с учетом взаимного расположения, формы, количества
и типа отдельных составляющих агрегатов)
Слайд 29- по аэродинамической схеме
(в зависимости от взаимного расположения крыла
и оперения):
Слайд 30оперение располагается за крылом в хвостовой части самолета
- Нормальная схема
Слайд 31
Это повышает его эффективность, позволяет
уменьшить площадь крыла и массу самолёта, потребные углы отклонения поверхностей
и сопротивление при балансировке самолёта, нагружение и прочность фюзеляжа имеют лучшие показатели.
«Grippen»
МиГ-МФИ
-самолёты схемы «утка»,
у которых горизонтальное оперение расположено впереди крыла и является несущим.
Слайд 32
Имеют меньшую массу и лобовое сопротивление. Поперечное и продольное управление
самолётом осуществляют с помощью элевонов, установленных на задней кромке крыла
«Vulkan»
Х-32а
самолёты типа «бесхвостка», у которых горизонтальное оперение отсутствует.
Слайд 33 С передним и задним горизонтальным
оперением
Слайд 36По количеству и расположению
крыльев:
Слайд 37- монопланы, т.е. самолёты с одним крылом
Ан-12
Ан-124 «Руслан»
Слайд 38
бипланы, т.е. самолёты с двумя крыльями, расположенными одно над
другим.
Расчалочно - стоечный
Ан-2
Duck-1
Слайд 39- Монопланы – самолёты с одним крылом в зависимости от
его расположения подразделяются на:
- высокопланы
Ан-70
Ил-76
Слайд 41- низкопланы
Aero L-39
Airbus A-380
Слайд 42По способу крепления крыла:
- подкосные
- свободнонесущие
Слайд 47-треугольное
- треугольное с наплывом
Слайд 54 по типу фюзеляжа
- однофюзеляжные
Ан-225 «Мрия»
Слайд 55двухбалочные
Фюзеляжи, не несущие оперения, называют гондолами. Оперение в этом
случае поддерживаются двумя балками, и самолёты при этом называют двухбалочными.
«Lightning»
Су-80
Слайд 58North American F-82B «Twin Mustang»
Virgin Galactic «White Knight Two»
- Многофюзеляжные
Слайд 59- Бесфюзеляжные самолеты-
«Летающее крыло»
«Nortrop»В-2
Слайд 60 конструктивные разновидности оперения:
Слайд 61- однокилевое оперение
- разнесенное вертикальное оперение
Ан-26
Ан-225
Слайд 63- нормальное горизонтальное оперение
Слайд 64- Среднерасположенное горизонтальное оперение
Слайд 65
V- обpазное оперение
Т- образное оперение
Ан-72
F-117
Слайд 66- двухкилевое с цельноповоротным горизонтальным оперением
Слайд 68в зависимости от типа
опорных элементов:
Слайд 69сухопутные –
колёсное шасси
лыжное шасси
Слайд 73- гидросамолеты с поплавковым шасси
А-37
Слайд 76По количеству и расположению опор шасси самолёты подразделяются на основные
схемы:
Слайд 81по типу, количеству и расположению двигателей
-турбовинтовые
- поршневые
.
- турбореактивные
Слайд 82-однодвигательные
-двухдвигательные
-многодвигательные
Слайд 83Требования к самолетам и вертолетам ГА определяются:
Нормами летной годности гражданских
легких самолетов (АП ч.23),
Нормами летной годности самолетов транспортной категории
(АП ч.25),
Нормами летной годности винтокрылых ЛА нормальной категории (АП ч.27).
Слайд 84Основные требования к воздушным судам
Слайд 85Прочность - способность конструкции АТ воспринимать действующие на неё нагрузки
без разрушения.
Жесткость - способность противостоять деформациям, которые ухудшают устойчивость,
управляемость, АД-характеристики и т.п.
Слайд 86Надёжность - свойство сохранять значение параметров, характеризующих работоспособность до наступления
предельного состояния.
Живучесть - свойство сохранять работоспособность при частичных разрушениях
или отказах отдельных элементов конструкции
Слайд 87Высокие аэродинамические качества, обеспечивающие заданные летно-технические характеристики (дальность, продолжительность полета,
взлётно-посадочные характеристики, скороподъёмность)
Слайд 88Высокие экономические показатели - как можно меньшая стоимость производства, низкий
уровень затрат на эксплуатацию (низкий расход топлива и смазочных материалов,
большие ресурсные показатели, эксплуатационная технологичность, ремонтопригодность);