Слайд 21. Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
Слайд 3Под ущербом следует понимать фактические или возможные потери, возникающие в
результате каких-либо событий или явлений, в частности негативных изменений в
природной среде вследствие антропогенного воздействия.
Виды ущерба:
экономический (например, потери от "недополучения" продукции);
социально-экономический (например, рост заболеваемости экономически активного населения);
социальный (например, снижение продолжительности жизни);
экологический (например, исчезновение биологического вида).
По особенностям возникновения (проявления) ущерб может иметь прямой и косвенный характер.
Слайд 4Пол экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимается денежная оценка
фактических и возможных убытков (потерь), обусловленных воздействием загрязнения.
Механизм возникновения ущерба
от загрязнения можно представить в виде схемы:
Слайд 5Методы оценки экономического ущерба:
метод прямого счета;
метод сопоставления состояния объекта в
контрольном (загрязненном) и незагрязненном районах;
метод эмпирических зависимостей;
метод расчета по «монозагрязнителю»;
эмпирический
(укрупненный) метод;
метод обобщенных косвенных оценок.
Слайд 62. Экологический механизм платежей за загрязнение окружающей среды
Слайд 7Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование
рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых
используются для улучшения экологической обстановки.
Введение платежей за загрязнение подразумевает эколого-экономическую паспортизацию предприятий; экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.
Слайд 8В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды определяют
издержки загрязнения, которые включают:
суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на
проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);
затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды.
Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ.
Взимание платы по нормативам производится за:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями через системы коммунальной канализации;
размещение отходов.
Слайд 9Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:
за выбросы (сбросы) вредных веществ
в окружающую среду в пределах ПДВ или ПДС;
за выбросы (сбросы,
размещение отходов) загрязняющих веществ в пределах временно установленных лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС);
за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).
В случае загрязнения окружающей среды без оформления в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов), вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная и плата определяется по нормативам за превышение лимитных выбросов загрязняющих веществ.
Учет поступления платы за загрязнение ведется по каждому природопользователю в государственных налоговых инспекциях на карточках лицевых счетов.
В случае занижения размеров платежей за загрязнение окружающей среды с предприятия взыскивается вся сумма заниженных платежей, а также штраф.
Слайд 10Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за
загрязнение в региональные и местные экологические фонды осуществляют соответствующие территориальные
комитеты Госкомэкологии России, а за поступлением 10% платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны природы – Государственная налоговая инспекция совместно с территориальными органами Госкомэкологии России.
Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранного законодательства.