Слайд 1Бизнес
и
предпринимательство
© Лях Константин Александрович
E-mail: mykosta1965@gmail.com
Слайд 3Бизнес идея
Уникальная бизнес идея!
Слайд 4Бизнес идея
Уникальная бизнес идея!
Что ЭТО такое?
Слайд 5Бизнес идея
Уникальная бизнес идея!
Что ЭТО такое?
Где её найти???
Слайд 6Бизнес идея
Вариант № 1: ПРИДУМАТЬ!
Слайд 7Бизнес идея
Вариант № 1: ПРИДУМАТЬ!
Вариант № 2: УКРАСТЬ!
Слайд 8Бизнес идея
Вариант № 1: ПРИДУМАТЬ!
Вариант № 2: УКРАСТЬ!
Вариант № 3:
«ПРОГУГЛИТЬ»!
Слайд 9Бизнес идея
Вариант № 1: ПРИДУМАТЬ!
Вариант № 2: УКРАСТЬ!
Вариант № 3:
«ПРОГУГЛИТЬ»!
Вариант № 4: ВАШ ВАРИАНТ!
Слайд 10Уникальная бизнес идея
Что делать дальше?
Слайд 13Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ!
Слайд 16Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Слайд 17Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Слайд 18Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Слайд 19Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Слайд 20Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Слайд 21Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Слайд 22Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Инвестор
Слайд 23Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Инвестор
Слайд 24Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Инвестор
Слайд 25Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Инвестор
Команда
Слайд 26Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Инвестор
Команда
Слайд 27Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Инвестор
Команда
Лидер
Слайд 28Уникальная бизнес идея
Итак…
ИДЕЯ
Автор
Оформить
Бизнес план
Инвестор
Команда
Лидер
Слайд 30Инновации – это для кого?
В Японии популярно высказывание: «Нет вещи,
которую нельзя было бы улучшить». Показательна философия Toyota: презумпция несовершенства,
маленькие улучшения каждый день, как образ жизни.
Стремление к инновациям – это, в сущности, стремление к улучшению всего и к качеству во всем. Нам это чуждо.
Об этом в 1928 г. писал русский философ И.А. Ильин в своей статье «Спасение в качестве»: «Где-то в глубине души у русского человека
живет смутная, но твердая уверенность, что качество ему
“не нужно”; что это – заморская выдумка; что при нашем
обилии и при нашей даровитости мы без учения и без
старания, без умения и без навыка “по-своему справимся”
и даже “еще лучше выйдет”».
Слайд 31Инновации – это для кого?
Японская система неотвратимости вознаграждения за полезные
рацпредложения!
Многие помнят курьезный случай с японцем, который стал миллионером,
просто переводя и пристраивая идеи из наших научно-популярных журналов.
У японцев есть даже инновационный юмор:
Слайд 32Инновации – это для кого?
Японская система неотвратимости вознаграждения за полезные
рацпредложения!
Многие помнят курьезный случай с японцем, который стал миллионером,
просто переводя и пристраивая идеи из наших научно-популярных журналов.
У японцев есть даже инновационный юмор:
Слайд 33Инновации – это для кого?
Японская система неотвратимости вознаграждения за полезные
рацпредложения!
Многие помнят курьезный случай с японцем, который стал миллионером,
просто переводя и пристраивая идеи из наших научно-популярных журналов.
У японцев есть даже инновационный юмор:
Слайд 34Инновации – это для кого?
Японская система неотвратимости вознаграждения за полезные
рацпредложения!
Многие помнят курьезный случай с японцем, который стал миллионером,
просто переводя и пристраивая идеи из наших научно-популярных журналов.
У японцев есть даже инновационный юмор:
Слайд 35Инновации – это для кого?
Японская система неотвратимости вознаграждения за полезные
рацпредложения!
Многие помнят курьезный случай с японцем, который стал миллионером,
просто переводя и пристраивая идеи из наших научно-популярных журналов.
У японцев есть даже инновационный юмор:
Слайд 36Маркетинг «от Клиента».
Перси Спенсер в 1945 году работал над улучшением
характеристик радаров. Как-то, пройдя перед работавшим излучателем, он обнаружил, что
шоколадка в его кармане расплавилась. А как это можно использовать? Так появилась...
Слайд 37Маркетинг «от Клиента».
Перси Спенсер в 1945 году работал над улучшением
характеристик радаров. Как-то, пройдя перед работавшим излучателем, он обнаружил, что
шоколадка в его кармане расплавилась. А как это можно использовать? Так появилась микроволновая печь.
Слайд 38Маркетинг «от Клиента».
Вот как сам Морита следовал этому принципу: «Мысль
создать Walkman появилась, когда однажды Ибука [партнер Морита] притащил в
мой кабинет один из наших стереомагнитофонов и пару наших наушников стандартных размеров. У него был несчастный вид, и он пожаловался, что таскать это очень тяжело». Так появился один из самых успешных продуктов.
В 1936 г. Сильван Голдман, владелец магазина, как-то увидел, как покупательница поставила тяжелую сумку на игрушечный грузовик, который катил на веревочке ее сын. Ага… так появилась тележка, а с нею и новый вид магазина – супермаркет.
Слайд 39Маркетинг «от Клиента».
Иногда инноваторская мысль работает в обратном направлении –
от человека к технологии.
Акио Морита говорил своей команде: «Внимательно
наблюдайте за тем, как живут люди, вырабатывайте интуитивное ощущение того, что им нужно, и создавайте это. Не занимайтесь исследованиями рынка!»
Слайд 41Маркетинг «от Клиента».
Кубик Рубик
Как известно, венгерский математик по Ерно Рубик
– автор знаменитого Кубика Рубика и других пространственных головоломок. Почти
одновременно похожие головоломки, но с разным принципом действия, были изобретены в США и в Японии.
Рубик получил патент в Венгрии, но пропустил срок, установленный Парижской Конвенцией для защиты своих прав в США. Поэтому Ларри Николс, американский химик, получивший патент на сходный кубик, , подал в суд на Рубика за нарушение своего патента, выиграл это судебное дело и получил солидную сумму денег. И это несмотря на то, что принцип действия головоломки был другим – у Николса маленькие кубики удерживались магнитами, а у Рубика благодаря хитроумному внутреннему устройству соединений. Интересно и то, что кубик Николса не имел коммерческого успеха и штраф, полученный от Рубика, вероятно, превысил прибыль от использования его собственного изобретения.
Слайд 43Маркетинг «от Клиента».
Первый калькулятор
Изобретателю первого калькулятора (1641 год) Паскалю (Blaise
Pascal ) было всего 18 лет. Этот механический калькулятор мог
производить вычитание и сложение.
Слайд 44Маркетинг «от Клиента».
Слово "телевидение"
Слово "телевидение" придумал и ввел в обиход
русский инженер Константин Дмитриевич Перский. Впервые новый термин прозвучал 18
августа 1900 года, когда ученый выступал на IV Международном электротехническом конгрессе в Париже.
Новое слово быстро прижилось и теперь, спустя столетие, используется в большинстве языков Земли.
К сожалению, не удалось найти портрет еще этого
талантливого инженера, который подарил миру
такие популярные слова сегодня, как и телевизоры.
Слайд 46Маркетинг «от Клиента».
Клейкие бумажки для заметок (Post-it Notes)
Клейкие бумажки появились
в результате неудачного эксперимента по усилению стойкости клея. В 1968
году сотрудник исследовательской лаборатории компании 3M Артур Фрай пытался улучшить качество клейкой ленты (скотча). Он получил плотный клей, который не впитывался в склеиваемые поверхности и был совершенно бесполезен для производства скотча. Исследователь не знал, каким образом можно использовать новый сорт клея. Четыре года спустя, его коллега Спенсер Силвер, который в свободное время пел в церковном хоре, был раздражен тем, что закладки в книге псалмов, все время выпадали. Тогда же он вспомнил о клее, который мог бы закреплять бумажные закладки, не повреждая страниц
книги.
В 1980 году Post-it Notes были впервые выпущены
в продажу.
Слайд 48Маркетинг «от Клиента».
Кардиостимулятор 2
Медик Уилсон Грейтбатч (Wilson Greatbatch) совершил второе
случайное отркытие. Он работал над созданием устройства, которое должно было
записывать сердечный ритм. Однажды он случайно вставил в устройство неподходящий резистор и заметил, что в
электрической цепи возникли колебания,
напоминающие ритм работы человеческого сердца.
Через два года Грейтбатч создал первый
вживляемый кардиостимулятор, подающий
искусственные импульсы для стимуляции
работы сердца.
Слайд 50Маркетинг «от Клиента».
Хозяин Луны
Невинная ошибка в законодательстве стала источником благосостояния
для Хоупа - на данный момент он заработал на продаже
участков 9 миллионов долларов.
Кстати, если хотите купить участок на Луне - поторопитесь, на видимой части их почти уже не осталось.
Слайд 51Маркетинг «от Клиента».
Хозяин Луны
Зайдя в Лунное посольство на земле, вы
можете прикупить неколько квадратных километров… Луны. Денис Хоуп (Dennis Hope)
продает участки Луны, Венеры и Марса чуть больше чем за двадцать долларов. “Если вам что-то не понравится в покупке - мы предоставляем тридцатидневную гарантию возврата денег” - говорит Денис.
Как же получилось так, что в руках одного человека оказались все планеты солнечной системы? Вернемся в 1980 год: Хоуп уже целый год был безработным и почти вплотную подошел к полному банкротству. 22 ноября он ехал на одолженной машине своего брата и проклинал свое положение. “Я раздумывал о том, каким бы я был богатым, если бы у меня было много земли, потом посмотрел в окно на луну и тут меня осенило: если нет много земли - можно заполучить много луны!” - рассказывает Хоуп. Когда Денис учился в школе он посещал уроки “мировой политики”, где на одном из занятий им рассказали о соглашении ООН в котором говорилось: “Планеты солнечной системы, их поверхность и недра не могут быть присвоены ни одним государством”, но про отдельного человека там ничего не говорилось! Хоуп развернул машину и помчался домой, где внимательно изучил это соглашение - лазейка в законе имелась. Подготовив надлежащим образом документы, он уведомил все страны, входящие в ООН, что намеревается забрать в собственность “бесхозные” Луну и планеты. Не получив возражений, он подал бумаги на оформление и вскоре стал едино равным владельцем.
Слайд 52Инновации – это для кого?
В советские времена презрение к качеству
у нас стало нормой – тогда требовалось «колиКчество, а не
каКчество» (А. Райкин). Сейчас наша беда – это развращающие нефтегазовые заработки.
А как мы относимся к изобретателям? Даже к тем, кого можно назвать гордостью нации? «Стоунер (создатель винтовки М16)
миллионер. Получает деньги с каждой выпущенной
винтовки. Калашников (создатель АКМ)...».
Ильин продолжает: «Ныне верить в русское национальное возрождение – значит, верить в грядущую победу качества... И готовить восстановление России – значит, прежде всего, готовить себя самого к качественному служению Родине… Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового величия!»
Слайд 53Инновации – это для кого?
Эпоху нового величия не начнешь, транжиря
невосполнимые ресурсы страны. Сейчас Государство и часть общества вроде бы
осознали, что пора начать создавать и продавать технологичные продукты, и что нашенских изобретателей пора превращать в думающих о продаже «эдисонов».
Перед Россией сейчас стоит эпохальная задача. Но «Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором они возникли» (Альберт Эйнштейн).
А возникли наши технологические проблемы на уровне советского производственного, планового мышления. Проблемы коммерциализации, с которыми мы сталкиваемся сейчас, могут быть решены только на уровне маркетингового мышления.
Понять это архи-важно для всех россиян,
имеющих отношение к инновациям.
Сарафанный маркетинг
Слайд 54Маркетинг «от Клиента».
Смысл и роль маркетинга хорошо описал выдающийся теоретик
бизнеса Питер Друкер:
«Маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки
зрения потребителя…
Задача маркетинга состоит в сведении к минимуму усилий по сбыту…
В идеале, маркетинг должен создавать готового к покупке потребителя».
Прочтите несколько раз и обдумайте эти слова Друкера:
«… весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения потребителя»
«… готовый к покупке потребитель»
Потребитель/пользователь, покупатель, Клиент…
маркетинг, клиенто-ориентированная организация.
Слайд 55Маркетинг «от Клиента».
Определение, которое в России кому-то может быть более
понятно:
«Маркетинг – это то, что нужно тогда, когда украсть
становится труднее, чем произвести и продать».
Есть предложение переименовать маркетинг в клиентинг.
Слайд 56Маркетинг «от Клиента».
Клиент в маркетинге
Понятие «Клиент» в маркетинге трактуется расширительно
– это все люди и организации, имеющие отношение к данному
бизнесу.
Их количество зависит от обстоятельств.
Понятно, что если инноватор доводит работу только до продажи лицензии на свое изобретение, то у него Клиентов меньше, чем у его коллеги, планирующего производить и продавать продукты.
Каждый Клиент требует своего подхода.
Слайд 57Маркетинг «от Клиента».
Пользователь.
Это от него, в конечном счете, зависит коммерческий
успех проекта: если он покупать не будет, то весь проект
не имеет смысла. А купит он только тогда, когда убедится, что продукт ему нужен для решения его проблем и удовлетворения его потребностей. Создание этой убежденности – это дело маркетологов.
Видов таких пользователей может быть несколько, поскольку одна и та же технология может найти воплощение в разных продуктах, а для продукта можно найти несколько применений на разных рынках.
Поиск применений для технологии – это творческая маркетинговая задача. Каждое новое применение означает новый рынок и новые прибыли. А это как раз то, что очень может заинтересовать другого потенциального Клиента инновационной фирмы – инвестора.
Слайд 58Маркетинг «от Клиента».
Инвестор.
Его интересует возможность заработать на проекте.
Путь к его кошельку
лежит через грамотную информационную «упаковку» проекта, т.е. через убедительное экономическое
и маркетинговое описание достоинств идеи, технологии, продукта и его применений.
Иначе говоря, через доказательство того, что вложенные им деньги, как минимум, не прогорят.
Эту банальную истину не понимает большинство нашенских «кулибиных».
А еще больше удручает то, что это не понимают многие консультанты «кулибиных».
Слайд 59Маркетинг «от Клиента».
Перепродавец.
Если продукты продаются через перепродавцов (дистрибьюторов, дилеров, магазины
и пр.), то важно понимать, что все перепродавцы находятся на
рынке только одного продукта – это «возможность заработать на перепродаже». Именно этот продукт им и нужно продавать. Сам продукт их интересует не очень.
VAR (Value-Added-Reseller).
Это покупатель, который приобретает продукты для того, чтобы использовать их в проектах, за которые он получает деньги. Пример – системные интеграторы. VAR интересуют и сам продукт, и возможность на нем заработать.
Слайд 60Маркетинг «от Клиента».
Таким образом, инноватору придется иметь дело не с
одним, а, как минимум, с двумя разными Клиентами, которым он
будет предлагать разные продукты, используя разные маркетинговые подходы.
Запомним!
Слайд 61Маркетинг «от Клиента».
Исследования рынка новых продуктов
Многие считают, что маркетинг –
это в основном количественные исследования рынка с анкетами, регрессионным анализом,
таблицами, графиками, пухлыми отчетами и прочая. Это не так.
Если такие исследования часто бесполезны для существующих продуктов, то полагаться на исследования при запуске нового продукта может только простак.
Во времена Акио Морита в Sony говорили: «Как вы можете проводить исследования рынка, если рынка еще не существует?»
И, тем не менее, многие фирмы проводят их.
Однако после всех громоздких и дорогостоящих
исследований редкий продукт оказывается удачным.
Слайд 62Маркетинг «от Клиента».
В литературе можно встретить массу примеров краха проектов,
которым предварительные исследования предсказывали огромный успех; и массу примеров триумфа
товаров, которым исследования предрекали полный провал.
Так, исследования показали, что рынок никогда не примет курьерскую почту (слишком дорого) и автоответчики (слишком обезличено).
Почему твоя мама не моет тебя мылом «Fairy?»
Слайд 63Маркетинг «от Клиента».
Маркетинговое мышление
Маркетинг очень пострадал от попыток превратить его
в науку.
Эти потуги маркетолог Эндрю Эренберг назвал «Онаучивание НЕзнания»
(SONK – Scientification of Non-Knowledge).
Напичканные мертвыми схемами SONK-исты бесполезны в бизнесе, особенно в инновационном.
Маркетинг SONK-истов «делается» в их гениальных головах и компьютерах.
Настоящий маркетинг делается в сознании Клиента, часто равнодушного, заваленного предложениями, уставшего от информационного шума, бестолковых программ лояльности и CRM, и к тому же вооруженного Интернетом.
Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система, сокращение от англ. Customer Relationship Management) — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов.
CRM — модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.
Слайд 64Маркетинг «от Клиента».
Для работы с таким Клиентом нужны люди с
особым мышлением.
Назовем его маркетинговым мышлением.
Вот что говорит экс-президент
Apple Computers Джон Скалли: «Хороший маркетолог должен быть концептуально интуитивным… Он должен быть невероятно изобретательным в поиске различных подходов… Некоторые из лучших маркетологов – это люди без маркетингового образования, которые просто хорошо умеют думать».
«Хорошо уметь думать» по-маркетинговому – это, прежде всего, уметь поставить себя на место Клиента и посмотреть на все его глазами; это умение не только думать за Клиента, но и чувствовать (эмоциональный анализ).
Для этого нужны логика и интуиция, воображение и изобретательность.
Нужна и методика.
Ее основа – умение задавать себе «правильные» вопросы от Клиента и искать непростые ответы, подводящие к продуктивным решениям.
Слайд 65Маркетинг «от Клиента».
Маркетинговое мышление полезно не только на уровне отдельных
проектов, но и на уровне государственной политики в целом.
Как
справедливо заметил Илья Пономарев, член Комитета Госдумы по информационной политике: «Государство взялось развивать инновационное предложение вместо того, чтобы развивать инновационный спрос».
Оказывается, и в Думе есть неплохие маркетологи.
Маркетинговое мышление требуется на всех стадиях работы над проектом, начиная с вышеуказанного «японского» вопроса» – а как это можно использовать?
Слайд 66Маркетинг «от Клиента».
Патентный закон
Считается, что первый в мире патентный закон
был принят в 1474 году в Венеции. А первый патент
в истории человечества был выдан еще до принятия этого закона - 3 апреля 1449 года. Его получил фламандец Джон Ютнэм на монопольное производство витражных стекол в течение 20 лет. В настоящее время ни Венеция, ни Италия не являются лидерами по количеству патентов в мире. А вот венецианское стекло до сих пор ценится и мастера хранят свои секреты его производства, передавая их из поколения в поколения.... но не получают патентов на них, потому что при этом им пришлось бы суть своих изобретений сделать известными и свободными для использования всеми уже через 20 лет.
Слайд 67Цели и задачи предпринимателя
Видение благоприятной рыночной возможности
Принятие решений в ситуации
неопределенности и высокого риска
Инициация нового проекта
Установление и поддержание социальных связей,
контактов
Формирование и управление кросс-функциональной командой
Слайд 68Цели и задачи предпринимателя
Мобилизация материальных, финансовых, временных ресурсов
Реализация самостоятельной деятельности
(независимо, под свою полную ответственность)
Осуществление деятельности в критических ситуациях: цейтнота,
постоянных изменений, неудач, внешнего давления
Слайд 69Цели и задачи предпринимателя
Разработка стратегии развития проекта
Достижение поставленных целей проекта,
несмотря на препятствия
Развитие бизнеса для повышения капитализации
Ведение переговоров
Ситуационное планирование
ресурсов
Слайд 70Типичные ошибки начинающих предпринимателей
Отсутствие команды
Разногласия между основателями
Производная идея
Непонимание специфики бизнеса
Затягивание
с запуском
Слишком ранний запуск
Слишком большие расходы, бесконтрольная трата денег
Слайд 71Типичные ошибки начинающих предпринимателей
Безмерная скупость
Жертвование клиентами в угоду (предполагаемой)
прибыли
Пренебрежение преимуществами
Производство без ориентации на спрос
Отсутствие конкретного образа клиента
Отсутствие анализа
рынка
Невнимание к персонал
Отсутствие альтернатив и резервов
Слайд 72Типичные ошибки начинающих предпринимателей
Уверенность в том, что подписанный контракт будет
выполнен
«Розовые очки»
Отсутствие бизнес-плана
Отсутствие контроля
«Головокружение от успехов»
Недостаточные усилия
Слайд 73Принцип SMART
Цели должны быть:
S (specific) — конкретные
M (measurable) — измеримые
A
(achievable) — достижимые
R (related) — взаимосвязанные
T (time-bound) — ограниченные во
времени
Слайд 76Ключевые процессы
Ценность продукта
Взаимоотношения с клиентами
Ключевые партнеры
Клиенты (сегменты рынка)
Структура затрат
Ключевые ресурсы
Источники
дохода
Каналы
взаимодействия
Бизнес-модель
Слайд 77Клиенты (сегменты рынка)
Кто наши покупатели и потребители?
Чего они на самом
деле хотят?
(В чем заключается их проблема, которую нужно решить?)
Слайд 78Ценность продукта
Что мы им хотим предложить?
Как это решает их проблемы?
Это
для них важно?
Слайд 79Как мы планируем достичь каждый сегмент?
Какие каналы и точки взаимодействия?
Каналы
взаимодействия
Слайд 80Взаимоотношения с клиентами
Какие взаимоотношения мы хотим установить с нашими клиентами?
Как
мы будем это делать?
Слайд 81За что клиенты действительно готовы платить?
Каким образом?
Разовые продажи или постоянные
платежи?
Источники дохода
Слайд 82Ключевые ресурсы
Какие ресурсы являются ключевыми для успеха бизнес-модели?
Слайд 83Какие процессы и действия обеспечат нам главные конкурентные преимущества?
Ключевые процессы
Слайд 84Кто нам нужен в качестве партнера?
К чьей помощи мы будем
вынуждены прибегать?
Ключевые партнеры
Слайд 85Структура затрат
Какова структура расходов?
На что мы тратим большую часть денег?
Слайд 86Ключевые процессы
Ценность продукта
Взаимоотношения с клиентами
Ключевые партнеры
Клиенты (сегменты рынка)
Структура затрат
Ключевые ресурсы
Источники
дохода
Каналы
взаимодействия
Бизнес-модель
Слайд 88Бизнес-план
Документ, представляющий инвестиционный проект, составленный в общепризнанной международной форме
Программа осуществления
предпринимательской деятельности, описывающая основные аспекты будущего предприятия
Слайд 89Цели бизнес-планирования
Описание и проработка бизнес-идеи
Обоснование предлагаемого инвестиционного проекта
Привлечение внешних инвестиций
Управление и контроль бизнеса
Слайд 90Основные требования к бизнес-планам
Достоверность информации
Доступность информации
Стиль изложения
Оформление
Объективность описания
Временные рамки
Слайд 91Содержание бизнес-плана
Резюме
Описание компании и продуктов
Анализ рынка
Маркетинговая стратегия
Производственный план
Организационный план
Финансовый
план
Риски
Показатели эффективности проекта
Приложения
Слайд 92Резюме
Дает представление о содержании бизнес-плана и основных показателях проекта
Описывает ваше
деловое предложение
Содержание резюме зависит от адресата
Задача: привлечь интерес адресата
Пишется в последнюю очередь, когда сам бизнес-план уже готов
Слайд 93Организационно-правовая форма, полное наименование и адрес компании
Учредители и собственники
Краткая история
развития компании
Текущее финансово-экономическое состояние
Стратегические цели на период планирования
Товары и услуги,
их основные характеристики
Описание компании и продуктов
Слайд 94Описание компании и продуктов
Товары и услуги, их основные характеристики
Что представляет
собой товар/услуга
Предпосылки разработки товара/услуги
Основные отличия от других продуктов, представленных на
рынке
Преимущества (выгоды) для клиентов от потребления/приобретения ваших товаров/услуг
Защита прав на товары/услуги (патенты, авторские свидетельства, торговые знаки и пр.)
Слайд 95Анализ рынка
Анализ отрасли и тенденций на рынке
Анализ покупателей, сегментация
Анализ, оценка
и выбор целевых сегментов (рынков)
Анализ конкурентов
Конкурентные преимущества
Слайд 96Анализ рынка
Анализ отрасли и тенденций на рынке
Законодательные ограничения и регулирование
Барьеры
входа/выхода
Конъюнктура рынка
Недавние изменения
Прогнозы развития на период планирования
Влияние макроэкономических факторов
Сезонные колебания
спроса
Слайд 97Анализ рынка
Анализ покупателей, описание целевых сегментов
Покупатели и конечные потребители
Частота совершения
покупок
Факторы, влияющие на решение о покупке
Требования к товарам/услугам (в т.ч.
по цене и качеству)
Удовлетворенность существующими товарами/услугами
Обоснование выбора целевых сегментов
Размер целевых сегментов (емкость) в натуральном и денежном выражении
Слайд 98Анализ конкурентов
Конкуренты: существующие (прямые и косвенные) и потенциальные
Целевые сегменты конкурентов
Размер
бизнеса (объемы продаж)
Ассортимент
Ценовая политика
Каналы распределения
Продвижение
Лояльность и удовлетворенность покупателей
Репутация и опыт
работы
Преимущества и недостатки
Анализ рынка
Слайд 99Маркетинговая стратегия
Позиционирование и стратегия проникновения на рынок
Источники дохода (продукты)
Система сбыта
продукции (каналы распределения)
Ценообразование
Продвижение
Стимулирование продаж и лояльности
План продаж
Слайд 100Комплекс маркетинга
Маркетинг-микс (4Р)
Product Товарная политика
Price Ценовая политика
Place Сбытовая политика
Promotion Продвижение
Слайд 101Маркетинговая стратегия
Товарная политика
Основные продукты
Дополнительный сервис
Послепродажное обслуживание
Сопутствующие товары/услуги
Управление ассортиментом
Слайд 102Маркетинговая стратегия
Ценообразование
Цена
Условия оплаты
Возможные скидки
Слайд 103Маркетинговая стратегия
Прямые продажи
Личные продажи
Прямые договоры на поставку
Продажи через СМИ
Продажа по
каталогам
Интернет-магазин
Собственные магазины
Многоуровневые продажи
Торговые сети
Розничные магазины
Оптовые посредники
Дилеры
Дистрибуторы
Системы сбыта
Слайд 104Маркетинговая стратегия
Продвижение
Реклама
Связи с общественностью (PR)
Прямой маркетинг
Выставки и конференции
Рекомендации («Сарафанное радио»)
Программа
продвижения
Каналы продвижения
Сроки (график)
Стоимость
Слайд 105Маркетинговая стратегия
Стимулирование продаж и лояльности
Подарки
Скидки
Распродажи
Дисконтные карты
Дополнительный сервис
Клубные программы
Слайд 106Планирование продаж
Выручка от реализации – поступления от продажи товаров (работ,
услуг)
Выручка = Цена × Количество
Слайд 109Организационный план
Календарный план реализации проекта
Инвестиционные затраты
Организационная структура
Команда управленцев и исполнителей
Слайд 111Классификация затрат
Инвестиционные затраты - единовременные затраты, рассчитанные на долгосрочный эффект.
Текущие (эксплуатационные) затраты - регулярные затраты, необходимые для поддержания работоспособного
состояния бизнеса.
Слайд 113Организационная структура
ДИРЕКТОР
Бухгалтер
Администратор зала
Официанты
Бармены
Специалист по поставкам
Охранники
Шеф-повар
Повара
Работники кухни
Уборщицы
Слайд 115Производственный план
Технология (описание процессов)
Месторасположение
Оборудование
Материалы и сырье. Политика поставок
Текущие затраты (постоянные
и переменные)
Слайд 116Производственный план
Технология
(описание процессов)
Процесс создания продукции
(закупки → производство →
хранение)
Процесс работы с покупателями (привлечение → продажи → обслуживание)
Вспомогательные процессы
Слайд 117Производственный план
Технология
(описание процессов)
Производственные, офисные, складские площади
Технологии и оборудование
Производственная мощность/часы
работы
Сырье и комплектующие
Поставщики/контрагенты/посредники/партнеры
Слайд 118Классификация текущих затрат
Постоянные затраты - затраты, сумма которых не
зависит от изменения объема производства (продаж).
Например: заработная плата (оклады),
арендная плата за помещение.
Переменные затраты - затраты, сумма которых зависит и изменяется с изменением объема производства (продаж).
Например: сырье и материалы, используемые для производства, сдельная оплата труда.
Слайд 119Чтобы определить какие затраты являются ПОСТОЯННЫМИ, а какие ПЕРЕМЕННЫМИ, нужно
задать себе следующий вопрос:
Изменится ли определенный вид затрат, если выручка
увеличится (уменьшится)?
ДА НЕТ
переменные затраты постоянные затраты
Классификация текущих затрат
Слайд 120Рассчитываются на единицу продукции
Рассчитываются для каждого вида продукции отдельно
Переменные
затраты
Слайд 121Рассчитываются за определенный период (как правило, месяц)
Рассчитываются в целом для
всего бизнеса
Постоянные затраты
Слайд 124Планирование общих текущих затрат
Общие текущие затраты за период
=
Переменные
затраты на единицу продукции × Количество
+
Постоянные затраты за период
Слайд 126Финансовый план
Прогнозы инфляции, изменения курсов валют
Система налогообложения
Источники финансирования, их стоимость
и условия возврата
Бюджет доходов и расходов
Бюджет движения денежных средств
Слайд 127Финансовые результаты
Прибыль – это результат хозяйственной деятельности предприятия
Прибыль =
Выручка – Общие затраты
Слайд 131ИП и ООО могут применять следующие
режимы налогообложения:
Традиционная (она же обычная)
система налогообложения (ОСНО)
Упрощенная система налогообложения (УСНО)
Единый налог на вмененный доход
(ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
В рамках настоящего семинара рассматриваться не будет земельный,
транспортный налог, налог на игорный бизнес и т.п.
Слайд 133Общая система налогообложения
В полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются
все общие налоги
Если вы не занимаетесь только видами деятельности, облагаемыми
ЕНВД, не
вправе применять УСНО и ЕСХН (либо не подали в срок заявление о переходе
на УСНО и ЕСХН), вы обязаны применять общую систему налогообложения.
Бухгалтерский учет при ОСНО ведется с использованием Плана счетов
Слайд 134Упрощенная система налогообложения
Применение УСНО освобождает от уплаты:
С 01.01.2009 года декларация
по УСНО сдается только по итогам налогового
периода, т.е. года. Обязанность
уплачивать налог по итогам отчетных периодов
осталась. Срок уплаты - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным
Периодом.
Слайд 136Объекты налогообложения при УСНО:
плюсы и минусы
Слайд 137Объекты налогообложения при УСНО:
плюсы и минусы
Слайд 139Не в праве применять УСНО
Организации, имеющие филиалы и (или) представительства
Банки,
страховщики, НПФ, инвестиционные фонды, профессиональные
участники рынка ценных бумаг, ломбарды
Организации и
ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров,
добычей и реализацией полезных ископаемых
Организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом
Нотариусы, адвокаты
Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции
Организации и ИП, перешедшие на ЕСХН
Организации, в которых доля участия других организаций составляет более
25 процентов
Организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый
период превышает 100 человек
Организации, у которых остаточная стоимость ОС и НМА, превышает 100 млн.
рублей
Слайд 140Потеря права применения УСНО
ст. 346.13 НК
Если доход превысит установленный лимит
в 20 000 000 рублей. Выручка от
деятельности, попадающей под ЕНВД,
при расчете лимита не учитывается
Но, ограничения по численности работников (до 100 человек) и стоимости ОС
и НМА (100 000 000 рублей) определяются исходя из всех осуществляемых
видов деятельности (ст.346.12 п.4 НК)
Если налогоплательщик становится участником договора простого
товарищества (договора о совместной деятельности) или договора
доверительного управления имуществом , то он теряет право применять
УСН 6%, но это не дает ему право автоматического перехода на УСН 15%.
Он обязан перейти на ОСНО
Слайд 141УСНО на основе патента
Упрощенная система налогообложения на основе патента применяется
в
рамках гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК,
то есть это разновидность
УСН, а не отдельный режим налогообложения.
Согласно пп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК на уплату ЕНВД не переводятся ИП,
перешедшие в соответствии с гл. 26.2 НК на УСН на основе патента.
Иными словами, с 01.01.2010 года у ИП в отношении некоторых видов
деятельности появилось право выбирать между системой налогообложения
в виде ЕНВД и УСН на основе патента
Слайд 142Условия применения УСН на основе патента:
УСН на основе патента может
применяться исключительно ИП.
Согласно п. 2.1 ст. 346.25.1 НК при применении
УСН на основе патента ИП
вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам
гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых
не должна превышать за налоговый период пять человек.
Пунктом 2 ст. 346.25.1 НК применение УСН на основе патента разрешается
ИП, осуществляющим один или несколько из установленных 69 видов
предпринимательской деятельности.
Размер потенциально возможного к получению годового дохода по
соответствующему виду деятельности устанавливается на каждый
календарный год законом субъекта РФ (п. 7.1. ст. 346.25.1 НК).
Слайд 143УСНО на основе патента
Упрощенная система налогообложения на основе патента применяется
в
рамках гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК,
то есть это разновидность
УСН, а не отдельный режим налогообложения.
Согласно пп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК на уплату ЕНВД не переводятся ИП,
перешедшие в соответствии с гл. 26.2 НК на УСН на основе патента.
Иными словами, с 01.01.2010 года у ИП в отношении некоторых видов
деятельности появилось право выбирать между системой налогообложения
в виде ЕНВД и УСН на основе патента
Слайд 144Условия применения УСН на основе патента:
На территории Пермского края возможность
применения индивидуальными
предпринимателями УСН на основе патента установлена Законом Пермской
области от
30.08.2001г. №1685-296 «О налогообложении в Пермском крае»
Законом установлен потенциально возможный к получению доход. Например:
Слайд 145Расчет стоимости патента:
В соответствии с п. п. 6, 7 ст.
346.25.1 НК РФ, годовая стоимость патента
определяется исходя из потенциально возможного
к получению годового дохода
по виду деятельности, устанавливаемого законом соответствующего субъекта
РФ на календарный год, и налоговой ставки 6%.
В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более
короткий срок (один месяц, два, … 11 месяцев) стоимость патента подлежит
пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который
выдан патент.
Слайд 146Формула для расчета:
Стоимость патента на расчетный период = СП(год) /
12 мес. x СДП,
где:
СП(год) - годовая стоимость патента;
СДП -
срок действия патента (от 1 до 11 месяцев).
Например, ИП осуществляет на территории г.Перми изготовление и ремонт
мебели. С 01.01.2011г. он начал применять патентную УСН по данному виду
деятельности.
Ст. 27 Закона Пермской области от 30.08.2001г. № 685-296 для деятельности по
изготовлению и ремонту мебели на 2011г. Потенциально возможный годовой
доход установлен в размере 225 000 рублей.
Стоимость годового патента для предпринимателя составляет 13 500 руб.
(225 000 руб. * 6 процентов).
Если патент приобретен на 3 месяца (с 1 января по 31 марта 2011 года),
стоимость патента подлежит уменьшению, в рассматриваемом случае
13500/12мес.*3мес.= 3 375 рублей.
Слайд 147УСН на основе патента освобождает от налогов:
п. 3 ст. 346.11
НК
на доходы физических лиц
на имущество физических лиц (в отношении имущества,
используемого для
предпринимательской деятельности),
не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость,
за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате
при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на
добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК –
при заключении договоров простого товарищества (договоров о совместной
деятельности), договоров доверительного управления имуществом или
концессионным соглашением на территории РФ
Слайд 148Приобретение патента:
При осуществлении различных видов деятельности необходимо получить
несколько патентов по
избранным видам деятельности.
При этом ОКВЭД вида предпринимательской деятельности при регистрации
должен быть идентичен виду деятельности, разрешенному для применения
УСН на основе патента.
Форма патента утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2005
№САЭ-3-22/417@ "Об утверждении форм документов, необходимых для
применения упрощенной системы налогообложения на основе патента" –
форма № 26.2.П-3
Слайд 149Приобретение патента:
Для получения патента:
1.ИП позднее, чем за месяц до начала
применения УСН на основе патента
должен подать в налоговый орган заявление
по форме № 26.2.П-1
утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2005 № САЭ-3-22/417@
"Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной
системы налогообложения на основе патента".
2.Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать ИП патент или
уведомить его об отказе в выдаче патента
Слайд 150Утрата права на применение патента:
Согласно п. 2.2 ст. 346.25.1 НК,
налогоплательщик считается утратившим право
на применение УСН на основе патента и
перешедшим на общий режим
налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан
соответствующий патент:
если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет УСН на
основе патента, его доходы превысили размер доходов, установленный статьей
346.13 Налогового кодекса (в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального
закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации" в 2010-2012 годах - 60 млн. руб.),
независимо от количества полученных в указанном году патентов;
если в течение налогового периода допущено несоответствие требованиям,
установленным п.2.1 ст. 346.25.1 НК (среднесписочная численность наемных
работников превысила за налоговый период пять человек)
Слайд 151Приобретение патента:
Для получения патента:
1.ИП позднее, чем за месяц до начала
применения УСН на основе патента
должен подать в налоговый орган заявление
по форме № 26.2.П-1
утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2005 № САЭ-3-22/417@
"Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной
системы налогообложения на основе патента".
2.Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать ИП патент или
уведомить его об отказе в выдаче патента
Слайд 152Единый налог на вмененный доход
Специальный налоговый режим в отношении следующих
видов деятельности:
бытовых услуг
ветеринарных услуг
услуг по ремонту, техническому обслуживанию и
мойке автотранспортных
средств
розничной торговли
услуг платных автостоянок
услуг общественного питания
автотранспортных услуг
распространения или размещения наружной рекламы
Размер налога фиксирован и не зависит от полученного дохода. Вмененный доход означает, сколько, по мнению законодателя, предприниматель или фирма могут заработать за месяц. Для каждого вида деятельности суммы доходов различны.
Слайд 153Применение ЕНВД освобождает от уплаты
Слайд 154ЕНВД. Расчет платежей
Корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты,
показывающие степень влияния
того или иного условия на результат
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом,
а именно:
К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор,
рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в
предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение
потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем
календарном году, который определяется и подлежит официальному
опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Слайд 155ЕНВД. Расчет платежей
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий
совокупность особенностей
ведения предпринимательской деятельности,
в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность,
режим работы,
величину доходов, особенности места ведения предпринимательской
деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь
информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения
изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с
автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов,
трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов,
полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для
распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности
Слайд 156ЕНВД. Расчет платежей
К2: Решение Пермской городской Думы от 29.11.2005 г.
№200 «О системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных
видов деятельности»
ЕНВД. Расчет платежей
Формула расчета ЕНВД за квартал:
(базовая доходность) × (физпоказатель) × К1 × К2 × (3 месяца) ×
(ставка налога 15%) = ЕНВД за квартал
Слайд 157Единый налог на вмененный доход
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности,
облагаемые
«вмененкой».
Исключения:
Не имеют права применять ЕНВД крупнейшие налогоплательщики (ст.83 НК)
Налогоплательщики, оказывающие
услуги общественного питания в
учреждениях образования, здравоохранения и соц.обеспечения.
ЕНВД. Постановка на учет
В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие
виды деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на
учет в налоговых органах в срок не позднее пяти дней с начала осуществления
этой деятельности
Налогоплательщики подают (направляют по почте с уведомлением о вручении)
в налоговые органы заявление о постановке на учет
Слайд 158Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения
осуществляется организациями и предпринимателями добровольно, в порядке гл. 26.1 НК
РФ. Применение ЕСХН освобождает от уплаты:
Слайд 159Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН:
Заявление о переходе
на ЕСХН подается в период с 20 октября по 20
декабря
года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит
на уплату ЕСХН, в налоговый орган по своему местонахождению (форма
установлена приказом МНС России от 28.01.2004г. №БГ-3-22/58 «Об
утверждении форм документов для применения системы налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей»).
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель
вправе подать заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в
налоговом органе
Слайд 160Не вправе перейти на уплату ЕСХН:
1. Организации и предприниматели, занимающиеся
производством подакцизных
товаров;
2. Организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в сфере игорного
бизнеса;
3. Казенные, бюджетные и автономные учреждения
Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим
налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый
орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной
режим налогообложения.
Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим, вправе вновь
перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они
утратили право на уплату ЕСХН.
Слайд 163Тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды на 2013 год
Слайд 164Тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды на 2013 год
Слайд 165Страховой год
Индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты
и частные нотариусы должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) исходя из стоимости страхового года, которая зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 1 января каждого года, установленного федеральным законодательством на начало года, за который уплачиваются страховые взносы.
Взносы будут равны стоимости страхового года, которая рассчитывается как произведение МРОТ на тариф страховых взносов по соответствующему фонду и на 12 (по количеству календарных месяцев в году).
Уплата страховых взносов осуществляется не позднее 31 декабря отдельно в каждый внебюджетный фонд. Взносы в ПФР на накопительную и страховую части уплачиваются разными платежными поручениями – либо единовременно, либо несколькими платежами в течение года.
Предприниматели, которые зарегистрируются в следующем году или, наоборот, официально прекратят свою деятельность, должны уплатить взносы только за те месяцы, в которых у них был статус предпринимателя. Взносы за неполный месяц будут определяться пропорционально количеству календарных дней ведения предпринимательской деятельности.
Слайд 166Интернет-ресурсы
http://www.r59.nalog.ru/ Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю
http://www.oblstat.permregion.ru Территориальный орган
Федеральной службы
государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат)
http://www.pfrf.ru/ot_perm/ Отделение Пенсионного фонда
Российской Федерации
по Пермскому краю
www.pofoms.ru Пермский краевой фонд обязательного медицинского
Страхования
http://fss.perm.ru/ Пермское региональное отделение Фонда социального
Страхования
http://59.rospotrebnadzor.ru/ Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю
http://perm.arbitr.ru/ Арбитражный суд Пермского края
http://17aas.arbitr.ru/ Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд
Слайд 167Механизмы поддержки
Финансирование
Образование
Консультации
Информирование
Слайд 168Финансирование
Самозанятость населения
Субсидии (муниципальные и региональные)
Микрозаймы
Поручительства по кредитам
Гранты
Лизинг
Слайд 169Образование
Специальные и массовые программы ПФРП
Муниципальные образовательные программы
Пермский городской бизнес-инкубатор
Слайд 170Консалтинг и информирование
Путеводитель по кредитам (ПГФ)
Пермский городской бизнес-инкубатор (бухгалтерский учет
и налогообложение)
g2b.perm.ru
цпп-пермь.рф
Слайд 172Управленческие решения
Решение — выбор альтернативы.
Управленческое решение — выбор, который должен
сделать менеджер для обеспечения движения к поставленной перед организацией цели.
Управленческие
решения — основной продукт деятельности менеджера.
Слайд 175Влияние времени
Лучшее решение — то, которое принято вовремя.
Решения следует принимать
и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых
они основаны, остаются достоверными и полными.