Слайд 1БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ: основные понятия
Ромашова Инна Петровна, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Слайд 2КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
БРЕНД
БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ
БРЕНД-МЕНЕДЖЕР
Слайд 3
Создатель термина БМ – Нейл Мак Элрой, сотрудник рекламного
отдела Procter & Gamble (1931)
«Нашей компании нужен бренд-мэн» (из служебной
записки Н. Мак Элроя)
Слайд 4ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ и сферы деятельности:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ
МАРКЕТИНГОВЫЕ
Слайд 5ЭКОНОМИЧЕСКИЕ причины развития брендинга
Увеличивается кол-во товаров (ср. с 50-х гг.
ХХ в)
Сокращается жизненный цикл товара,- как следствие, потребители не успевают
к нему привыкнуть, как он сменяется новинкой
Современные технологии позволяют в короткие сроки создавать все новые модели (ср. айфоны, смартфоны и пр.), адаптируя их под индивидуальные запросы аудитории
Товары высокотехнологичны. Нередко, чтобы ими воспользоваться, необходимо специальное образование. А потребители предпочитают «простой, незамысловатый в использовании продукт».
ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 6ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ:
Потребитель становится главной фигурой экономических отношений, поэтому важно
понять, что движет им в процессе выбора продукта.
С од. ст., покупатели слабо дифференцируют товары по их реальным физическим свойствам. С увеличением кол-ва предлагаемых товаров, Качество и Надежность товаров больше не являются ключевыми факторами потребительского предпочтения;
С др. ст., Компании постоянно увеличивают предложение высококачественных технологичных товаров на рынке, поэтому предложение высоких стандартов качества воспринимается потребителями как естественный процесс и необходимое условие для появления товара на рынке и, соответственно, лишает производителей конкурентных преимуществ, основанных на качестве товаров.
Потребители начинают активно сопротивляться техническим усовершенствованиям и новинкам, сложным в эксплуатации, поэтому все чаще отдают предпочтение более простым в использовании устройствам и моделям.
Главным мотивом развития брендинга является стремление потребителей персонифицировать свой стиль жизни в соответствии со своими жизненными ценностями.
Следствие: Дифференциация товаров потребителями все чаще осуществляется на основе неосязаемых, мифологизированных качеств и характеристик.
Слайд 7МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ БРЕНДИНГА:
Рациональность как критерий выбора товара уступает место
эмоциональному выбору, поэтому на рынке продаются не товары, а образы
товаров (бренды)
То есть производитель САМ не может ничего продать. На рынке конкурируют не товары, а имиджи!!!
Производителям и продавцам нужны посредники - брендинговые агентства:
знающие потребителя;
готовые грамотно сформулировать торговое предложение;
готовы ювелирно тонко сформулировать суть мифологических различий между продуктами-конкурентами
Слайд 8- ПЕРЕИЗБЫТОК ТОВАРА;
- ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ;
- НЕСПОСОБНОСТЬ ПРОДАВЦОВ
ПРОДАТЬ ТОВАР, ОПИРАЯСЬ ТОЛЬКО НА ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ;
- НЕОБХОДИМОСТЬ ПОСРЕДНИКОВ
МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ГОВОРЯЩИХ НА ЯЗЫКЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ, – «ловцы душ», «продавцы снов» (то есть бренд-менеджеров)
ВЫВОДЫ:
Слайд 9БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ – процесс формирования лояльного (предпочтительного) отношения потребителей к ТМ
на основе эмоциональной аргументации и знания потребительского поведения
Слайд 10ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА:
Цель — создать отличительный положительный образ ТМ,
повысить значимость продукта в восприятии потребителя, увеличить ценность бренда.
Ценность бренда составляет та выгода, которую бренд приносит производителю:
увеличение продаж,
увеличение цены,
привлечение новых клиентов,
формирование пула лояльных потребителей – приверженцев ТМ.
Слайд 11СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРЕНД-МЕНЕДЖЕРА
Слайд 12ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ БРЕНДИНГА: исторические тренды брендинга
Нач. 20 в - до
конца 50-х гг. ХХ в. - теория УТП (unique selling
proposition). Дэвид Огилви, кн. Россера Ривза «Реальность в рекламе» («Reality in Advertising», 1961). В основе – рациональное обещание («экономичность», «доступность», «чистит, но не царапает»)
60-е гг. ХХ в. - теория эмоционального торгового предложения (emotional selling proposition, Барто Богр Хэгарти, Винс Паккард (кн. «Скрытые увещеватели»). Концепция имиджевой рекламы («звезды» и персонажи в рекламе)
70-е гг ХХ в. – принцип Позиционирующей рекламы (Эдвуд Райс, ДжекТраут кн. «Позиционирование: битва за умы»). Главное внимание в продвижении уделяется тому, как в восприятии потребителей ТМ соотносится с конкурирующими аналогами.
С 90-х гг. ХХ в. - Социальный брендинг. Кн. Дона Шульца и Бета Барнса «Стратегические бренд-коммуникационные кампании» (Strategic brand communication campaigns). Предложенная Шульцем и Барнсом теория основывалась на долгосрочном интегрированном формировании коммуникационного процесса между потребителем, фирмой и брендом. Акцент на управлении системой взаимоотношения с потребителем
Слайд 13Пример: Социальная компания McDonalds «Картофель фри объединяет»
Слайд 14Социальный брендинг стал основой современного бренд-менеджмента:
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА:
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТА
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО РЕКЛАМОЙ, PR, ПРОМО-АКЦИЯМИ И
ПРЯМЫМИ ПРОДАЖАМИ, НО И ИНТЕГРАЦИЕЙ ВСЕХ МАРКЕТИНГОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТОВАРА, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ПОТРЕБИТЕЛИ КОНТАКТИРУЮТ С БРЕНДОМ:
ПРОДУКТА
ЦЕНЫ
УПАКОВКИ
РЕКЛАМЫ и PR
МЕРЧЕНДАЙЗИНГА
ВНИМАНИЯ СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ К ПОТРЕБИТЕЛЯМ
КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА.
АКЦЕНТ НА УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, А НЕ ТОЛЬКО РЕКЛАМНЫМИ СООБЩЕНИЯМИ!
Слайд 15СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БМ:
ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРОДВИЖЕНИЮ БРЕНДА
ИССЛЕДОВАНИЕ
РЫНКА
СОЗДАНИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ) БРЕНДА
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОГРАММ ПО РАЗВИТИЮ БРЕНДА
ПРОДВИЖЕНИЕ БРЕНДА
УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДОМ,
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ
ТРАНСФОРМАЦИЯ БРЕНДА (ребрендинг, рестайлинг, репозиционирование, ренейминг)
ЛИКВИДАЦИЯ БРЕНДА
Слайд 16МЕСТО БРЕНД-МЕНЕДЖЕРА В СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:
МОДЕЛЬ 2 (современная
западная)
Слайд 17МЕСТО БРЕНД-МЕНЕДЖЕРА В СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:
МОДЕЛЬ 1 (РФ)
Слайд 18ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУР БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА НАПРЕДПРИЯТИИ «OPEL»
Слайд 19ЗАДАНИЕ: БРЕНД-МЕНЕДЖЕРЫ РАЗНЫХ КОМПАНИЙ РАССКАЗАЖУТ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ
Слайд 20ФУНКЦИОНАЛ БРЕНД-МЕНЕДЖЕРА:
1. Изучает особенности продвигаемого продукта, анализирует требования потребителей к
продукту на основе результатов маркетинговых исследований.
2. Осуществляет анализ рынка, определяет
целевые потребительские сегменты рынка для предложения продукта.
3. Разрабатывает стратегию продвижения продукта на рынок.
4. Организует проведение презентаций продукта, тематических семинаров (профессиональное консультирование о потребительских свойствах и качествах продукта).
5. Разрабатывает ценовую политику по продукту, определяет условия продажи товаров (системы скидок и льгот отдельным группам покупателей). Анализирует оперативные данные об итогах продаж.
6. Разрабатывает схемы сбыта продукта (от создания новых сбытовых подразделений до реконструкции имеющихся каналов сбыта).
7. Координирует мерчандайзинг продукта.
8. Осуществляет наблюдение за ходом продаж продукта, спросе на него, определяет и анализирует отношение потребителей к продукту.
9. Выявляет неудовлетворительные параметры продукта, требования покупателей к продукту (не учтенные в продукте) и сообщает о них конструкторским, технологическим и производственным подразделениям для корректировки продукта, придания ему новых потребительских свойств.
10. Отслеживает спрос на бренды конкурентов, определяет позиции продукта относительно аналогичных или схожих продуктов конкурентов.
Слайд 21ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА БРЕНД-МЕНЕДЖЕРА.
БРЕНД-МЕНЕДЖЕР ДОЛЖЕН:
Слайд 22ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО бренд-МЕНЕДЖМЕНТА :
Качество и надежность товаров больше не
являются ключевыми факторами потребительского предпочтения. Дифференциация брендов идет на эмоциональном
уровне.
Многолетний эффективный процесс бренд-менеджмента в транснациональных компаниях (ТНК) способствовал превращению брендов в ценные нематериальные активы, стоимость которых исчисляется миллиардами долларов.
Брендинг становится мультисенсорным. В дополнение к дизайну логотипа и внешнему виду компании исследуют и задействуют все органы чувств, чтобы создать уникальный мир общения с брендом для потребителя.
Слайд 23ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО БРЕНДИНГА:
Онлайновые бренды стали конкурировать с офлайновыми на
традиционных рынках. Растут продажи в соц сетях.
Новая модель непрерывного общения
с потребителем
Бренды перешли в режим микрофрагментарного общения с потребителем, конкурируя за каждый момент контакта в быстром ритме делового общения (множатся точки соприкосновения с брендом).
Бренды создают МЕКОСИСТЕМЫ общения с потребителем (т.е. ближайшего окружения, создающего у потребителя ощущение комфорта и безопасности, формирующего привычки потребителя. МЕГА как мекосистема)
Бренды вынуждены быстро реагировать на тренды // создавать их (вегетарианские рестораны McDonalds).
Глобализация мегабрендов
Слайд 24Основные тренды современного бренд-МЕНЕДЖМЕНТА:
Значительно ускорился ритм жизни потребителей, поэтому бренды
стремятся упростить им ситуацию выбора и сократить время на пользование
услугами.
Так, Starbucks позволяет клиентам заказывать заранее, чтобы их уже готовый кофе ждал их на кассах
Внимание на упаковку: маркетинговая Компания Scholz &Friends создала новую концепцию упаковки для производителя часов Festina — водонепроницаемая серия продается в герметичных мешочках, наполненных водой. А инновационная идея для обувной линии Nike Air основывается на продаже обуви в надувных пакетах, которые создают ощущение, что кроссовки буквально парят в воздухе.
Сотрудники становятся участниками новой маркетинговой кампании: сегодня клиенты и потребители обращают большое внимание не только на саму фирму и ее бренды, но и на мнение работников о компании. Поэтому в сферу внимания БМ входят внутренние коммуникации
Тенденция отказа от идеальных образов и желание бренд-менеджеров использовать запрещенные темы, выйти за рамки морали.
Слайд 25ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО БРЕНДИНГА:
Слайд 26СПЕЦИФИКА БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА
В РОССИИ
Слайд 27ШКОЛЫ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА:
АЗИАТСКАЯ (ЯПОНСКАЯ)
Фокусирование маркетинговой деятельности на корпоративном бренде.
Все продукты и
услуги имеют одно наименование, одну индивидуальность и один набор ценностей.
Осн.
вопрос: «Почему вы не ведете продукт вместе с компанией к вершинам успеха?»
Примеры: Тойота, SONY,
ЕВРОПЕЙСКАЯ
Бренд «прячется» за линейкой продуктов.
Приоритетное внимание к продвижению ТОВАРНЫХ брендов.
Преимущества: провал продукта не влияет в целом на стабильность корпоративного бренда.
Недостаток: overbranding – переизбыток товарных брендов, которые потребитель уже не различает