Слайд 1Буряты – древнейший народ Байкала
Подготовила Кононова Екатерина,
Социология, 3 курс, 1
группа
Слайд 2Происхождение названия народа
Существует несколько версий этимологии этнонима:
от выражения буру халядг
(смотрящий в сторону, сторонний).
от слова бар (тигр);
от слова буриха (уклоняться);
от
слова бури (заросли);
от этнонима курыкан (курикан);
от слова бу (древний и старый) и слова ойрот (лесные народы). В целом два этих слова переводятся как коренные (древние) лесные народы.
от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец).
Слайд 3Этническая история народа
Народ образовался и освоился в районе озера Байкал,
где сегодня расположена этническая Бурятия. Предки этого народа курыканы и
байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.
Слайд 4Буряты подразделяются на этнические группы
сартулы
узоны
забайкальские буряты
шошолоки
коринцы и батуринцы
шарануты
табангуты
сэгэнуты
корчины
икинаты
хонгодоры
булагаты
готолы
ашибагаты
эхириты
куркуты
хатагины
тэртэ
алагуй
шараиты
шуртосы
атаганы
Все они населяли
территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и
начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.
Слайд 5Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные
группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.
Баргуты
(буряты) Цинской империи:
старые баргуты или чипчин
новые баргуты
Забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:
хоринские
баргузинские
агинские
селенгинские
Иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:
закаменские
аларские
окинские
балаганские или унгинские
кудинские
идинские
ольхонские
верхоленские
нижнеудинские
кударинские
тункинские
В настоящее время в основном происходит деление народов по этнотерриториальному признаку
Слайд 6Диалекты языка
В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык
был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от
других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:
Западнобурятская (распространённая в Прибайкалье, севернее Восточных Саян и долине реки Ангары, а также в Забайкалье в долине реки Баргузин)
Восточнобурятская (распространённая в Забайкалье, на севере Монголии и местности Шэнэхэн КНР)
Старобаргутский (распространённый в хошуне Чэнь-Барга-Ци, Внутренняя Монголия, Китай)
Новобаргутский (распространённый в исторической области Барга на северо-востоке Китая)
Слайд 7Диалектные группы:
аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится
на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
нижнеудинская, этот диалект
распространен на западных территориях проживания бурят;
хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский
Слайд 8Численность народа
Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек.
Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48
000 — в Монголии и около 461 389 — в Российской Федерации.
Слайд 9География расселения
Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки:
Республику Бурятия
Забайкальский край России, в том числе Агинский Бурятский округ
Иркутскую
область, в том числе Усть-Ордынский Бурятский округ
Буряты также проживают в республике Саха-Якутия, Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах РФ.
Округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики
В Монголии буряты живут преимущественно на севере страны: Дорнод, Хэнтий, Улан-Батор, Сэлэнгэ, Булган, Хувсгел
Слайд 10Национальный костюм
У бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого
из выделанной овчины. Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами
сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени. Энгэр располагался ступенями на груди.
Слайд 11Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы
и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.
С наступлением 13-15 лет
менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.
С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.
Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.
Слайд 12Головной убор и украшения
Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных
украшений, у буряток присутствовали и другие – височные кольца, нагрудные
украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.
В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику.
Слайд 13Символы
Герб— государственный символ Республики Бурятия.
Он представляет собой геральдический щит традиционной
формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-жёлтый цвета национального флага).
В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы её ниспадают по обе стороны герба над его основанием.
Слайд 14Орнаменты
Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с
религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения
богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.
Геометрические
Природные
Слайд 15Эпос
Героико-эпические сказания - улигеры (ульгэр) являются основными в системе жанров
устно-поэтического творчества бурят. По своей форме это большие стихотворные эпопеи,
средний объем которых составляет от 2 до 5 тысяч, а более крупных - от 9 до 20 тысяч и более стихов.
Большими размерами, как правило, отличаются многочисленные варианты главного памятника героико-эпического творчества бурят - эпоса "Абай Гэсэр".
Героический эпос "Гэсэр" является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров.
Гэсэр стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций.
Слайд 16Гэсэр" - мифологическое произведение. Пространство, в котором действует герой, подчиняется
особым законам - законам мифа.
Гэсэр родился на земле с
определенной, четко выраженной миссией: он искоренитель зла. Он уничтожает чудовищных мангадхаев, сеющих на земле болезни, зло, несчастья, пожирающих людей и скот. Уничтожив мангадхаев, коварных ханов и злых шаманов, Гэсэр устанавливает на земле мир и благоденствие.
Все его действия направлены на защиту родной земли, своего племени и рода от чужеродцев-врагов, от иноземных вторжений.
В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство. "Гэсэр" - гимн любви к своей земле. "Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден" - вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.
Слайд 17Конфессиональная принадлежность
На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и
период Российской государственности.
Изначально, как и многие монгольские племена, буряты
исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.
В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.
Слайд 18Шаманизм
Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на
их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его
верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуальные праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.
Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями.
Слайд 19Буддизм
Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием
живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась
одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.
Слайд 20Христианство
В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с
которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали
распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.