Слайд 1«БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»
Тема 5.
Бюджетный процесс
Слайд 2Понятие бюджетного процесса и его организация
Бюджетный процесс:
регламентируемая нормами права деятельность
органов гос. власти и других участников бюджетного процесса
заключается в составлении
и рассмотрении проектов бюджетов, утверждении и исполнении бюджетов
Слайд 3Понятие бюджетного процесса и его организация
Участники бюджетного процесса на федеральном
уровне:
· Президент;
· Государственная Дума (ГД) и Совет Федерации (СФ) Федерального
Собрания РФ;
· Правительство;
· Министерство финансов;
· Федеральное казначейство (ФК);
· органы, осуществляющие сбор доходов бюджета – ФНС, ФТС;
· Банк России;
· Счетная палата;
· гос. внебюджетные фонды;
· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств – ГРБС и РБС;
· иные органы, уполномоченные законодательством РФ.
Слайд 4Понятие бюджетного процесса и его организация
Главные распорядители средств бюджета (ГРБС)
– органы гос. власти, имеющие право распределять средства бюджета по
подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (РБС и ПБС), а также наиболее значимые бюджетные учреждения
Слайд 5Понятие бюджетного процесса и его организация
Бюджетное учреждение:
организация, созданная органами гос.
власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого
характера,
деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета гос. внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Слайд 6Понятие бюджетного процесса и его организация
Этапы бюджетного процесса:
1. Составление проектов
бюджетов
2. Рассмотрение и утверждение бюджетов
3. Исполнение бюджетов
4. Составление отчетов об
исполнении бюджетов и их утверждение
Слайд 71 стадия
Составление проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического
развития (ПСЭР) и подготовка сводных финансовых балансов
Слайд 81 стадия
Одновременно с проектом бюджета формируется перспективный финансовый план (ПФП):
-
законодательно не утверждается
разрабатывается на 3 года
Слайд 91 стадия
Правительство организует разработку ПСЭР
Одновременно Минфин разрабатывает проект показателей бюджета
на среднесрочную перспективу и проект ФЗ о федеральном бюджете на
очередной год
Слайд 102 стадия
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета начинается с того, что
проект закона о федеральном бюджете вносится на рассмотрение ГД не
позднее 26 августа
Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях
Слайд 112 стадия
Принятый ФЗ о бюджете в теч. 5 дней передается
в СФ, где рассматривается в теч. 14 дней и голосуется
в целом
В случае одобрения в теч. 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования
Слайд 123 стадия
Исполнение бюджетов
В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов – полномочия
по кассовому исполнению бюджета возлагаются на ФК
ФК при Минфине обеспечивает
соблюдение принципа единства кассы – зачисление всех поступлений на единый счет бюджета (ЕСБ) и осуществление с него же всех расходов
Предусмотрено открытие в ФК лицевых счетов для каждого ГРБС, РБС и ПБС
Единый счет бюджета (счет ФК) находится в Банке России
Слайд 133 стадия
Исполнение бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи –
документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающего распределение
бюджетных ассигнований между ПБС
Составляется Минфином и утверждается после принятия закона о бюджете
После утверждения передается на исполнение ФК и направляется для сведения в ФС и Счетную палату
Слайд 143 стадия
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется ФК
За исполнение доходной части
бюджета отвечают ФНС и ФТС (и их органы на местах)
Слайд 154 стадия
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов - одна
из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами
Для контроля за исполнением
бюджета ФС образует специальный орган – Счетную палату (участвует и в предварительном контроле – при рассмотрении проекта бюджета)
Ответственный за составление отчета об исполнении бюджета - Минфин
Слайд 164 стадия
Отчет об исполнении бюджета представляется в ГД и Счетную
палату в форме ФЗ не позднее 1 июня
Счетная палата проводит
проверку отчета и готовит заключение по нему
ГД рассматривает отчет об исполнении бюджета в теч. 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты
Слайд 17Бюджетный контроль
На федеральном уровне орган бюджетного контроля по линии законодательной
власти - Счетная палата
Действует согласно Закону РФ от 11.01.95 г.
№ 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»
Основной орган бюджетного контроля по линии исполнительной власти - Министерство финансов
Слайд 18Бюджетный контроль
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за:
использованием средств федерального
бюджета и средств гос. внебюджетных фондов,
исполнением региональных и местных бюджетов,
получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части этих средств
ГРБС и РБС осуществляют контроль за использованием бюджетных средств ПБС
Для контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы налогового контроля – ФНС и ФТС