Слайд 1Курляндская Г.В.
Бюджетная услуга: классификация и стандарты качества
г. Суздаль
октябрь 2007 года
Слайд 2(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Преимущества создания системы
стандартов бюджетных услуг
Стандарты услуг позволяют:
осуществлять
финансовое планирование
объективно оценивать деятельность учреждений по предоставлению услуг
населению контролировать деятельность
учреждений по оказанию услуг
привлекать частный сектор, создавая конкуренцию на рынке предоставления услуг
отслеживать изменения в качестве предоставления услуг,
а также:
сравнивать качество услуг в государственном и частном секторах
сравнивать качество предоставления услуг в разных регионах страны
Слайд 3(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Необходимые условия для оценки стоимости услуг
Классификация услуг
Стандарт услуги:
Описание услуги
Установление количественных параметров стандарта
Слайд 4(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Имеющиеся классификаторы (1)
В сфере социальной защиты населения:
Национальный стандарт
РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных
услуг (2003 г.):
По видам услуг:
Социально-бытовые услуги
Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
Содействие в приготовлении пищи.
Оказание помощи в написании и прочтении писем, …
Социально-медицинские услуги
Социально-психологические услуги, …
По видам учреждений
в стационарных учреждениях
в нестационарных учреждениях
на дому …
Приемлемая детализация услуг, но не ориентирован на потребителя
Слайд 5(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Имеющиеся классификаторы (2)
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005
(2005 г.)
Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания (разработан
ФГУП ВНИИ стандартизации оборонной продукции и технологий)
Виды учреждений:
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Социальный приют для детей
Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками
Центр социальной помощи семье и детям
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Потребитель виден, а услуги – нет.
Слайд 6(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Имеющиеся классификаторы (2)
В сфере медицинских услуг:
«Номенклатура работ и
услуг в здравоохранении» (2004 г.): излишняя детализация, ориентирован на производителя
услуг
ОКУН (1993 г.): детализация только по платным услугам, по бюджетным –
оказание услуг врачами,
услуги в системе образования
По остальным отраслям социальной сферы (образование и культура) классификаторов нет.
Ни один из имеющихся классификаторов не предназначен для бюджетирования.
Слайд 7(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Для чего нужна единая классификация услуг?
Для межрегиональных сопоставлений
(в т.ч. для оценки эффективности деятельности субъектов РФ)
Для организации мониторинга
бюджетных услуг
Для интеграции в бюджетную классификацию (бюджетный учет)
Сейчас каждый регион изобретает свою классификацию, отличную от других
Слайд 8(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Стандарт услуги: описание
Структура:
Потребитель услуги
Условия обслуживания
Нормативы потребления материально-технических ресурсов
при предоставлении услуги
Требования к безопасности, санитарно-гигиенические нормы
Регламент (процедуры) предоставления услуги
Квалификация
персонала, оказывающего услугу
Слайд 9(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Какой уровень власти устанавливает количественные параметры стандарта?
По
жизненно важным позициям: федерация
По прочим: субъект РФ (муниципалитет) самостоятельно
Слайд 10(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Какой уровень власти утверждает стандарты?
Услуги по предметам совместного
ведения, а также по конституционным гарантиям
Услуги по предметам исключительного ведения
(включая делегируемые нижестоящему уровню)
Федерация на минимальном гарантированном по всей стране уровне
Каждый уровень власти самостоятельно
Слайд 11(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Как устанавливается уровень стандарта?
потребители услуги
поставщики услуги
бюджетные ограничения
максимально возможный
уровень
балансировка
реально достижимый уровень стандарта
Слайд 12(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Где сейчас содержатся отдельные требования к предоставлению бюджетных
услуг?
Отраслевые законы РФ и субъектов РФ
Постановления Правительства РФ
СанПиНы
СНиПы
ГОСТы
Нормативные правовые акты,
устанавливающие нормативы потребления
Отраслевые инструкции
Типовые штатные расписания
Слайд 13(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Пример: федеральные требования к содержанию детей в детских
садах
Всего – более 300 позиций, в т.ч.:
Отдельно стоящие отапливаемые
прогулочные веранды для каждой группы (по 2кв. м на ребенка)
Ежемесячный анализ песочниц на биологическое загрязнение
Требование к заполнению бачков с пищевыми отходами (не более, чем на 2/3)
Требование к размеру ячейки на оконных сетках (2,0-2,2 мм)
Продолжительность мойки новых игрушек (15 мин.)
Скорость воздуха в помещении (0,1 м/сек.)
Трехгнездные мойки для мытья посуды
Наличие проекторов для показа диафильмов
Избыточность, неконтролируемость, дороговизна, в ряде случаев -неисполнимость.
Слайд 14(495) 740-40-51, www.fpcenter.org
Что делать?
На базе имеющихся классификаторов разработать единый классификатор
услуг, ориентированный на БОР
Привести его в соответствие с разграничением полномочий
Привести
бюджетную классификацию и бюджетный учет в соответствие с классификацией услуг
Создать систему учета производимых услуг (и их стоимости) в бюджетных учреждениях
Инвентаризировать и пересмотреть действующую нормативную правовую базу, устанавливающую федеральные требования к предоставлению бюджетных услуг
Создать методические рекомендации по разработке стандартов региональными и местными органами власти