Слайд 1Тюрина Наталья Петровна,
ведущий методист редакции
русского языка и литературного чтения
Центра
начального образования
издательства «Просвещение»
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
УМК «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»,
АВТ.
Л.Ф. КЛИМАНОВА И ДР.
Слайд 2СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», АВТ. Л.Ф. КЛИМАНОВА И ДР;
ОСОБЕННОСТИ
СТРУКТУРЫ УЧЕБНИКОВ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», АВТ. Л.Ф. КЛИМАНОВА И ДР;
3)
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАВЫКОВ ГЛУБОКОГО ЛИЧНОСТНОГО ПОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛА И КРАСОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
Слайд 3ОСОБЕННОСТИ УМК «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Слайд 4Л.Ф. Климанова хорошо известна как автор статей, пособий, учебников и
программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.
Ее многолетние исследования в области обучения чтению младших школьников легли в основу авторской программы «Литературное чтение».
Людмила Фёдоровна
КЛИМАНОВА
Слайд 5Учебники 1–4 классы
Рабочие тетради
Рабочая программа
Методические пособия
Электронная форма учебника
Электронное приложение
ЗАВЕРШЕННАЯ
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»,
АВТ. Л.Ф. КЛИМАНОВА И ДР.
Слайд 6ЗАВЕРШЕННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»,
АВТ. Л.Ф. КЛИМАНОВА, В.Г. ГОРЕЦКИЙ,
Л.А. ВИНОГРАДСКАЯ
Слайд 7ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ КУРСА:
Целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как
общеучебного.
Приобщение ребёнка к литературе как искусству слова.
Духовно-нравственное совершенствование
личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Слайд 8 ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ «ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОГО ДЛЯ УЧЕНИКА
ПОЛНОЦЕННОГО ЧТЕНИЯ;
ОРГАНИЗАЦИЯ ГЛУБОКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ –
Слайд 9СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ –
воспитание образованного, творческого читателя
Такой читатель:
умеет читать;
умеет выбирать, ЧТО читать;
понимает, КАК читать;
ВСЕ ВРЕМЯ читает
Слайд 10ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:
1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ;
2.
СИСТЕМНОСТИ;
3. КОММУНИКАТИВНОСТИ;
4.ВВЕДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДРАМАТУРГИИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ;
5. ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ;
6.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ;
7. ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ КУРСА:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СРЕДСТВАМИ СОДЕРЖАНИЯ УМК;
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ,
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ ПАРТНЁРСТВА, СОТРУДНИЧЕСТВА; ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА (СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ);
3.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ;
4. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Слайд 12Книги – мои друзья
Волшебная сказка
Люблю все живое
Жизнь дана на добрые
дела
Великие русские писатели
Картины родной природы
В учебник включены лучшие тексты классической
и современной литературы, произведения детских писателей, фольклорные произведения разных народов
Развитие речевых умений
Литературное чтение. 1 класс
Формирование навыков смыслового чтения
Система заданий после текстов выстроена в логике изучения художественного произведения
(от эмоционального восприятии до творческой интерпретации и создания своего текста).
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ
И ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Слайд 13Специальные разделы для отработки навыка чтения
Система заданий к тексту в
процессе чтения
Литературное чтение. 1 кл.,ч.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
РАЗНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задания на
формирование навыка смыслового чтения
Слайд 14 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА
Рабочая тетрадь,
2 кл., с.41 (УМК «Школа России»)
Слайд 15 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА
Учебник, 2
кл., ч.2, с.146-147
Слайд 16 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА
Учебник, 1
кл., ч.1, с.76-77
Слайд 17 РУБРИКА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТРАНИЦЫ»
Слайд 18Вовлечение учеников в диалог по постановке учебных задач
РЕСУРСЫ КУРСА ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
Основные понятия раздела
Осуществление контроля и самоконтроля
Разнообразие форм учебной
деятельности
Слайд 19«Я УЧУСЬ УЧИТЬСЯ»:
навигационная система как способ рефлексии деятельности ученика
Слайд 20Приобщение к традиции семейного чтения
РЕСУРСЫ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ, ВНЕУРОЧНОЙ И
ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование учебного сотрудничества
Включение в творческую деятельность
Слайд 21 ЗАПУСК ПРОЕКТА
«СОЗДАЕМ МУЗЕЙ «ГОРОД БУКВ»
Слайд 22 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Рабочая тетрадь,
1 кл., с.17
Слайд 23ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
К ПРОЕКТУ «СОЗДАЁМ МУЗЕЙ «ГОРОД БУКВ»
Слайд 24РУБРИКА «ПРОВЕРИМ СЕБЯ
И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Слайд 25РУБРИКА «ПРОВЕРИМ СЕБЯ
И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Рабочая тетрадь, 1 кл.,
с.27
Слайд 26РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задача проекта
Планирование
Презентация
Форма работы
Планирование
Слайд 27РАЗДЕЛЫ УЧЕБНИКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
О книгах и
чтении: «Книги – мои друзья», «Любите книгу».
Фольклор: «Радуга-дуга», «Весёлый хоровод».
Сказки:
«Здравствуй, сказка!», «Мир народной сказки».
О природе: «Люблю всё живое», «Здравствуй, гостья-зима!»
О дружбе: «Хорошие соседи, хорошие друзья», «Мы – друзья».
О Родине: «Край родной, навек любимый».
Слайд 28ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ УЧЕБНИКОВ
Шутки-минутки.
Читалочка-обучалочка.
Мы идём в библиотеку.
Самостоятельное чтение.
Семейное чтение.
Наш театр.
Маленькие
и большие секреты страны Литературии.
Слайд 29ЧИТАЛОЧКА-ОБУЧАЛОЧКА
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 1, часть 2
Слайд 30ШУТКИ-МИНУТКИ
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 1
Слайд 31МЫ ИДЁМ В БИБЛИОТЕКУ
1 кл., ч. 1, с.15-17
Слайд 35РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. НАШ ТЕАТР
1 класс, часть 1
1 класс, часть 1
Слайд 36МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ
СТРАНЫ ЛИТЕРАТУРИИ
Слайд 37ЧТОБЫ ВОСПРИНЯТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
думать
над прочитанным;
осмысливать проблемы героев произведения;
сопереживать героям;
оценивать их поступки;
соотносить со своей
жизнью;
стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами
Слайд 38ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
умение представить себе картину, нарисованную автором
произведения;
сопереживать героям и автору;
понять главную мысль произведения, его
идею;
осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи
Слайд 39Чтение художественного произведения рассматривается как процесс общения, как диалог ученика
с автором произведения и его героями
Слайд 40Ребенок учится осмысливать литературное произведение разных уровнях: 1) уровень
сюжета…
Слайд 41Ребенок учится осмысливать литературное произведение разных уровнях: 2) уровень
героя …
Слайд 42Ребенок учится осмысливать литературное произведение разных уровнях: 3) автора…
Слайд 43РЕБЕНОК УЧИТСЯ ОСМЫСЛИВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗНЫХ УРОВНЯХ
Слайд 44ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗУЧАЮТСЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Слайд 45
РЕБЕНОК ЗНАКОМИТСЯ
СО СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Слайд 46
РЕБЕНОК ЗНАКОМИТСЯ
СО СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
2 кл., ч.1
Слайд 47ИЗУЧАЕМ ЛИТЕРАТУРУ В ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ
С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ
Слайд 48МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:
исследовательский
частично-поисковый
эвристический
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
разные виды анализа текста
творческие
пересказы
дописывание сюжета
составление структурных схем
рисунок, устное словесное рисование;
отзывы, рецензии;
сочинения;
диафильмы, мультфильмы;
дидактические игры
инсценирование,
театральные постановки;
проекты
ЦЕЛЬ УРОКА:
образование
развитие
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
анализ художественного
произведения;
освоение эмоционально-
образной информации;
присвоение нравственных ценностей
РЕЗУЛЬТАТ:
навыки анализа
художественного
текста;
ценностные
ориентиры
Слайд 49Учебник, 3 кл., ч.2, с.129-136
РИСУНОК. УСТНОЕ
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ
Слайд 50Учебник, 1 кл., ч.1, с.66-67
РИСУНОК. УСТНОЕ
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ
Слайд 51Учебник, 3 кл., ч.2, с.55-56
Рабочая тетрадь, 3 кл., с.63
РИСУНОК. УСТНОЕ СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ
Учебник, 3 кл., ч.1, с.50
Учебник,
3 кл., ч.1, с.65
Слайд 52Учебник, 3 кл., ч.1, с.79
РИСУНОК. УСТНОЕ
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ
Слайд 54 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Учебник, 3 кл., ч.1, с.50
Учебник, 3
кл., ч.1, с.211
Учебник, 3 кл., ч.2, с.42
Слайд 55Учебник, 4 кл., ч.1, с.33
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Учебник, 4
кл., ч.1, с.195, 200
Слайд 56Учебник, 1 кл., ч.2, с.21
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
Слайд 57Рабочая тетрадь, 1 кл., с.50-51
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
Слайд 58Рабочая тетрадь, 1 кл., с.54-55
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
Слайд 59Рабочая тетрадь, 2 кл., с.59
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
Слайд 60ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
Учебник, 2 кл., ч.1, с.106-107
Слайд 61Учебник, 3 кл., ч.1, с.27
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
Учебник, 3 кл., ч.1, с.50
Слайд 62ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 2
Слайд 63 Ребенок приобретает опыт творческой
словесной деятельности
Он учится:
— составлять тексты
— сочинять загадки
— рифмовать слова
Ребенок приобретает навык воспроизведения содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы
Климанова Л.Ф.
Коти Т.Ю.
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Слайд 64( приобретает опыт творческой словесной деятельности)
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Слайд 65(учится составлять тексты, сочинять загадки, рифмовать слова)
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Слайд 66«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Слайд 67«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Слайд 68МНОГОАСПЕКТНОСТЬ. ЛОГИЧЕСКИЕ УУД: АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1
класс, часть 1
Слайд 69Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 1
ЛОГИЧЕСКИЕ УУД: СРАВНЕНИЕ
И КЛАССИФИКАЦИЯ
Слайд 70ЛОГИЧЕСКИЕ УУД: СРАВНЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс,
часть 1
Слайд 71УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 2
Слайд 72УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 1
Слайд 73Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 1
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Слайд 74
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
«Литературное чтение»
Л.Ф. Климанова 1 кл
Слайд 77КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1 класс, часть 1,
часть 2
Слайд 78
УМЕНИЕ СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
М.В. Бойкина, Л.А.
Виноградская,
«Литературное чтение», РТ, 1 кл.
Слайд 79М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская, «Литературное чтение», РТ, 1 кл.
УМЕНИЕ СТАВИТЬ
ПЕРЕД СОБОЙ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Слайд 80Анкетирование учащихся:
Я умею читать целыми словами.
Я читаю, сохраняя интонацию конца
предложения (делаю паузу между предложениями).
Я определяю жанр прочитанного произведения.
Я определяю
в тексте слова, с помощью которых можно создать словесную картину.
КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ
Слайд 82РУБРИКА «ПРОВЕРИМ СЕБЯ
И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Рабочая тетрадь, 1 кл.,
с.28-29
Слайд 83РУБРИКА «ПРОВЕРИМ СЕБЯ
И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Рабочая тетрадь, 1 кл.,
с.63-65
Слайд 84ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Рабочая тетрадь, 2 кл., с.92-95
Слайд 85УМЕНИЕ УЧИТЫВАТЬ ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ
КОММУНИКАЦИИ
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1
класс, часть 1
Слайд 86«ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СЛОВ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ», авт. Климанова
Л.Ф., Коти Т.Ю.
Подбор текстов и заданий к ним
позволяет ребенку:
приобрести навыки сотрудничества
освоить способы и правила общения
Слайд 89ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ
КАК ОСОБОГО ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА :
организация эмоционального
читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
формирование умения воссоздавать картины,
нарисованные автором;
формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Слайд 90ТРАДИЦИОННЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА –
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВОПРОСОВ:
Учебник, 4 кл., ч.1,
с.66-67
Почему стихотворение посвящено не матери поэта, а няне?
Как автор выражает
свое чувство к няне?
Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему?
В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете?
Как можно понять выражение «горюешь, будто на часах»?
Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?
Какое чувство мучает поэта?
Почему поэт обрывает себя, не заканчивает стихотворение?
Слайд 91ТРАДИЦИОННЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА –
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВОПРОСОВ:
Учебник, 3 кл., ч.1,
с.174-175
Подчеркните слова, которыми автор рисует картину природы (одним цветом) и
передает настроение (другим цветом).
Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что с ним происходит сейчас?
Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
Расскажите, что вы чувствовали, читая стихотворение И.А. Бунина
Слайд 92ТРАДИЦИОННЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА –
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВОПРОСОВ:
Учебник, 2 кл., ч.1,
с.142
Слайд 93ТРАДИЦИОННЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА –
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВОПРОСОВ:
Учебник, 2 кл., ч.1,
с.195-196
Слайд 94ТРАДИЦИОННЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА –
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВОПРОСОВ:
Чем отличается первоначальный вариант
первых строк стихотворения:
«Пришла зима холодная, Подула вьюга грозная, Застынула река…»
- от окончательного варианта?
Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или человека? Найдите еще подобные слова в тексте.
Как изображены облака? Какое настроение создается у вас от этого образа? Почему?
Какова роль союза но в образе метелицы? Что и чему противопоставляет автор?
Вначале С.А. Есенин назвал стихотворение «Воробышки». Сохранился ли этот образ? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или нет?
Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? Почему он к ним так относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателя?
Образ вьюги новый для этого текста или он уже был в стихотворении? Если был, то каким? Зачем его повторяет автор и повторяет ли?
Какую роль играет союз а в третьем шестистишии?
Образы зимы и весны придуманы автором или они еще где-то вам встречались?
Какие слова и выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? Почему?
Что можно сказать об отношении автора к природе?
Слайд 95ПРОТИВОРЕЧИЕ – КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОЗИЦИИ АВТОРА,
КЛЮЧ К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Учебник,
4 кл., ч.1, с.68-69
Слайд 96МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
С ОСТАНОВКАМИ НА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ:
Учебник, 3 кл., ч.2,
с.143
Слайд 97МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
С ОСТАНОВКАМИ НА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ:
Учебник, 3 кл., ч.2,
с.55-56
Рабочая тетрадь, 3 кл., с.63
Слайд 98МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
С ОСТАНОВКАМИ НА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ:
Учебник, 3 кл., ч.2,
с.8-9
Слайд 99СОСТАВЛЕНИЕ КАРТИННОГО ПЛАНА И ПАРТИТУРЫ ЧУВСТВ
Слайд 100Картинный план:
«Мороз и солнце...»
«Вечор... вьюга злилась...»
«А нынче...
погляди в окно...»
«В
комнате»
«...поля пустые, леса,
недавно столь густые...»
Партитура чувств:
радость,
бодрое настроение
тоска, грусть,
печаль
радость, восторг
умиротворение,
тихая радость
легкая, светлая печаль
Слайд 101РАБОТА СО СТРУКТУРНОЙ СХЕМОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ
Учебник, 4 кл., ч.2, с.105
Слайд 102РАБОТА СО СТРУКТУРНОЙ СХЕМОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ
ТУЧКА
УТЕС
«ЗОЛОТАЯ»
«УМЧАЛАСЬ»
«ВЕСЕЛО ИГРАЯ»
«ВЕЛИКАН»
«МОРЩИНА»
«СТАРЫЙ»
«СТОИТ ОДИНОКО»
«ТИХОНЬКО ПЛАЧЕТ»
«В ПУСТЫНЕ»
Слайд 103СОЧЕТАНИЕ ПРИЁМОВ
В ПРАКТИКЕ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (УЧИТЕЛЕМ И
УЧЕНИКАМИ);
РИСУНОК КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА, ФОРМИРУЮЩИЙСЯ В СОЗНАНИИ
ЧИТАТЕЛЯ;
РАБОТА НАД НАЗВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЗВУКОПИСЬЮ, РИТМИКОЙ, КОМПОЗИЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ;
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ КАК ОСНОВА АНАЛИЗА ТЕКСТА
Слайд 105РАБОТА СО СТРУКТУРНОЙ СХЕМОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ.
СХЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Зеркальце
Царица
Чернавка
Соколко
Царевна
Елисей
Семь
богатырей
любовь
любовь
любовь
ненависть
наказывает убить
с добром,
когда хочется
со злом, когда недовольна
любовь
Слайд 106ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 107ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 108ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 109ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 110ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 111ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 112ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 113ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
Слайд 114Учебник, 2 кл., ч.1, с.4
В ТЕКСТЕ
ВСЕГДА ЕСТЬ ТАЙНА
Слайд 115Учебник, 2 кл., ч.2, с.152
В ТЕКСТЕ
ВСЕГДА ЕСТЬ ТАЙНА
Слайд 116Содержит литературные произведения различных жанров и тематики: сказки и легенды
разных народов, отрывки из исторических повестей, рассказы о природе и
о детях, стихотворения, басни и притчи.
К каждому тексту даны вопросы и задания, часть из которых предлагается выполнить в читательском дневнике, расположенном в конце пособия.
Занятия по тетради способствуют развитию у школьников навыка осмысленного и вдумчивого чтения.
Содержание пособия соответствует Примерной основной образовательной программе начального общего образования.
Пособие адресовано учащимся общеобразовательных организаций и предназначено для самостоятельного чтения в период летних каникул.
Литературное чтение. Читаем летом.
подходит к любому УМК по начальной школе
Слайд 117Издательство «Просвещение»
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41
Тел.: 8(495) 789
30 40
Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru
Портал «Начальная школа» 1-4.prosv.ru
Ведущий методист Центра
начального образования
издательства «Просвещение»
Тюрина Наталья Петровна
8 (495) 789 30 40 (4356)
NTyurina@prosv.ru