Слайд 2Лектор - Колмыкова О.В.
Предметная область
элементы материальной системы, информация о которых
хранится и обрабатывается в информационной системе
Взаимосвязанные ресурсы и процессы экономической
системы можно описать в терминах предметной области.
Информационным отображением всей предметной области экономического объекта служит база информационной системы.
Слайд 3Лектор - Колмыкова О.В.
Понятийный аппарат предметной области
А) Объект,
Б) Свойство объекта,
В)
Взаимодействие (связь) объектов,
Г) Свойство взаимодействия.
Слайд 4Лектор - Колмыкова О.В.
А) Объект
любой элемент системы
Экземпляр – отдельный предмет.
Тип
объекта – различные множества предметов, образованные по заданному принципу.
Классификация –
первоначальная группировка экземпляров в некоторые множества – классы.
Типы объектов экономической сферы:
Средства производства
Предметы труда
Исполнители
Слайд 5Лектор - Колмыкова О.В.
Б) Свойство объекта
некоторая величина, которая характеризует состояние
объекта в любой момент времени
Отдельный экземпляр объекта можно описать, если
указать достаточное количество значений его свойств.
Два экземпляра объектов являются различными, если они отличаются по значению хотя бы одного свойства.
Слайд 6Лектор - Колмыкова О.В.
В) Взаимодействие объектов
деятельность, которая развернута во времени
Взаимодействием
объектов называется факт участия нескольких объектов в каком-либо процессе, который
протекает во времени и в пространстве.
Слайд 7Лектор - Колмыкова О.В.
Г) Свойство взаимодействия
свойство, которое характеризует совместное поведение
объектов, но не относится ни к одному объекту в отдельности
Например:
Взаимодействуют
объекты:
Рабочий,
Материал,
Оборудование,
Изделие.
Количество изделий, произведенных за определенный день, является свойством взаимодействия, но никак не характеризует указанные выше объекты, взятые в отдельности.
Слайд 8Лектор - Колмыкова О.В.
В систему входят следующие компоненты:
Структура –
представляет собой множество элементов системы и взаимосвязей между ними.
Входы и
выходы – это потоки сообщений, входящие в систему или выдаваемые ею.
Информационная система – это объединение людей, данных, процессов, интерфейсов, сетей и информационных технологий, которые взаимодействуют для целей поддержки и улучшения ежедневных операций, а также для обеспечения потребностей поддержки, подготовки и принятия решений руководства и пользователей.
Слайд 9Лектор - Колмыкова О.В.
Структура информационной системы
Компьютерная инфраструктура, которая представляет собой
совокупность сетевой, телекоммуникационной, программной, информационной и организационной инфраструктур. Обычно ее
называют корпоративной сетью.
Взаимосвязанные функциональные подсистемы, обеспечивающие решение задач организации и достижение других целей.
Слайд 10Жизненный цикл информационной системы
Слайд 11Лектор - Колмыкова О.В.
Жизненный цикл системы
Является одним из базовых понятий
методологии проектирования информационных систем.
Под ЖЦ системы понимается непрерывный процесс, который
начинается! с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Слайд 12Лектор - Колмыкова О.В.
Согласно стандарту ISO/IEC 12207 структура жизненного цикла
основывается на трех группах процессов:
основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка,
разработка, эксплуатация, сопровождение);
вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);
организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).
Слайд 13Лектор - Колмыкова О.В.
I. Основные процессы жизненного цикла
Среди основных
процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три:
разработка,
эксплуатация
сопровождение.
Каждый
процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.
Слайд 14Лектор - Колмыкова О.В.
II. Вспомогательные процессы
Управление конфигурацией позволяет организовывать, систематически
учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информационной системы
на всех стадиях ее жизненного цикла.
Это один из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессы жизненного цикла информационной системы, прежде всего процессы разработки и сопровождения.
При разработке проектов сложных информационных систем, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может разрабатываться независимо и, следовательно, иметь несколько вариантов реализации и/или несколько версий одной реализации, возникает проблема учета их связей и функций, создания единой структуры и обеспечения развития всей системы.
Слайд 15Лектор - Колмыкова О.В.
III. Организационные процессы
Управление проектом связано с вопросами
планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за
сроками и качеством выполняемых работ.
Техническое и организационное обеспечение проекта включает:
выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта;
определение методов описания промежуточных состояний разработки;
разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения;
обучение персонала.
Слайд 16Лектор - Колмыкова О.В.
Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации,
проверки и тестирования компонентов информационной системы.
Верификация - это процесс
определения соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа.
Проверка - это процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям.
Проверка отчасти совпадает с тестированием, которое проводится для определения различий между действительными и ожидавшимися результатами и оценки соответствия характеристик информационной системы исходным требованиям.
Слайд 17Лектор - Колмыкова О.В.
Модели ЖЦ информационных систем
Стандарт ISO/IEC 12207 не
предлагает конкретную модель жизненного цикла (ЖЦ) и методы разработки программного
обеспечения
Под моделью жизненного цикла (ЖЦ) понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ.
Модель ЖЦ зависит от специфики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует.
Его регламенты являются общими для любых моделей ЖЦ, методологий и технологий разработки.
Стандарт ISO/IEC 12207 описывает структуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы
Слайд 18Лектор - Колмыкова О.В.
Основные модели жизненного цикла:
Каскадная
С промежуточным контролем
Спиральная
Слайд 19Лектор - Колмыкова О.В.
Каскадная модель жизненного цикла
Каскадная модель предусматривает последовательную
организацию работ.
При этом основной особенностью является разбиение всей разработки
на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будут полностью завершены все работы на предыдущем этапе.
Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.
Слайд 20Лектор - Колмыкова О.В.
Каскадная схема разработки информационной системы
Слайд 21Лектор - Колмыкова О.В.
Каскадная модель имеет ряд положительных сторон:
на
каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты
и согласованности. На заключительных этапах также разрабатывается пользовательская документация, охватывающая все предусмотренные стандартами виды обеспечения информационной системы: организационное, методическое, информационное, программное, аппаратное;
выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения и соответствующие затраты.
Слайд 22Лектор - Колмыкова О.В.
Перечень недостатков каскадной модели
существенная задержка получения
результатов;
ошибки и недоработки на любом из этапов выясняются, как правило,
на последующих этапах работ, что приводит к необходимости возврата на предыдущие стадии и уточнению и пересмотре ранее принятых решений;
сложность распараллеливания работ по проекту.
Слайд 23Лектор - Колмыкова О.В.
Модель ЖЦ
с промежуточным контролем
Так
как при каскадной модели очень сложно уложить реальный процесс создания
программного обеспечения в жесткую схему, то постоянно возникает необходимость возврата к предыдущим этапам. Результатом такого конфликта стало появление модели с промежуточным контролем.
Ее представляют или как самостоятельную модель, или как вариант каскадной модели.
Эта модель характеризуется межэтапными корректировками, удлиняющими период разработки изделия, но повышающими надежность.
Слайд 24Лектор - Колмыкова О.В.
Схема разработки информационной системы с промежуточным контролем
Слайд 25Лектор - Колмыкова О.В.
Спиральная модель жизненного цикла
Спиральная модель, в отличие
от предыдущих, предполагает итерационный процесс разработки информационной системы. При этом
возрастает значение начальных этапов жизненного цикла, таких как анализ и проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов.
Каждая итерация представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску внутренней или внешней версии изделия (или подмножества конечного продукта), которое совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать законченной системой.
Слайд 26Лектор - Колмыкова О.В.
Схема спиральной модели ЖЦ
Слайд 27Лектор - Колмыкова О.В.
Спиральная модель жизненного цикла
Использование спиральной модели
позволяет осуществлять переход на следующий этап выполнения проекта, не дожидаясь
полного завершения работы на текущем - недоделанную работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная задача каждой итерации - как можно быстрее создать работоспособный продукт, который можно показать пользователям системы.
Эта модель ориентирована на активную работу с пользователями и представляет разрабатываемую ИС как постоянно корректируемую во время разработки.
Слайд 28Лектор - Колмыкова О.В.
Рассмотрим преимущества итерационного подхода
Упрощает внесение изменений в
проект при изменении требований заказчика;
При использовании спиральной модели отдельные элементы
информационной системы интегрируются в единое целое постепенно. При итерационном подходе интеграция производится фактически непрерывно;
Уменьшение уровня рисков. Данное утверждение справедливо при любой модели разработки, однако при использовании спиральной модели уменьшение уровня рисков происходит с наибольшей скоростью;
Обеспечивает большую гибкость в управлении проектом, давая возможность внесения тактических изменений в разрабатываемое изделие;
Упрощает повторное использование компонентов (позволяет использовать компонентный подход к программированию);
Позволяет получить более надежную и устойчивую систему;
Итерационный подход позволяет совершенствовать процесс разработки - анализ, проводимый в конце каждой итерации, позволяет проводить оценку того, что должно быть изменено в организации разработки, и улучшить ее на следующей итерации.
Слайд 29Лектор - Колмыкова О.В.
Основная проблема спирального цикла
Определение момента перехода
на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения
на каждый из этапов жизненного цикла. Иначе процесс разработки может превратиться в бесконечное совершенствование уже сделанного.
При итерационном подходе полезно следовать принципу «лучшее - враг хорошего». Поэтому завершение итерации должно производиться строго в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена.
Слайд 30Фазы развития информационной системы
Слайд 31Лектор - Колмыкова О.В.
Фазы развития информационной системы:
1. формирование концепции;
2.
разработка технического задания;
3. проектирование;
4. изготовление;
5. ввод системы в эксплуатацию.
Слайд 32Лектор - Колмыкова О.В.
1. Концептуальная фаза
Главным содержанием работ на
этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
1. формирование
идеи, постановку целей;
2. формирование ключевой команды проекта;
3. изучение мотивации и требований заказчика и других участников;
4. сбор исходных данных и анализ существующего состояния;
5. определение основных требований и ограничении, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
6. сравнительную оценку альтернатив;
7. представление предложений, их экспертизу и утверждение.
Слайд 33Лектор - Колмыкова О.В.
2. Разработка технического предложения
Главным содержанием этой
фазы является разработка технического предложения, переговоры с заказчиком о заключении
контракта.
Общее содержание работ этой фазы:
1. разработка основного содержания проекта, базовой структуры проекта;
2. разработка и утверждение технического задания;
3. планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта;
4. составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах;
5. разработка календарных планов и укрупненных графиков работ;
6. подписание контракта с заказчиком;
7. ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
Слайд 34Лектор - Колмыкова О.В.
3. Проектирование
На этой фазе определяются подсистемы,
их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования
ресурсов.
Характерные работы этой фазы:
1. выполнение базовых проектных работ;
2. разработка частных технических заданий;
3. выполнение концептуального проектирования;
4. составление технических спецификаций и инструкции;
5. представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
Слайд 35Лектор - Колмыкова О.В.
4. Разработка
На этой фазе производятся координация
и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их
объединение и тестирование.
Основное содержание:
1. выполнение работ по разработке программного обеспечения;
2. выполнение подготовки к внедрению системы;
3. контроль и регулирование основных показателей проекта.
Слайд 36Лектор - Колмыкова О.В.
5. Ввод системы в эксплуатацию
На этой
фазе проводятся испытания, опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся
переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах.
Основные виды работ:
1. комплексные испытания;
2. подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы;
3. подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод ее в эксплуатацию;
4. сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
5. оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
6. разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
7. накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.
Слайд 37Лектор - Колмыкова О.В.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!