Слайд 1В.П. Астафьев
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы
в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Слайд 2Виктор Петрович Астафьев
(1924—2001)
Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула
в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Окончил 6 классов
в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936—37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941—42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее литературным сотрудником (до 1955). В 1950-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959—61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, жил в Красноярске и селе Овсянка.
Слайд 3Вопросы
В какое время и где происходят события рассказа?
Назовите приметы
того времени, а также место действия.
От чьего лица ведётся повествование
в рассказе?
Что вы можете рассказать о герое рассказа?
Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
Слайд 4Вопросы
Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия?
Почему мальчик отправился в лес?
Почему этому плану не суждено было
сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
Слайд 6Теория литературы
Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в
художественном произведении.
Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
Слайд 7Задача каждой группы —
найти в тексте соответствующий эпизод,
важную
цитату для пересказа.
Слайд 8Вопросы
Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку
пряник — коня с розовой гривой?
Почему же бабушка Катерина Петровна
всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?
Слайд 9В.П. Астафьев
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе «Конь
с розовой гривой»
Слайд 10Работа с текстом
«Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била
себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну
и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика?
Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?
Слайд 11Работа с текстом
Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки
Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что
можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему?
Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?
Слайд 12Художественно-выразительные средства
«Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то
ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами
– ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет?
«- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.
Слайд 13Словарь сибирских диалектизмов
Увал.
Туесок.
Заполошная.
Шаньга.
Заимка.
Поскотина.
Яр.
С какой целью автор их использовал в тексте и не
заменил другими словами?
Слайд 14Итоги
Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. …
в нем описываются как плохие
черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость,
снисходительность.
Слайд 15Практическое задание
Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой
гривой»