Слайд 1@Ногина О.А., 2009
Бюджетное право
Подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения,
складывающиеся в связи с
формированием
Распоряжением
Контролем за использованием публичных денежных фондов
– бюджетов бюджетной системы РФ
Слайд 2@Ногина О.А., 2009
Бюджетное право
Отношения по формированию доходов
Отношения по осуществлению расходов
Межбюджетные
отношения
Отношения возникающие в ходе бюджетного процесса
Слайд 3Ст.1 БК РФ
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе
формирования доходов и осуществления расходов всех уровней бюджетной системы РФ
и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 4Бюджетные отношения
Формирование дохода:
Уплата (взыскание) платежа
Учет платежей
Уточнение платежа
Возврат (зачет) излишне уплаченных
@Ногина
О.А., 2009
Слайд 5Бюджетные правоотношения
Под бюджетными правоотношениями следует понимать урегулированные нормами бюджетного права
в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти
властно-имущественные
и связанные с ними организационные отношения
по формированию публичных фондов денежных средств, распоряжению средствами этих фондов, осуществлению контроля за их использованием, а также формированию бюджетного учета и отчетности.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 6@Ногина О.А., 2009
Структура бюджетного законодательства
Российской Федерации
БК РФ
принятых в соответствии
с ним федеральных законов о федеральном бюджете,
федеральных законов о
бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации,
законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов,
муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах,
Слайд 7@Ногина О.А., 2009
Структура бюджетного законодательства
Российской Федерации
иных федеральных законов, законов
субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных
образований.
Примеры:
ЗАКОН Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77 "О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Ленинградской области от 26.09.2002 N 36-оз "О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить БК.
Слайд 8@Ногина О.А., 2009
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П
Федеральный
закон о федеральном бюджете принимается на один финансовый год, и
именно на этот срок он определяет доходы и расходы государства - суммы, поступающие из определенных источников, и суммы, подлежащие расходованию на определенные цели. Он существенно отличается от других федеральных законов, что нашло отражение в Конституции Российской Федерации.
в правовой системе Российской Федерации федеральный закон о федеральном бюджете представляет собой законодательный акт особого рода. в федеральный закон о федеральном бюджете - исходя из его природы и предназначения в правовом государстве - включаются на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон.
Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.
Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.
Слайд 9@Ногина О.А., 2009
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П
Вв
силу вытекающих из Конституции РФ требований - федеральный закон о
федеральном бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами.
специальную юридическую форму, в которую облекается федеральный бюджет, не предполагающий по своей природе включение в него положений, не связанных с государственными доходами и расходами.
Поскольку, с одной стороны, федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а с другой - Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель был вправе приостановить на соответствующий бюджетный год выплату предусмотренной абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ежемесячной денежной компенсации гражданам, увольняющимся с военной службы и нуждающимся в улучшении жилищных условий, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В результате приостановления действия абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в отсутствие какого-либо компенсаторного механизма закрепленное данной нормой право граждан, увольняющихся с военной службы, фактически оказалось блокированным на протяжении ряда лет. Тем самым федеральный законодатель изменил условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства и совершивших юридически значимые действия. По существу, такого рода изменение означает, что государство в нарушение статей 59 и 37 Конституции РФ в одностороннем порядке отказалось от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке на учет уволенного с военной службы и выполнившего условия контракта гражданина как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Слайд 10@Ногина О.А., 2009
Действие закона (решения) о бюджете во времени
1. Закон
(решение) о бюджете вступает в силу с 1 января
и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК и (или) законом (решением) о бюджете.
2. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней после его подписания в установленном порядке.
Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Слайд 11@Ногина О.А., 2009
Судебная практика
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ от 01.02.2006 N 33-Г05-29
Суд
правомерно указал, что оспариваемый Закон от 07.02.2005 N 2-ОЗ "О
внесении изменений в областной Закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 г." принят по истечении финансового года, что противоречит статье 5 БК РФ и статье 12 БК РФ, а поэтому исковые требования о признании недействующим указанного Закона подлежат удовлетворению.
Слайд 12@Ногина О.А., 2009
Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и
исполнительных органов муниципальных образований
ст.3 БК РФ:
а) издаются только в случаях прямо предусмотренных бюджетным
законодательством;
б) издаются в пределах компетенции уполномоченного органа;
в) не могут противоречить БК и законам.
Слайд 13@Ногина О.А., 2009
Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и
исполнительных органов муниципальных образований
Правительство РФ:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.12.2009
N 1181
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.03.2008 N 134
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2007 N 955
"О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА"
Слайд 14@Ногина О.А., 2009
Минфин РФ
ПРИКАЗ Минфина РФ от 17.12.2008 N 143н
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ СВОДНОЙ БЮДЖЕТНОЙ РОСПИСИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
И БЮДЖЕТНЫХ РОСПИСЕЙ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА)"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н
"О ПОРЯДКЕ ДОВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ, ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПЕРЕДАЧИ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ, ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н
"О ПОРЯДКЕ УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Слайд 15@Ногина О.А., 2009
Минфин РФ
ПРИКАЗ Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н
"О
ПОРЯДКЕ САНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И
АДМИНИСТРАТОРОВ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н
"ОБ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Слайд 16@Ногина О.А., 2009
Правовой статус
Минфина РФ
БК РФ, НК РФ
ФЗ о
федеральном бюджете
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329 «О Министерстве финансов
РФ»
Департаменты:
Бюджетной политики
Межбюджетных отношений
Налоговой и таможенно-тарифной политики
Слайд 17@Ногина О.А., 2009
Основные полномочия
Минфина РФ
В сфере бюджетных отношений (ст.165,166
БК):
Нормативное регулирование
Разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной
и налоговой политики
составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов
Составляет и ведет сводную бюджетную роспись
Программа государственных внешних и внутренних заимствований
Программа госгарантий
Ведет реестр расходных обязательств РФ
Ведет государственную долговую книгу, управляет госдолгом
Управляет финансовыми активами и резервами РФ
Единая методология бюджетного учета, бюджетной классификации, бюджетной отчетности
Предоставляет бюджетные кредиты
Слайд 18@Ногина О.А., 2009
Основные полномочия
Минфина РФ
В сфере налоговых отношений:
Нормативное регулирование
(ст.4 НКРФ)
Разъяснение применения норм налогового законодательства (ст.34.2 НК РФ)
Осуществляет нормативное регулирование в сфере валютной, банковской, страховой, аудиторской, бухгалтерской деятельности и др.
Слайд 19@Ногина О.А., 2009
Правовой статус органов Федерального казначейства
БК РФ
Федеральный закон о
федеральном бюджете
Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе»
Регламент
Федерального казначейства – приказ Минфина РФ от10.04.2006 №6н
Приказ Минфина РФ от 29.03.2011 N 36н
"Об утверждении Типового положения о Межрегиональном управлении Федерального казначейства"
ПРИКАЗ МИНФИНА РФ от 22.09.2008 N 99Н
"об утверждении административного регламента исполнения федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений"
Слайд 20@Ногина О.А., 2009
Структура органов ФК
Структура:
Центральный аппарат,
Межрегиональное казначейство
Приказ Минфина
РФ от 29.03.2011 N 36н "Об утверждении Типового положения о
Межрегиональном управлении Федерального казначейства"
УФК по субъектам РФ,
отделения УФК по районам, городам без районного деления
Слайд 21@Ногина О.А., 2009
Полномочия органов ФК
Ст.166.1 БК РФ:
открывает в Центральном банке
Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК, законом (решением) о бюджете;
перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;
осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
Слайд 22@Ногина О.А., 2009
Полномочия органов ФК
ведет сводный реестр главных администраторов и
администраторов доходов федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств
федерального бюджета;
осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований);
осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства;
доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
Слайд 23@Ногина О.А., 2009
Полномочия органов ФК
обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов
от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, финансовых органов,
распорядителей или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета;
осуществляет учет бюджетных обязательств
осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней
Слайд 24@Ногина О.А., 2009
Основные полномочия комитета финансов Санкт-Петербурга
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Санкт-Петербурга
от
05.05.2004 N 721
составляет проект федерального бюджета и представляет его в
Правительство СПб, организует исполнение бюджета,
Составляет и ведет сводную бюджетную роспись
Программа государственных внутренних заимствований
Программа госгарантий
Ведет реестр расходных обязательств СПб
Ведет государственную долговую книгу, управляет госдолгом
Управляет финансовыми активами СПб
Предоставляет бюджетные кредиты
Выступает эмитентом ценных бумаг от имени СПб
Открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей и получателей средств СПб
Проводит проверки финансовой деятельности организаций и муниципальных образований
Слайд 25@Ногина О.А., 2009
ФНС РФ
НК РФ,
Закон РФ от 21.03.91 №943-1 «О
налоговых органах Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ.
Слайд 26@Ногина О.А., 2009
Структура ФНС РФ
Единая централизованная система налоговых органов состоит
из
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в
области налогов и сборов – Федеральной налоговой службы;
территориальных налоговых органов:
межрегиональные инспекции ФНС РФ (в том числе инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по федеральному округу, по централизованной электронной обработке данных);
Управления ФНС РФ по субъектам РФ;
Межрайонные инспекции ФНС РФ
инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
подведомственных организаций.
Слайд 27Структура ФНС РФ
В структуре налоговых органов могут
быть образованы специализированные налоговые инспекции, осуществляющие выполнение отдельных функций,например:
инспекции,
занимающиеся государственной регистрацией организаций и индивидуальных предпринимателей,
инспекции, осуществляющие контроль за отдельными категориями налогоплательщиков (крупнейшими налогоплательщиками, занимающимися специфическими видами деятельности - оборотом алкогольной продукции, поставкой нефтепродуктов, газа, электроэнергии и др.)
Положения о территориальных органах ФНС утверждены приказом Минфина РФ от 9.08.2005 года N 101н
@Ногина О.А., 2011
Слайд 28ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 N 438-О
Что касается органа,
на который возлагается учет крупнейших налогоплательщиков, то законодательство о налогах
и сборах непосредственно не определяет территориальный уровень его деятельности.
С точки зрения обеспечения гарантий прав налогоплательщиков необходимо, чтобы такой орган являлся звеном единой централизованной системы налоговых органов, как это предусматривает пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ.
Поскольку особый порядок учета крупнейших налогоплательщиков позволяет более эффективно осуществлять контроль за уплатой таких сумм налогов, которые в значительной степени влияют на формирование бюджета, материальные издержки крупнейших налогоплательщиков могут рассматриваться как адекватные социально необходимому результату при условии их обоснованности и соразмерности имущественному положению налогоплательщика.
@Ногина О.А., 2011
Слайд 29Постановление Пленума ВАС №57
Принимая во внимание положения статьи 30 НК
РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
судам необходимо исходить из того, что переход в этом случае налогоплательщика на учет из одного налогового органа в другой сам по себе не влияет на состояние его правоотношений с системой налоговых органов,
в частности не влечет прекращение или приостановление урегулирования оставшихся нерешенными вопросов.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 30@Ногина О.А., 2009
ФНС РФ
Ст.4 НК РФ
не имеют права издавать нормативные
правовые акты
по вопросам налогов и сборов
РЕШЕНИЕ ВАС РФ от
21.01.2008 N 14430/07
пункт 7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»:
ФНС РФ вправе осуществлять в своей сфере деятельности нормативно-правовое регулирование в случаях, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Ст.61 НК РФ – предусматривает установление порядка предоставления отсрочки, рассрочки
Слайд 31@Ногина О.А., 2009
Акты ФНС РФ,
предусмотренные НК РФ
Утверждение
форм документов, например:
налоговых уведомлений,
требования об уплате налога,
решения о
взыскании налога,
решения о приостановлении операций по счету,
акта налоговой проверки,
решение о привлечении к ответственности и др.
Слайд 32@Ногина О.А., 2009
Полномочия ФНС РФ
Налоговые органы имеют право
взыскивать с организаций
в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном
порядке недоимки по налогам и сборам, а также суммы пеней.
изменять срок уплаты налога, сбора или пени (глава 9 НК РФ),
приостанавливать операции по счетам (ст.76 НК РФ),
производить арест имущества (ст.77 НК РФ)
проводить налоговые проверки (камеральные и выездные)
производить выемку документов и предметов
истребовать документы от налогоплательщика или налогового агента, банков и иных лиц
Привлекать к ответственности за совершение налоговых правонарушений
Обращаться в суд в защиту публичных интересов (взыскивать суммы недоимок, пеней, штрафов, обращать взыскание на имущество, заявлять о ликвидации (банкротстве).
Слайд 33@Ногина О.А., 2009
Счетная палата РФ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
«О Счетной палате Российской Федерации»
Ст.101 Конституции – Гос Дума и
Совет Федерации создают Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета
Ст.102 Конституции: Совет Федерации – назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя и половина состава ее аудиторов
Ст.103 Конституции - назначение на должность и освобождение от должности Председателя и половина состава ее аудиторов
Слайд 34@Ногина О.А., 2009
Счетная палата РФ
Счетная палата Российской Федерации - постоянно
действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке,
установленном Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.
Счетная палата осуществляет:
контрольно-ревизионную,
экспертно-аналитическую,
информационную и иные виды деятельности,
Слайд 35@Ногина О.А., 2009
Счетная палата РФ
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:
на федеральные
государственные органы, органы власти субъектов РФ и муниципальные образования
учреждения в
Российской Федерации, госкорпорации, госкомпании
на государственные внебюджетные фонды.
хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах
Слайд 36Счетная палата РФ
юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей,
физических лиц - производителей
товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений)
о предоставлении средств из федерального бюджета,
договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом),
договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета
@Ногина О.А., 2009
Слайд 37Счетная палата РФ (ст.16)
Формами (методами) осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности
являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.
Проверка применяется в целях документального
исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.
Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 38Счетная палата РФ (ст.16)
5. Анализ применяется в целях исследования отдельных
сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля)
и систематизации результатов исследования.
6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).
Результаты анализа, обследования оформляются заключением.
8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 39Счетная палата РФ (ст.16)
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии
с программами
По результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются отчеты
Отчеты
о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты членами Коллегии, ответственными за их проведение.
По результатам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 40@Ногина О.А., 2009
Счетная палата РФ
Представление Счетной палаты
По результатам проведенных контрольных
мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям
проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.
Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения.
Слайд 41@Ногина О.А., 2009
Счетная палата РФ
Предписание Счетной палаты
При выявлении на проверяемых
объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих
государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Слайд 42Счетная палата РФ
При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений
Счетная палата направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
2. Уведомление
Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения направляется органу, уполномоченному принимать решения о применении бюджетных мер принуждения.
3. Уведомление Счетной палаты принимается Коллегией Счетной палаты и подписывается Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 43Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований
Федеральный закон от 07.02.2011
N 6-ФЗ
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований"
@Ногина О.А., 2009
Слайд 44Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований
Контрольно-счетный орган субъекта Российской
Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и
образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
2. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
3. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 45@Ногина О.А., 2009
Контрольно-счетная палата СПб
Закон Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 455-85
"О
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей
бюджета Санкт-Петербурга, расходованием средств территориальных государственных внебюджетных фондов
оценка эффективности и целесообразности расходования государственных ресурсов и использования государственной собственности Санкт-Петербурга органами государственной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, получающими средства из городского бюджета, имеющими право пользования городской собственностью, налоговые и иные льготы;
финансовая экспертиза проектов законов Санкт-Петербурга, предусматривающая расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета;
ежемесячное представление Собранию информации о ходе исполнения городского бюджета и результатах контрольных мероприятий;
контроль за расходованием средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга;
Слайд 46Контрольно-счетная
палата СПб
Внешний государственный финансовый контроль
1) органов государственной власти
Санкт-Петербурга,
органов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга,
органов местного самоуправления
в Санкт-Петербурге,
государственных учреждений Санкт-Петербурга
унитарных предприятий Санкт-Петербурга,
иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Санкт-Петербурга;
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Санкт-Петербурга или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 47Контрольно-счетная
палата СПб
1. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой
в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
2. При проведении контрольного мероприятия
Контрольно-счетной палатой составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) Контрольно-счетной палатой составляется отчет.
3. При проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой составляются отчет или заключение.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 48@Ногина О.А., 2009
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН)
БК РФ
Постановление Правительства
РФ от 04.02.2014 N 77
«Об утверждении положения о федеральной службе
финансово-бюджетного надзора"
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092
"О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере"
Приказ Минфина России от 20.03.2014 N 18н
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 11.07.2005 №89н
«Об утверждении положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора«
Слайд 49@Ногина О.А., 2009
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН)
осуществляет контроль и надзор
за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а
также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации
за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
Слайд 50Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН)
Объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются:
а)
главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы)
доходов федерального бюджета;
б) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета;
в) федеральные государственные учреждения;
г) федеральные государственные унитарные предприятия;
д) государственные корпорации и государственные компании;
е) хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
@Ногина О.А., 2009
Слайд 51Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН)
ж) юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические
лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении
средств из федерального бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ;
з) органы управления государственными внебюджетными фондами;
и) юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
к) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами;
л) государственные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление закупок;
м) товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации;
@Ногина О.А., 2009
Слайд 52Проверки
Камеральные и выездные проверки
Обследования
Срок проведения не может превышать 30 рабочих
дней.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 53проверки
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии)
руководитель (заместитель руководителя) Службы (ее территориального органа) принимает решение:
а) о
применении мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также при представлении объектом контроля дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
составляются протоколы об административных правонарушениях
@Ногина О.А., 2009
Слайд 54Меры принуждения
а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных
нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,
регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;
б) предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации;
в) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 55@Ногина О.А., 2009
Комитет финансового контроля
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N
1591
О КОМИТЕТЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (утр. Силу)
контроль за деятельностью исполнительных
органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Санкт-Петербурга, а также иных органов и организаций, являющихся получателями средств бюджета Санкт-Петербурга, в части, касающейся расходования указанных средств.
Слайд 56@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
ФЗ 10 июля 2002 года №86-ФЗ
О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
Банк России представляет собой
единую централизованную систему с вертикальной структурой управления:
центральный аппарат,
территориальные учреждения,
расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры,
полевые учреждения,
учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации
Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года, Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ.
Слайд 57@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
Целями деятельности Банка России являются:
защита
и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы РФ
;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России
Слайд 58@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
(правовой режим имущества)
Уставный капитал и иное
имущество Банка России являются федеральной собственностью.
Банк России осуществляет полномочия
по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.
Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов
Слайд 59@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
Средства федерального бюджета и средства ГВФ
хранятся в Банке России
Банк России не вправе предоставлять кредиты
Правительству РФ для финансирования дефицита федерального, рег и местн бюджетов (ГВФ), покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Слайд 60@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
(властные полномочия)
во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует наличное денежное обращение;
устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
устанавливает правила проведения банковских операций;
организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль
Банковское регулирование и контроль
осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе
Банк России в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Слайд 61@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
(полномочия в отношении банков)
Банк России устанавливает
обязательные для кредитных организаций:
правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета
и отчетности,
организации внутреннего контроля,
составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности
Финансовые нормативы
принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
Взыскивает штрафы
Осуществляет проверки
Применяет меры принуждения (требует изменения структуры ее активов; замены руководителей кредитной организации; осуществления реорганизации кредитной организации; имеет право ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, на срок до 1 года, назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев, ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации)
Слайд 62@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
(участие в гражданско-правовых отношениях)
Банк России имеет
право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и
иностранными кредитными организациями, Правительством:
1) предоставлять кредиты;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
9) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Слайд 63@Ногина О.А., 2009
Центральный Банк РФ
Банк России не имеет права:
1)
осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на
осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением:
органов государственной власти и органов местного самоуправления,
государственных внебюджетных фондов,
воинских частей,
военнослужащих,
служащих Банка России,
иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации
2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;
3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
Слайд 64@Ногина О.А., 2009
Государственные внебюджетные фонды
на федеральном уровне:
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР);
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФCC);
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС);
на региональном уровне:
территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Слайд 65@Ногина О.А., 2010
Положения о ГВФ
Положение о Пенсионном фонде РФ, утв.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г.
Положение о территориальном фонде обязательного
медицинского страхования, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93г. – утратило силу
Положение о Фонде социального страхования РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.94г
Постановление Правительства РФ от 29.07.98г №857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
Слайд 66@Ногина О.А., 2010
Федеральные законы
Федеральный закон от 16 июля 1999г.
№165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»,
Федеральный закон от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
федеральный закон от 24 июля 2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»
Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».
Слайд 67@Ногина О.А., 2010
Федеральные законы
Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ
"О дополнительном
социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
Федеральный закон от
29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
Слайд 68@Ногина О.А., 2010
Страховые взносы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 24 июля 2009 года N 212-ФЗ
о страховых
взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС
законодательство Российской Федерации о страховых
взносах - Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации
Слайд 69@Ногина О.А., 2009
Государственные внебюджетные фонды (властные полномочия)
учет страхователей (организаций, индивидуальных
предпринимателей и физических лиц);
контроль за соблюдением законодательно установленного порядка уплаты
обязательных страховых взносов и иных неналоговых доходов;
взыскание недоимок, пеней и штрафов за нарушение порядка и сроков уплаты обязательных страховых платежей;
изменение срока по уплате обязательных платежей, поступающих в бюджеты ГВФ
контроль за целевым использованием средств ГВФ получателями этих средств
осуществление персонифицированного учета застрахованных лиц;
принятие нормативных правовых актов.
Слайд 70@Ногина О.А., 2009
Государственные внебюджетные фонды
Осуществление страховых выплат (пенсий, пособий, возмещений)
Финансирование
бесплатной медицинской помощи
Инвестирование средств пенсионных накоплений, временно свободных денежных средств