Разделы презентаций


Часть первая Подход к оценке межрегионального неравенства в практике управления

Содержание

Россия стоит перед необходимостью осуществления двух взаимосвязанных проблем:технологической модернизации экономики сглаживания региональных диспропорций Но как это сделать? Какими инструментами обладает государство для решения задач?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Часть первая Подход к оценке межрегионального неравенства в практике управления региональным

развитием

Часть первая Подход к оценке межрегионального неравенства в практике управления региональным развитием

Слайд 2 Россия стоит перед необходимостью осуществления двух взаимосвязанных проблем:
технологической модернизации экономики


сглаживания региональных диспропорций
Но как это сделать?
Какими инструментами обладает

государство для решения задач?
Россия стоит перед необходимостью осуществления двух взаимосвязанных проблем:технологической модернизации экономики сглаживания региональных диспропорций 	Но как это сделать?

Слайд 3 Проблема неравномерности развития российских регионов
Сложилась порядковая дифференциация регионов по уровню

экономического развития
Увеличивается экономическая деградация периферийных частей страны
Чрезмерное региональное неравенство становится

самостоятельным фактором, сдерживающим рост объёма ВРП, а в долгосрочной перспективе - ВВП страны
Цена проблемы составляет потерю до 3% ВВП в год [1]

1. Хилл Ф., Гэдди К.

Проблема неравномерности развития российских регионовСложилась порядковая дифференциация регионов по уровню экономического развитияУвеличивается экономическая деградация периферийных частей страныЧрезмерное

Слайд 4 Государственная политика универсальна в отношении к субъектам РФ:
искусственно сделанная массовая

дотационность регионов России является залогом территориальной целостности страны [2]
Исключения составляю

субъекты РФ:
которые имеют внутри- и геополитическое значение (Чечня, Калининградская область, Курилы) поддерживаются в рамках ФЦП
на их территории осуществляются федеральные проекты (Владивосток-2012, Сочи-2014)
стоящие на грани физического вымирания (Магаданская область)

2. Шилов М.А. Искусственная дотационность регионов как залог единства России // «Капитал страны», 27.01.2009

Государственная политика универсальна в отношении к субъектам РФ:искусственно сделанная массовая дотационность регионов России является залогом территориальной целостности

Слайд 5Реальных инструментов экономической «селекции» регионов и приближения их к лидерам

не создано
(например, НДС, амортизационная политика, таможенные пошлины являются универсальными для

всех регионов)
Каков же предельно допустимый размер межрегионального неравенства?
Критическим является 2-кратный разрыв в значениях показателей (душевой ВРП, зарплата и т.д.) [3]
Иначе возникает повышенная психологическая чувствительность экономических агентов, отражающаяся на их поведении

3. Балацкий Е.В., Гусев А.Б. Инновационно-технологический потенциал России – взгляд извне

Реальных инструментов экономической «селекции» регионов и приближения их к лидерам не создано	(например, НДС, амортизационная политика, таможенные пошлины

Слайд 6Федеральная система мониторинга регионального развития:
находится в стадии формирования…
…носит разрозненный характер

, когда функции оценки и контроля закреплены за различными гос.

органами [4]
существуют различные методики консалтинговых и рейтинговых агентств («Эксперт РА», «AK&M»)
Совершенствование подхода к оценке межрегионального неравенства в практике управления региональным развитием
В основе методики оценки – гипотеза о линейном характере зависимости между степенью благоприятности инвестиционного климата в регионах и уровнем межрегионального экономического неравенства

4. Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов гос. власти субъектов РФ» выделены 48 показателей эффективности

Федеральная система мониторинга регионального развития:находится в стадии формирования……носит разрозненный характер , когда функции оценки и контроля закреплены

Слайд 7Различные методики предлагают широкий перечень критериев. Однако значения большинства из

них напрямую зависят от двух параметров [5]:
душевой ВРП
удельные инвестиции

в основной капитал
Сопоставление двух параметров позволяет перейти к производственно-инвестиционной матрице ФО и регионов и определить адекватный инвестиционный режим
Направления совершенствования методики, предложенной Гусевым А.Б. и Шиловым М.А.
Для сглаживания конъюнктурных колебаний данные берутся не за один год, а усредненные значения за последние 3-5 лет.
Чтобы отразить инвестиционную активность корпоративного сектора, при расчете удельных инвестиций в основной капитал целесообразно исключить инвестируемые в экономику бюджетные средства.

5. Гусев А.Б., Шилов М.А. Проблемы регионального развития. Технологическая модернизация и сбалансированное развитие территории России.

Различные методики предлагают широкий перечень критериев. Однако значения большинства из них напрямую зависят от двух параметров [5]:

Слайд 8Производственно-инвестиционные матрицы для федеральных округов, 2000 и 2006 гг.

Производственно-инвестиционные матрицы для федеральных округов, 2000 и 2006 гг.

Слайд 9Производственно-инвестиционные матрицы для регионов ЦФО и ЮФО, 2006 г.

Производственно-инвестиционные матрицы для регионов ЦФО и ЮФО, 2006 г.

Слайд 10Оценка необходимой дифференциации инвестиционного климата в регионах ЦФО

Оценка необходимой дифференциации инвестиционного климата в регионах ЦФО

Слайд 11Оценка необходимой дифференциации инвестиционного климата в регионах и ЮФО

Оценка необходимой дифференциации инвестиционного климата в регионах и ЮФО

Слайд 12Этап 1. Алгоритм достижения экономически однородного развития регионов в рамках

ФО

Этап 1. Алгоритм достижения экономически однородного развития регионов в рамках ФО

Слайд 13Этап 2. Алгоритм достижения экономически однородного развития федеральных округов

Этап 2. Алгоритм достижения экономически однородного развития федеральных округов

Слайд 14Налоговые параметры льготных инвестиционных режимов для отстающих регионов

Налоговые параметры льготных инвестиционных режимов для отстающих регионов

Слайд 15Часть вторая Оценка «торговой» угрозы территориальной целостности России

Часть вторая  Оценка «торговой» угрозы территориальной целостности России

Слайд 16Нас интересуют следующие вопросы:
Насколько тесно связаны регионы России друг с

другом экономическими связями?
Насколько интенсивно они торгуют друг с другом?


Насколько правомерно существующее деление страны на федеральные округа?
Не таит ли нынешняя ситуация в себе опасность дезинтеграции России?
Что нужно делать, чтобы не допустить этого?

Нас интересуют следующие вопросы:Насколько тесно связаны регионы России друг с другом экономическими связями? Насколько интенсивно они торгуют

Слайд 17Существенными факторами обеспечения единства страны выступают:
однородность экономического развития территории государства
прочные

торгово-производственные связи регионов
Однако соблюдение паритетности в уровнях развития регионов

– это необходимое, но не достаточное условие для предотвращения центробежных тенденций.
Страна, состоящая из относительно небогатых, но экономически прочно связанных между собой регионов, сможет выдержать более сильный удар по единству государства, чем совокупность пусть даже преуспевающих регионов с минимальными торговыми и производственными отношениями.

Существенными факторами обеспечения единства страны выступают:однородность экономического развития территории государствапрочные торгово-производственные связи регионов Однако соблюдение паритетности в

Слайд 18Факты:
Статистика по торговым аспектам регионального развития открыто не представлена

или не ведётся.
На государственном уровне реальность угрозы территориальной целостности и

национальной безопасности страны не осознаётся (неосознанность происходящего).
Постановка задачи:
В докладе будут рассмотрены торговые потоки потребительских товаров между регионами России, отражающие степень экон. интереса друг в друге.
Насколько прочны эти связи? Какие территории наименее вовлечены во внутреннюю торговлю и потенциально становятся регионами-сепаратистами?
Факты: Статистика по торговым аспектам регионального развития открыто не представлена или не ведётся.На государственном уровне реальность угрозы

Слайд 19Характеристика межрегиональной торговли в России [1]
В 2009 году торговый

оборот потребительских товаров между регионами России (без учета «внутренних» продаж)

составил 2,76 трлн. руб., или 7,12% ВВП
По экспертным оценкам Росстата, на долю потребительских товаров приходится 30% от общего объема межрегиональной торговли. Можно предположить, что в целом торговый поток между регионами составил в 2009 году 23,75% ВВП
Принимая во внимание, что примерно 50% цены товара составляет добавленная стоимость, выходим на реальный вклад межрегиональной торговли в ВВП, который составляет менее 12%.
О чём свидетельствуют цифры?
О минимальном объеме регионального производства, востребованного на внутреннем рынке других субъектов РФ,
отсутствии значительных экономических связей между регионами, что отчасти компенсируется трансфертами и дотациями из федерального бюджета.

1. Первоисточником информации является форма Росстата №1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)»., в сборниках Росстата не представлена.

Характеристика межрегиональной торговли в России [1] В 2009 году торговый оборот потребительских товаров между регионами России (без

Слайд 20В тоже время…
Внешнеэкономический оборот регионов в 2009 году составил

36,5% ВВП и превысил годовой торговый оборот между субъектами РФ

как минимум в 1,5 раза.
Таким образом,
российские регионы в большей степени вовлечены во внешнеэкономическую деятельность с иностранными государствами, чем в торговые отношения внутри России.
В определенной степени данный факт объясняется отсутствием внутреннего производства импортируемых товаров и сырьевым характером экспорта.
Необходимо рассмотреть торговые отношения между территориями в двух аспектах:
торговая активность ФО
их вовлечённость во внутренние экономическое пространство

В тоже время… Внешнеэкономический оборот регионов в 2009 году составил 36,5% ВВП и превысил годовой торговый оборот

Слайд 21ФО как субъекты внутренней торговли
Проведём структурный анализ исходящих и

входящих потоков внутреннего товарооборота, приходящиеся на ФО
Это позволит определить «центры

тяжести» во внутренней торговли
Сопоставим торговую активность округов внутри страны и за её пределами
ФО как субъекты внутренней торговли Проведём структурный анализ исходящих и входящих потоков внутреннего товарооборота, приходящиеся на ФОЭто

Слайд 22Структура вывоза товаров из регионов федеральных округов (внутренняя торговля), 2009

год

54,8% региональной продукции поступают в субъекты РФ других ФО. Другая

половина продукции ФО не пересекает их собственной границы.
По объёму вывоза можно выделить трех лидеров: ЦФО, СЗФО и ПФО, аккумулирующих 42,5% объёма исходящих товарных потоков.
Структура вывоза товаров из регионов федеральных округов (внутренняя торговля), 2009 год54,8% региональной продукции поступают в субъекты РФ

Слайд 23Структура ввоза товаров в регионы федеральных округов (внутренняя торговля), 2009

год

По объему ввоза товаров лидером в качестве рынка сбыта выступает

ЦФО (24,7%), однако удельный вес ввозимых товаров в ВРП округа невысок и составляет менее 6%.
Удельный вес остальных округов в объеме ввезенных товаров в ВРП не превышает 7%, что может косвенно указывать на протекционистскую политику самих регионов по ограничению доступа на внутренний рынок сторонних организаций.
Структура ввоза товаров в регионы федеральных округов (внутренняя торговля), 2009 годПо объему ввоза товаров лидером в качестве

Слайд 24Сравнительный анализ федеральных округов позволяет установить:
товарных доноров – Северо-Западный и

Приволжский федеральные округа, у которых объем вывоза товаров в 2

раза превышает объем ввоза.
В то же время самым крупным рынком сбыта является Центральный федеральный округ
Наиболее слабые позиции во внутренней торговле у Дальневосточного федерального округа, который практически дезинтегрирован из экономической жизни страны.
Даже для относительно успешного ЦФО удельный вес товарооборота между регионами округа составляет весьма малую величину в ВРП (6,7%), что свидетельствует о невысоких интеграционных связях соответствующих регионов. В других федеральных округах торговые связи между входящими в их состав субъектами РФ еще более слабые, а в УФО и СКФО они сведены почти к минимуму
То есть не только между федеральными округами, но и в их рамках экономическое пространство не является интегрированным
Сравнительный анализ федеральных округов позволяет установить:товарных доноров – Северо-Западный и Приволжский федеральные округа, у которых объем вывоза

Слайд 25Структура экспорта и импорта товаров по федеральным округам, 2009 год

(внешняя торговля)
На фоне сравнительно низкого удельного веса внутренней торговли в

ВРП федеральных округов их внешнеэкономическая активность выглядит более масштабной.
Структура экспорта и импорта товаров по федеральным округам, 2009 год (внешняя торговля)На фоне сравнительно низкого удельного веса

Слайд 26Соотношение степени участия федеральных округов во внутренней и внешней торговле

Соотношение степени участия федеральных округов во внутренней и внешней торговле

Слайд 27Оценка экономической интеграции федеральных округов с использованием показателей внутренней торговли
В

целях анализа уровня значимости торговых отношений между федеральными округами для

их экономик рассмотрим удельный вес торгового оборота в ВРП пары федеральных округов, который оценивается по следующей формуле:


где С – степень значимости торговых отношений федеральных округов для их экономик;
YA – ВРП федерального округа А, млн. руб.; YB – ВРП федерального округа В, млн. руб.;
T – торговый оборот между федеральными округами А и В (за исключением объемов торговли между регионами в рамках федеральных округов), млн. руб.
Оценка экономической интеграции федеральных округов с использованием показателей внутренней торговлиВ целях анализа уровня значимости торговых отношений между

Слайд 28Степень значимости внутренней торговли для экономик федеральных округов

Степень значимости внутренней торговли для экономик федеральных округов

Слайд 29Прочность торговых отношений федеральных округов

Прочность торговых отношений федеральных округов

Слайд 30Экономическая интеграция регионов внутри федеральных округов

Экономическая интеграция регионов внутри федеральных округов

Слайд 31Оценка экономической интеграции регионов с использованием показателей внутренней торговли
В целях

изучения степени участия региона в экономике страны предлагается ввести в

анализ
индекс интегрированности региона по спросу (ввоз товаров в регион)
и индекс интегрированности региона по предложению (вывоз товаров из региона).
По аналогии с методикой индекса Герфиндаля-Гиршмана расчет интеграционных индексов регионов предлагается осуществлять по следующим формулам:



где Ein – интеграционный индекс региона по спросу (ввозу товаров в регион); ni – количество регионов i-ого федерального округа, из которых в рассматриваемый регион были ввезены товары; Ni – общее количество регионов в i-том федеральном округе. Для федерального округа, которому принадлежит рассматриваемый регион, значение Ni уменьшается на единицу.

Оценка экономической интеграции регионов с использованием показателей внутренней торговлиВ целях изучения степени участия региона в экономике страны

Слайд 32



Eout – интеграционный индекс региона по предложению (по вывозу товаров

из региона); mi – количество регионов i-ого федерального округа, в

которые из рассматриваемого региона были вывезены товары; Mi – общее количество регионов в i-ом федеральном округе. Для федерального округа, которому принадлежит рассматриваемый регион, значение Mi уменьшается на единицу.
Аналитический вид формул (2) и (3) позволяет установить максимальные значения индексов Ein и Eout, эквивалентные 8 и означающие наличие торговых связей рассматриваемого региона со всеми остальными субъектами Российской Федерации. При минимальном значении индексов Ein и Eout, равном нулю, можно констатировать исключенность территории из процессов внутреннего товарообмена.

Eout – интеграционный индекс региона по предложению (по вывозу товаров из региона); mi – количество регионов i-ого

Слайд 33

Однако предложенные методики оценки интеграционных индексов регионов не учитывают масштаб

ввоза и вывоза товаров. Чтобы не упустить этот аспект, в

формулы (2) и (3) необходимо ввести следующие корректирующие коэффициенты: ki – удельный вес стоимостного объема товара, ввезенного в рассматриваемый регион, в общем объеме вывоза товаров из i-ого федерального округа и ƒi – удельный вес стоимостного объема товара, вывезенного из рассматриваемого региона, в общем объеме ввезенного товара в i-ый федеральный округ.
Тогда скорректированные индексы будут определяться по следующим формулам:

Однако предложенные методики оценки интеграционных индексов регионов не учитывают масштаб ввоза и вывоза товаров. Чтобы не упустить

Слайд 34
Пространственная сеть торговых отношений регионов

Пространственная сеть торговых отношений регионов

Слайд 35
Интеграционные индексы российских регионов

Интеграционные индексы российских регионов

Слайд 36Классификационные группы регионов по уровню интеграции в экономическое пространство страны

Классификационные группы регионов по уровню интеграции в экономическое пространство страны

Слайд 37
Значения ki и ƒi для Москвы и скорректированные интеграционные индексы

региона

Значения ki и ƒi для Москвы и скорректированные интеграционные индексы региона

Слайд 38
Заключение
Проведенный анализ позволяет квалифицировать Россию как страну с очень уязвимым

внутренним экономическим пространством перед лицом ожидаемых кризисов. В некоторой степени

торговая экономическая интеграция российских регионов воспроизводит характер товарообмена между республиками СССР конца 1980-х гг.
Необходимым восстановление и развитие торговых отношений России со странами СНГ в рамках Таможенного союза и других экономических объединений. Однако на порядок более важной задачей является формирование и укрепление внутреннего экономического пространства, которое сможет выдержать даже самые сильные кризисные удары, в том числе извне.


ЗаключениеПроведенный анализ позволяет квалифицировать Россию как страну с очень уязвимым внутренним экономическим пространством перед лицом ожидаемых кризисов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика