Разделы презентаций


Типы рыночных структур Базовые условия отрасли (число фирм в отрасли, условия

Содержание

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:Множество мелких продавцов и покупателейОднородность (стандартность) продаваемой продукции,Свобода покупателей и продавцов выступать на рынке или покидать его (отсутствие рыночных барьеров входа на рынок),Неспособность продавца / покупателя влиять

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Типы рыночных структур

Базовые условия отрасли (число фирм в отрасли,

условия проникновения на рынок и дифференциацию товаров) определяют ее структуру

и уровень конкуренции.
Решения о ценовой политике и объеме производства принимают в условиях одного из четырех типов рыночных структур:
Совершенная конкуренция,
Монополистическая конкуренция,
Олигополия,
Монополия.


Типы рыночных структур Базовые условия отрасли (число фирм в отрасли, условия проникновения на рынок и дифференциацию товаров)

Слайд 2Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:
Множество мелких продавцов и покупателей
Однородность (стандартность)

продаваемой продукции,
Свобода покупателей и продавцов выступать на рынке или покидать

его (отсутствие рыночных барьеров входа на рынок),
Неспособность продавца / покупателя влиять на цену продукции,
Равный доступ всех участников рынка к информации.

Если хотя бы одно из требований к рынку совершенной конкуренции не выполняется, рынок становится несовершенно конкурентным

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:Множество мелких продавцов и покупателейОднородность (стандартность) продаваемой продукции,Свобода покупателей и продавцов выступать на

Слайд 3Примеры.
Международный рынок таких товаров, как цветные металлы, лес, руда, пшеница

и др. Рынки сельскохозяйственной продукции (кукуруза, пшеница, кофе, свинина), финансовых

инструментов (акции, облигации, иностранная валюта), драгоцен­ных металлов (золото, серебро, платина).
На каждом рынке товары представляют собой стандартизированные товары широкого потребления, а спрос и предложение являются основными факторами, определяющими рыночные цены.
Конечно, именно поэтому продавцы иногда формируют кар­тели, чтобы поднять цену или препятствовать падению цен. Например, Международная ассоциация производителей кофе. Эти продавцы объеди­няются для того, чтобы контролировать цену за счет уменьшения предложения товара.
Примеры.Международный рынок таких товаров, как цветные металлы, лес, руда, пшеница и др. Рынки сельскохозяйственной продукции (кукуруза, пшеница,

Слайд 4Монополия характеризуется следующими признаками:
Продавец продукции один, покупателей большое количество,
Барьеры входа

на рынок для конкурентов очень высоки,
Цены устанавливает монополист.

Примеры монопольного

рынка – коммунальное газоснабжение; электроэнергетика общего пользования; фирмы, продающие товары под защитой патентного права.

Монополия характеризуется следующими признаками:Продавец продукции один, покупателей большое количество,Барьеры входа на рынок для конкурентов очень высоки,Цены устанавливает

Слайд 5Наличие входных барьеров является обязательным условием существования монополии. Среди них

можно выделить:
наличие патентов на продукцию или применяемую для ее производства

технологию
правительственные лицензии, квоты или высокие пошлины на импортные товары.
контроль источников сырья и других ресурсов. Важно лишь, чтобы производимый с использованием данных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым.
наличие существенной экономии от масштаба, допускающей наличие лишь одного игрока.
высокие транспортные расходы, способствующие образованию изолированных местных рынков
нечестная конкуренция (конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта; демпинг).
Наличие входных барьеров является обязательным условием существования монополии. Среди них можно выделить:наличие патентов на продукцию или применяемую

Слайд 6Монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:
Множество продавцов и покупателей,
Неоднородность (дифференцированность) продукта,
Барьеры

на пути проникновения на рынок сравнительно невысоки
Способность продавца в определенных

пределах влиять на цену продукции (Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста»).

Монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:Множество продавцов и покупателей,Неоднородность (дифференцированность) продукта,Барьеры на пути проникновения на рынок сравнительно невысокиСпособность

Слайд 7Примеры.
Мелкие предприятия, особенно специализирующиеся на розничной торговле или оказании различных

услуг: магазины дорожных товаров, обув­ные магазины, магазины канцелярских товаров, рестораны,

ремонтные мастер­ские, прачечные, салоны красоты и др. Каждое из этих предприятий изо всех сил пытается противостоять мно­гочисленным конкурентам, стараясь максимально специализировать свой товар.
Легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно охарактеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (например, многообразие сортов конфет)
Примеры.Мелкие предприятия, особенно специализирующиеся на розничной торговле или оказании различных услуг: магазины дорожных товаров, обув­ные магазины, магазины

Слайд 8Олигополия характеризуется следующими признаками:
Продавцов продукции небольшое количество
Они предлагают однородную либо

дифференцированную продукцию,
Существуют барьеры входа на рынок,
Ценовые стратегии олигополистов взаимозависимы

Большая

доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком.
Если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке.

Олигополия характеризуется следующими признаками:Продавцов продукции небольшое количествоОни предлагают однородную либо дифференцированную продукцию,Существуют барьеры входа на рынок,Ценовые стратегии

Слайд 9Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль

приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы

обеспечивает существенную экономию издержек.
Технологические причины. Например, использование наиболее современного высокопроизводительного оборудования — поточных линий, автоматизированных модулей и т.п. — не целесообразно в мелкосерийном производстве. Окупаемость затрат на приобретение, загрузка их на полную мощность возможны в условиях массового производства. Как правило, только крупные предприятия способны обеспечить оптимальное (без простоев и узких мест) расписание работы различного вида оборудования и работников.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если

Слайд 10Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших

фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3

до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
Олигополия в России
Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета

Слайд 11Фирма в условиях конкуренции
Вступая в конкурентную борьбу на таком

рынке, фирма не сможет контролировать цену на свою продукцию. Следовательно,

менеджеры фирмы должны принять решение о внедрении на такой рынок, предварительно ответив на следующие вопросы;
Сколько производить?
Если будет произведен этот объем продукции, то какую прибыль получит фирма?
Если фирма несет убытки, а не получает прибыль, то стоит ли ей продолжать функционировать на этом рынке длительное время (надеясь, что в конечном итоге мы получим прибыль) или ей придется покинуть его?
Фирма в условиях конкуренции Вступая в конкурентную борьбу на таком рынке, фирма не сможет контролировать цену на

Слайд 12Цель фирмы – максимизация прибыли
Прибыль представляет собой разницу между совокупным

доходом и совокупными издержками производства.
(Q) = ТR(Q) - ТC(Q)

Следовательно,

чтобы определить объем производства фирмы, максимизирующей прибыль, мы должны проанализировать доходы и расходы.

Цель фирмы – максимизация прибылиПрибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками производства. (Q) =

Слайд 13Доходы фирмы
Общий доход (TR) – денежная оценка выпуска.
TR(Q) =

Р*Q;

Средний доход (AR) – доход, приносимый каждой единицей выпуска
AR

= TR(Q)/Q
АR = p.

Доходы фирмыОбщий доход (TR) – денежная оценка выпуска. TR(Q) = Р*Q; Средний доход (AR) – доход, приносимый

Слайд 14Доходы фирмы

Доходы фирмы

Слайд 15 Поведение фирмы в условиях совершенно конкуренции
Вступая в конкурентную борьбу

на таком рынке, фирма не сможет контролировать цену на свою

продукцию. Следовательно, менеджеры фирмы должны принять решение о внедрении на такой рынок, предварительно ответив на следующие вопросы;
Сколько производить?
Если будет произведен этот объем продукции, то какую прибыль получит фирма?
Если фирма несет убытки, а не получает прибыль, то стоит ли ей продолжать функционировать на этом рынке длительное время (надеясь, что в конечном итоге мы получим прибыль) или ей придется покинуть его?

Поведение фирмы в условиях совершенно конкуренцииВступая в конкурентную борьбу на таком рынке, фирма не сможет контролировать

Слайд 16Предположим, что рыночная цена составляет $110. Поскольку конкурентная фирма –

«ценополучатель», фирма получает одинаковый предельный доход от продажи каждой следующей

единицы продукции. Предельный доход представляет собой просто-напросто цену на товар. Цена также равна среднему доходу или доходу на единицу товара

AR = MR = p = 110 (const).
Предположим, что рыночная цена составляет $110. Поскольку конкурентная фирма – «ценополучатель», фирма получает одинаковый предельный доход от

Слайд 19Динамика общего, среднего и предельного доходов конкурентной фирмы
TR= p*Q
MR=AR=p=Di
R
Q
110

Динамика общего, среднего и предельного доходов конкурентной фирмыTR= p*QMR=AR=p=DiRQ110

Слайд 20Анализ прибыли фирмы по данным валового дохода и валовых издержек

Анализ прибыли фирмы по данным валового дохода и валовых издержек

Слайд 21Максимизируя прибыль, фирма выбирает такой объем выпуска, при котором разница

между доходом и издержками наибольшая
A

Максимизируя прибыль, фирма выбирает такой  объем выпуска, при котором разница между  доходом и издержками наибольшаяA

Слайд 22Анализ прибыли фирмы по данным предельного дохода и предельных издержек

Анализ прибыли фирмы по данным предельного дохода и предельных издержек

Слайд 23
Таким образом, прибыль максимальна, когда предельный доход фирмы равен предельным

издержкам производства.
MR(Q) = MC(Q)
Это условие обязательно для всех фирм

- конкурентных и неконкурентных.

Фирма, которая хочет максимизировать свою прибыль (или минимизировать убытки), должна поддерживать объем производства на таком уровне, при котором дополнительный доход, полученный от последней единицы, был бы ра­вен дополнительным издержкам производства этой единицы.



Таким образом, прибыль максимальна, когда предельный доход фирмы равен предельным издержкам производства. MR(Q) = MC(Q)Это условие обязательно

Слайд 24Максимизация прибыли
Оптимальный выпуск фирмы
Q0: π(Q0) = max π(Q).

π

= ТR- ТС,
∂П/∂q = ∂TR/∂q – ∂TC/∂q =0
 MR -

МС = 0

Условия максимизации общей прибыли:
MR(Q0) = MC(Q0)

Правило для конкурентной фирмы: выбор такого объема выпуска продукции, при котором предельные издержки равны цене.

P= MC(Q)



Максимизация прибылиОптимальный выпуск фирмы Q0: π(Q0) = max π(Q).π = ТR- ТС, ∂П/∂q = ∂TR/∂q – ∂TC/∂q

Слайд 25MC
P=MR=AR
AVC
ATC
Q
А
В
С
D
Q*

MCP=MR=ARAVCATCQАВСDQ*

Слайд 26Цена равна 71,87

Цена равна 71,87

Слайд 27Если цена будет еще ниже (например, Р= 58)
Значит ли это,

что фирме не надо действовать на данном рынке?

Если цена будет еще ниже (например, Р= 58)Значит ли это, что фирме не надо действовать на данном

Слайд 28Если цена будет еще ниже (например, Р= 58)
Даже если фирма

прекратит производство(т. е. если Q = 0), она все равно

имеет постоянные издержки в сумме 100.

Если произведет 5 единиц, потеряет 72,50
[Q*(P-ATC) = 5(58-72.5)].

Фирме выгоднее продолжить производство. Это теоретическое положение полностью соответствует хозяйственной практике. Никто не останавливает производство при вре­менном появлении убытков.

Если цена будет еще ниже (например, Р= 58)Даже если фирма прекратит производство(т. е. если Q = 0),

Слайд 29Если цена будет еще ниже (например, Р= 50)
Следуя правилу MC=MR,

фирма должна произвести 3 единицы продукции.
В этом случае ее

общие убытки в сумме 103,90 будут больше, чем общие постоянные издержки в сумме 100.
Если цена будет еще ниже (например, Р= 50)Следуя правилу MC=MR, фирма должна произвести 3 единицы продукции. В

Слайд 30Варианты поведения фирмы
Очевидно, что в силу сказанного для фирмы действующей

в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения:
производство ради максимизации

прибыли;
производство ради минимизации убытков;
прекращение производства.

Варианты поведения фирмы Очевидно, что в силу сказанного для фирмы действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных

Слайд 31Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Пусть цена продукции последовательно

снижается с уровня Р5 до уровня P0:
при цене Р5 предприятие

будет максимизировать прибыль и производить Q5 единиц продукции;
при цене Р4 фирма окажется в точке безубыточности (нулевой экономической прибыли) и выпустит Q4 единиц;
при цене Р3 предприятие будет минимизировать убытки и про­изводить Q3 единиц продукции;
при цене Р2 фирма попадет в точку безразличия и либо выпус­тит Q2 единиц, либо вовсе прекратит производство
наконец, при любой цене ниже Р2 (например, при Р1 ) выпуск точно будет остановлен (Q1 = 0).

Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периодеПусть цена продукции последовательно снижается с уровня Р5 до уровня P0:при

Слайд 32Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Описывая поведение фирмы при

разных уровнях цен, мы фактически описали ее кривую предложения.
Ведь

кривая предложения как раз и показывает, какой объем продукции будет выпущен при том или ином уровне цен.
Кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения.
Кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС >AVCmin При более низком уровне рыночных цен (P
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периодеОписывая поведение фирмы при разных уровнях цен, мы фактически описали ее

Слайд 33Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет про­изводить фирма

при каждой возможной цене.

Кривые предложения в краткосрочном периоде для

конкурентных фирм возрастают по той же причине, что и кривые предельных издержек, — из-за сокращающейся отдачи от одного или нескольких факторов производства.

Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет про­изводить фирма при каждой возможной цене. Кривые предложения в

Слайд 34Кривая предложения в отрасли

Кривая предложения в отрасли

Слайд 35Конкурентный рынок в долгосрочном равновесии

Конкурентный рынок в долгосрочном равновесии

Слайд 36Чем раньше фирма придет на рынок, тем выше ее шансы

получить сверх­прибыль (при условии, что на этом рынке существует сильный

спрос).
По мере того как на рынок будут приходить все новые фирмы, фирмы, которые захотят выжить и процветать, должны найти способы, позволяющие производить товар с минимальными возможными издержками или с издерж­ками, которые будут ниже, чем у их кон­курентов.

Чем раньше фирма придет на рынок, тем выше ее шансы получить сверх­прибыль (при условии, что на этом

Слайд 37Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направ­лении)

развертывается и в случае возникновения экономических убытков:
сокращение спроса;
падение цены (краткосрочный

период);
появление экономических убытков у фирм (краткосрочный пе­риод
отток фирм и ресурсов из отрасли;
сокращение долгосрочного рыночного предложения;
рост цены;
восстановление безубыточности (долгосрочный период);
прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.

Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции.

Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направ­лении) развертывается и в случае возникновения экономических убытков:сокращение

Слайд 38Конкурентный рынок в долгосрочном равновесии
Вывод.
Независимо от того, приносит ли рыночная

цена конкурирующим фирмам краткосрочные результаты в виде экономической прибыли, нормальной

прибыли или убытков, экономическая теория утверждает, что в долгосрочной перспективе рыночная цена установится на таком уровне, который обеспечит фирмам получение нормальной прибыли. Это происходит вследствие того, что в течение длительного времени цены, облегчающие фирмам получение сверхприбыли, привлекут на рынок новые фирмы, а цены ниже нормального уровня заставят фирмы покинуть рынок.
Конкурентный рынок в долгосрочном равновесииВывод.Независимо от того, приносит ли рыночная цена конкурирующим фирмам краткосрочные результаты в виде

Слайд 39Фирма в условиях монополии
Характеристики монополии:
Продавец продукции один, покупателей большое количество,
Барьеры

входа на рынок для конкурентов очень высоки,
Цены устанавливает монополист.

Способность

фирмы-монополиста устанавливать цену ограничена:
Кривой спроса на товар, и в частности ценовой эластичностью спроса на этот товар.
Динамикой предельных издержек производства
В случае монополии цена не равна предельному доходу.
Ценообразование осуществляется по кривой спроса


Фирма в условиях монополииХарактеристики монополии:Продавец продукции один, покупателей большое количество,Барьеры входа на рынок для конкурентов очень высоки,Цены

Слайд 40Монополист, как и любая фирма, действующая в условиях несовершенной конкуренции,

сталкивается с понижающейся кривой спроса на продукцию совей фирмы -

большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены.
Это оказывает влияние на общий доход фирмы:TR = PQ.
Существует предел роста валового доходы (TR) фирмы. Слишком большой объем производства не приносит большого дохода.
Монополист, как и любая фирма, действующая в условиях несовершенной конкуренции, сталкивается с понижающейся кривой спроса на продукцию

Слайд 41Чем больше стремится продать фирма, тем ниже она должна установить

цену. Естественно, что и предельный доход (MR), т.е. доход, получаемый

фирмой за каждую дополнительно проданную единицу, будет падать.
В случае несовершенной конкуренции цена не равна предельному доходу.

Чем больше стремится продать фирма, тем ниже она должна установить цену. Естественно, что и предельный доход (MR),

Слайд 42Кривые спроса и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции
кривая

MR не просто падает, а падает быстрее кривой D.

Кривые спроса и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренциикривая MR не просто падает, а падает быстрее

Слайд 43Генеральная цель деятельности монополиста: максимизация общей прибыли (в коротком и

длительном периодах)
Возможны альтернативные цели:
максимизация выручки от реализации
максимизация прибыли на

единицу вложенного капитала
предотвращение входа на рынок новых игроков (усиление барьеров входа)
преодоление потенциальной конкуренции и др.
Генеральная цель деятельности монополиста: максимизация общей прибыли (в коротком и длительном периодах)Возможны альтернативные цели:максимизация выручки от реализации

Слайд 44Задача монополиста будет иметь вид:
maxπ(Q)
π(Q)=

TR(Q) – TC(Q) ≥ 0
Решив эту задачу, получим оптимальный выпуск

монополиста – Q0, такой что:
π(Q0) = max π(Q)

∂π(Q)/ ∂Q = ∂TR(Q)/∂Q – ∂TC(Q)/∂Q = 0
MR(Q) – MC(Q) = 0

В оптимуме предельный доход и предельные издержки равны:
MR(Q0) = MC(Q0)

Задача монополиста будет иметь вид:maxπ(Q)     π(Q)= TR(Q) – TC(Q) ≥ 0Решив эту задачу,

Слайд 45На I этапе определяется Q0:MR=MC

На II этапе определяется p0: p0

= p(Q0)
Ценообразование осуществляется по кривой спроса

III этап: определяется величина общей

прибыли
π(Q0)= TR(Q0)–TC(Q0) = [p0 – AC(Q0)]Q0

Как правило, Tπ(Q0) > 0
На I этапе определяется Q0:MR=MCНа II этапе определяется p0: p0 = p(Q0)Ценообразование осуществляется по кривой спросаIII этап:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика