Слайд 1Типы рыночных структур
Базовые условия отрасли (число фирм в отрасли,
условия проникновения на рынок и дифференциацию товаров) определяют ее структуру
и уровень конкуренции.
Решения о ценовой политике и объеме производства принимают в условиях одного из четырех типов рыночных структур:
Совершенная конкуренция,
Монополистическая конкуренция,
Олигополия,
Монополия.
Слайд 2Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:
Множество мелких продавцов и покупателей
Однородность (стандартность)
продаваемой продукции,
Свобода покупателей и продавцов выступать на рынке или покидать
его (отсутствие рыночных барьеров входа на рынок),
Неспособность продавца / покупателя влиять на цену продукции,
Равный доступ всех участников рынка к информации.
Если хотя бы одно из требований к рынку совершенной конкуренции не выполняется, рынок становится несовершенно конкурентным
Слайд 3Примеры.
Международный рынок таких товаров, как цветные металлы, лес, руда, пшеница
и др. Рынки сельскохозяйственной продукции (кукуруза, пшеница, кофе, свинина), финансовых
инструментов (акции, облигации, иностранная валюта), драгоценных металлов (золото, серебро, платина).
На каждом рынке товары представляют собой стандартизированные товары широкого потребления, а спрос и предложение являются основными факторами, определяющими рыночные цены.
Конечно, именно поэтому продавцы иногда формируют картели, чтобы поднять цену или препятствовать падению цен. Например, Международная ассоциация производителей кофе. Эти продавцы объединяются для того, чтобы контролировать цену за счет уменьшения предложения товара.
Слайд 4Монополия характеризуется следующими признаками:
Продавец продукции один, покупателей большое количество,
Барьеры входа
на рынок для конкурентов очень высоки,
Цены устанавливает монополист.
Примеры монопольного
рынка – коммунальное газоснабжение; электроэнергетика общего пользования; фирмы, продающие товары под защитой патентного права.
Слайд 5Наличие входных барьеров является обязательным условием существования монополии. Среди них
можно выделить:
наличие патентов на продукцию или применяемую для ее производства
технологию
правительственные лицензии, квоты или высокие пошлины на импортные товары.
контроль источников сырья и других ресурсов. Важно лишь, чтобы производимый с использованием данных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым.
наличие существенной экономии от масштаба, допускающей наличие лишь одного игрока.
высокие транспортные расходы, способствующие образованию изолированных местных рынков
нечестная конкуренция (конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта; демпинг).
Слайд 6Монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:
Множество продавцов и покупателей,
Неоднородность (дифференцированность) продукта,
Барьеры
на пути проникновения на рынок сравнительно невысоки
Способность продавца в определенных
пределах влиять на цену продукции (Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста»).
Слайд 7Примеры.
Мелкие предприятия, особенно специализирующиеся на розничной торговле или оказании различных
услуг: магазины дорожных товаров, обувные магазины, магазины канцелярских товаров, рестораны,
ремонтные мастерские, прачечные, салоны красоты и др. Каждое из этих предприятий изо всех сил пытается противостоять многочисленным конкурентам, стараясь максимально специализировать свой товар.
Легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно охарактеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (например, многообразие сортов конфет)
Слайд 8Олигополия характеризуется следующими признаками:
Продавцов продукции небольшое количество
Они предлагают однородную либо
дифференцированную продукцию,
Существуют барьеры входа на рынок,
Ценовые стратегии олигополистов взаимозависимы
Большая
доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком.
Если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке.
Слайд 9Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль
приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы
обеспечивает существенную экономию издержек.
Технологические причины. Например, использование наиболее современного высокопроизводительного оборудования — поточных линий, автоматизированных модулей и т.п. — не целесообразно в мелкосерийном производстве. Окупаемость затрат на приобретение, загрузка их на полную мощность возможны в условиях массового производства. Как правило, только крупные предприятия способны обеспечить оптимальное (без простоев и узких мест) расписание работы различного вида оборудования и работников.
Слайд 10Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших
фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3
до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
Олигополия в России
Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%.
Слайд 11Фирма в условиях конкуренции
Вступая в конкурентную борьбу на таком
рынке, фирма не сможет контролировать цену на свою продукцию. Следовательно,
менеджеры фирмы должны принять решение о внедрении на такой рынок, предварительно ответив на следующие вопросы;
Сколько производить?
Если будет произведен этот объем продукции, то какую прибыль получит фирма?
Если фирма несет убытки, а не получает прибыль, то стоит ли ей продолжать функционировать на этом рынке длительное время (надеясь, что в конечном итоге мы получим прибыль) или ей придется покинуть его?
Слайд 12Цель фирмы – максимизация прибыли
Прибыль представляет собой разницу между совокупным
доходом и совокупными издержками производства.
(Q) = ТR(Q) - ТC(Q)
Следовательно,
чтобы определить объем производства фирмы, максимизирующей прибыль, мы должны проанализировать доходы и расходы.
Слайд 13Доходы фирмы
Общий доход (TR) – денежная оценка выпуска.
TR(Q) =
Р*Q;
Средний доход (AR) – доход, приносимый каждой единицей выпуска
AR
= TR(Q)/Q
АR = p.
Слайд 15 Поведение фирмы в условиях совершенно конкуренции
Вступая в конкурентную борьбу
на таком рынке, фирма не сможет контролировать цену на свою
продукцию. Следовательно, менеджеры фирмы должны принять решение о внедрении на такой рынок, предварительно ответив на следующие вопросы;
Сколько производить?
Если будет произведен этот объем продукции, то какую прибыль получит фирма?
Если фирма несет убытки, а не получает прибыль, то стоит ли ей продолжать функционировать на этом рынке длительное время (надеясь, что в конечном итоге мы получим прибыль) или ей придется покинуть его?
Слайд 16Предположим, что рыночная цена составляет $110. Поскольку конкурентная фирма –
«ценополучатель», фирма получает одинаковый предельный доход от продажи каждой следующей
единицы продукции. Предельный доход представляет собой просто-напросто цену на товар. Цена также равна среднему доходу или доходу на единицу товара
AR = MR = p = 110 (const).
Слайд 19Динамика общего, среднего и предельного доходов конкурентной фирмы
TR= p*Q
MR=AR=p=Di
R
Q
110
Слайд 20Анализ прибыли фирмы по данным валового дохода и валовых издержек
Слайд 21Максимизируя прибыль, фирма выбирает такой
объем выпуска, при котором разница
между
доходом и издержками наибольшая
A
Слайд 22Анализ прибыли фирмы по данным предельного дохода и предельных издержек
Слайд 23
Таким образом, прибыль максимальна, когда предельный доход фирмы равен предельным
издержкам производства.
MR(Q) = MC(Q)
Это условие обязательно для всех фирм
- конкурентных и неконкурентных.
Фирма, которая хочет максимизировать свою прибыль (или минимизировать убытки), должна поддерживать объем производства на таком уровне, при котором дополнительный доход, полученный от последней единицы, был бы равен дополнительным издержкам производства этой единицы.
Слайд 24Максимизация прибыли
Оптимальный выпуск фирмы
Q0: π(Q0) = max π(Q).
π
= ТR- ТС,
∂П/∂q = ∂TR/∂q – ∂TC/∂q =0
MR -
МС = 0
Условия максимизации общей прибыли:
MR(Q0) = MC(Q0)
Правило для конкурентной фирмы: выбор такого объема выпуска продукции, при котором предельные издержки равны цене.
P= MC(Q)
Слайд 27Если цена будет еще ниже (например, Р= 58)
Значит ли это,
что фирме не надо действовать на данном рынке?
Слайд 28Если цена будет еще ниже (например, Р= 58)
Даже если фирма
прекратит производство(т. е. если Q = 0), она все равно
имеет постоянные издержки в сумме 100.
Если произведет 5 единиц, потеряет 72,50
[Q*(P-ATC) = 5(58-72.5)].
Фирме выгоднее продолжить производство. Это теоретическое положение полностью соответствует хозяйственной практике. Никто не останавливает производство при временном появлении убытков.
Слайд 29Если цена будет еще ниже (например, Р= 50)
Следуя правилу MC=MR,
фирма должна произвести 3 единицы продукции.
В этом случае ее
общие убытки в сумме 103,90 будут больше, чем общие постоянные издержки в сумме 100.
Слайд 30Варианты поведения фирмы
Очевидно, что в силу сказанного для фирмы действующей
в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения:
производство ради максимизации
прибыли;
производство ради минимизации убытков;
прекращение производства.
Слайд 31Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Пусть цена продукции последовательно
снижается с уровня Р5 до уровня P0:
при цене Р5 предприятие
будет максимизировать прибыль и производить Q5 единиц продукции;
при цене Р4 фирма окажется в точке безубыточности (нулевой экономической прибыли) и выпустит Q4 единиц;
при цене Р3 предприятие будет минимизировать убытки и производить Q3 единиц продукции;
при цене Р2 фирма попадет в точку безразличия и либо выпустит Q2 единиц, либо вовсе прекратит производство
наконец, при любой цене ниже Р2 (например, при Р1 ) выпуск точно будет остановлен (Q1 = 0).
Слайд 32Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Описывая поведение фирмы при
разных уровнях цен, мы фактически описали ее кривую предложения.
Ведь
кривая предложения как раз и показывает, какой объем продукции будет выпущен при том или ином уровне цен.
Кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения.
Кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС >AVCmin При более низком уровне рыночных цен (P
Слайд 33Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма
при каждой возможной цене.
Кривые предложения в краткосрочном периоде для
конкурентных фирм возрастают по той же причине, что и кривые предельных издержек, — из-за сокращающейся отдачи от одного или нескольких факторов производства.
Слайд 35Конкурентный рынок в долгосрочном равновесии
Слайд 36Чем раньше фирма придет на рынок, тем выше ее шансы
получить сверхприбыль (при условии, что на этом рынке существует сильный
спрос).
По мере того как на рынок будут приходить все новые фирмы, фирмы, которые захотят выжить и процветать, должны найти способы, позволяющие производить товар с минимальными возможными издержками или с издержками, которые будут ниже, чем у их конкурентов.
Слайд 37Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении)
развертывается и в случае возникновения экономических убытков:
сокращение спроса;
падение цены (краткосрочный
период);
появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период
отток фирм и ресурсов из отрасли;
сокращение долгосрочного рыночного предложения;
рост цены;
восстановление безубыточности (долгосрочный период);
прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.
Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции.
Слайд 38Конкурентный рынок в долгосрочном равновесии
Вывод.
Независимо от того, приносит ли рыночная
цена конкурирующим фирмам краткосрочные результаты в виде экономической прибыли, нормальной
прибыли или убытков, экономическая теория утверждает, что в долгосрочной перспективе рыночная цена установится на таком уровне, который обеспечит фирмам получение нормальной прибыли. Это происходит вследствие того, что в течение длительного времени цены, облегчающие фирмам получение сверхприбыли, привлекут на рынок новые фирмы, а цены ниже нормального уровня заставят фирмы покинуть рынок.
Слайд 39Фирма в условиях монополии
Характеристики монополии:
Продавец продукции один, покупателей большое количество,
Барьеры
входа на рынок для конкурентов очень высоки,
Цены устанавливает монополист.
Способность
фирмы-монополиста устанавливать цену ограничена:
Кривой спроса на товар, и в частности ценовой эластичностью спроса на этот товар.
Динамикой предельных издержек производства
В случае монополии цена не равна предельному доходу.
Ценообразование осуществляется по кривой спроса
Слайд 40Монополист, как и любая фирма, действующая в условиях несовершенной конкуренции,
сталкивается с понижающейся кривой спроса на продукцию совей фирмы -
большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены.
Это оказывает влияние на общий доход фирмы:TR = PQ.
Существует предел роста валового доходы (TR) фирмы. Слишком большой объем производства не приносит большого дохода.
Слайд 41Чем больше стремится продать фирма, тем ниже она должна установить
цену. Естественно, что и предельный доход (MR), т.е. доход, получаемый
фирмой за каждую дополнительно проданную единицу, будет падать.
В случае несовершенной конкуренции цена не равна предельному доходу.
Слайд 42Кривые спроса и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции
кривая
MR не просто падает, а падает быстрее кривой D.
Слайд 43Генеральная цель деятельности монополиста: максимизация общей прибыли (в коротком и
длительном периодах)
Возможны альтернативные цели:
максимизация выручки от реализации
максимизация прибыли на
единицу вложенного капитала
предотвращение входа на рынок новых игроков (усиление барьеров входа)
преодоление потенциальной конкуренции и др.
Слайд 44Задача монополиста будет иметь вид:
maxπ(Q)
π(Q)=
TR(Q) – TC(Q) ≥ 0
Решив эту задачу, получим оптимальный выпуск
монополиста – Q0, такой что:
π(Q0) = max π(Q)
∂π(Q)/ ∂Q = ∂TR(Q)/∂Q – ∂TC(Q)/∂Q = 0
MR(Q) – MC(Q) = 0
В оптимуме предельный доход и предельные издержки равны:
MR(Q0) = MC(Q0)
Слайд 45На I этапе определяется Q0:MR=MC
На II этапе определяется p0: p0
= p(Q0)
Ценообразование осуществляется по кривой спроса
III этап: определяется величина общей
прибыли
π(Q0)= TR(Q0)–TC(Q0) = [p0 – AC(Q0)]Q0
Как правило, Tπ(Q0) > 0