Слайд 1Развитие технического творчества и его влияние на подготовку современного выпускника
Тема
программы: Комплексные работы.
Тема урока: Технология изготовления болта.
Преподаватель 1кактегории Штаньков А.М.
Слайд 2Комплексные работы
Цель урока:
Обучающая – закрепление трудовых приемов слесарных операций по
ранее пройденным темам.
Развивающая – способность формированию и развитию умения анализировать
действие при выполнении практического задания, применению теоретических знаний на практике.
Воспитательная - способствовать формированию нравственных качеств личности, профессиональных способностей, интереса к своей профессии, творческого отношения к труду, активности и самостоятельности в учебно - трудовой деятельности
Слайд 3Для широко применяемых в технических устройствах резьбовых соединений детали (например,
болт, гайка, винт, шпилька) изготовляются на токарно-винторезном станке. Болт— цилиндрический
стержень с головкой и резьбой. Болтом скрепляются отдельные детали с помощью навинчивания на него гайки. Винт — это также цилиндрический стержень с головкой и резьбой для ввинчивания в одну из соединяемых деталей. Шпилька — цилиндрический стержень с резьбой на двух концах. Шпильку одним концом ввинчивают в деталь, на другой конец надевают вторую, присоединяемую, деталь и скрепляют гайкой.
Резьба — это чередующиеся выступы и впадины на цилиндрической или конической детали, выполненные по винтовой линии. Резьбы могут различаться по профилю (треугольная, прямоугольная, трапецеидальная и т. д.), шагу резьбы, углу профиля (а), наружному (d) и внутреннему (d1) диаметру. Все это называется элементами резьбы.
Шаг резьбы (Р) — это расстояние между соседними вершинами в миллиметрах.
Резьба бывает наружной (болты, винты, шпильки) и внутренней (гайки). Резьбы бывают правыми которые завинчивают по ходу часовой стрелки, и левыми, которые завинчивают против хода часовой стрелки.
Слайд 4Виды болтов
По форме: Болты подразделяются на следующие виды:
с шестигранной головкой —
универсальный, применяется для соединения элементов из широкого спектра материалов;
с потайной
головкой — болт, не выступающий над поверхностью закрепляемой детали. Используется в машиностроении, приборостроении, строительстве и сборке мебели;
с фланцем —с плоской или рельефной пресс-шайбой. Применяется для крепежа деталей, подверженных вибрации;
анкерный (рым-болт) — с петлей или крючком. Используется для фиксации при работе со строительными конструкциями, при подъеме грузов;
откидной — с отверстием, использующийся для регулировки тяги в переключающихся механизмах.
Слайд 5По классу прочности: Механические характеристики болтов определяются 11 классами прочности
— от 3.6 до 12.9. Первая цифра, умноженная на 100,
отражает предел прочности изделия на разрыв в МПа. Вторая цифра, умноженная на 10 — процентное отношение к временному сопротивлению предела текучести в МПа.
Болты, а также гайки для них с сопротивлением на разрыв, равным или превышающим 800 МПа, относятся к высокопрочным. Данная характеристика изделия определяется выбором марки стали и технологией производства.
Слайд 6По назначению: Мебельные — используются в строительстве и мебельной промышленности. Соответствуют
3.6—5.8 классам прочности.
Лемешные — применяются для крепления подвесного оборудования. Соответствуют 3.6—5.8
классам прочности.
Машиностроительные — используются в автомобилестроении, машиностроении, приборостроении, строительной сфере. Соответствуют 5.8—12.9 классам прочности.
Дорожные — применяются для металлоконструкций дорожных ограждений. Соответствуют 3.6—10.9 классам прочности.
Крепеж различных типоразмеров производятся из углеродистых легированных сталей согласно требованиям на гайки и болты ГОСТ
Слайд 8Последовательность операций
1 Выбрать 6-гранную заготовку под ключ 17 мм
Инструменты и
приспособления
Штангенциркуль
Слайд 9Закрепить заготовку в патроне токарного станка с вылетом
50-60 мм
Линейка, ключ к патрону
Инструменты и приспособления
Слайд 10Точить заготовку Ø 12 мм длиной 30 мм
Инструменты и приспособления
Резец
проходной, штангенциркуль
Слайд 11Инструменты и приспособления
Точить заготовку Ø 9,8 мм длиной 20 мм
Резец
проходной, штангенциркуль
Слайд 12Инструменты и приспособления
Точить заходную фаску
Резец проходной отогнутый левый, штангенциркуль
Слайд 13Инструменты и приспособления
Отрезать заготовку
длиной 40 мм (выполняется учителем)
Резец
отрезной, штангенциркуль
Слайд 14Инструменты и приспособления
Нарезать резьбу М10 длиной 15 мм
Тиски, плашка
с плашкодержателем,
линейка
Слайд 15Нарезание резьбы
Р— шаг резьбы; (d наружный. (d1 — внутренний диаметр
резьбы
Элементы резьбы:
а— наружная,
б— внутренняя резьба;
Р— шаг резьбы;
d наружный
d1 — внутренний
диаметр резьбы
Слайд 16Нарезание резьбы
а — плашка
1 - заготовка
2- плашка
б - приём
нарезания
3 - плашкодержатель
Наружную резьбу вручнyю нарезают инструментом, называемым плашкой.
Плашка похожа
на гайку со сквозными отверстиями, прорезающими резьбу и образующими лезвия с режущими кромками. Изготовляют плашки из закаленной инструментальной углеродистой легированной стали.Плашку закрепляют в плашкодержателе с рукоятками. При навинчивании плашки на нарезаемый стержень ее лезвия врезаются
в поверхность и нарезают винтовую линию — резьбу. Образующиеся металлические стружки выходят в отверстия.
Слайд 17Нарезание резьбы метчиком
а - метчик
1 - канавка
2 - лезвия
3-
хвостовик
б- процесс нарезания
1 - заготовка
2-метчик
3- вороток
Нарезаемую заготовку с просверленным отверстием
крепят в тисках.
Метчик закрепляют в вороток, смазывают маслом и без перекоса с нажимом ввинчивают в отверстие за рукоятки воротка:
2 оборота в направлении ввинчивания и 0,5 оборота — назад.
Слайд 18Диаметр отверстия под метрическую резьбу, мм
Слайд 19Опасности в работе
1. Травмирование осколками металла.
2. Травмирование при работе неисправным
инструментом.
До начала работы
Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и
головной убор (берет или косынку).Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.
2. При рубке металла наденьте очки.
3. Проверьте наличие инвентаря (совок, сетка, щетка для чистки напильников, сиденье, подставная решетка).
4. Проверьте состояние инструмента индивидуального пользования, разложите их в порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструмента сообщите об этом учителю.
5. Проверьте состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).
Во время работы
Прочно закрепите обрабатываемую деталь в тисках.
Рычаг тисков опускайте плавно, чтобы не получить травму рук.
2. Работу выполняйте только исправными инструментами.