Слайд 1Общие правила конструирования
При проектировании рассчитывают на нормальные условия эксплуатации.
Проектирование есть
поиск оптимального компромиссного решения.
При проектировании должно быть выполнено условие равнопрочности
Слайд 2Общие правила конструирования
При проектировании соблюдают конструктивную преемственность и модульный принцип.
Конструируемая
машина должна отвечать требованиям унификации и стандартизации.
Слайд 3Комплексное и системное проектирование
Современная проектно-конструкторская деятельность подразумевает системный образ мышления
и комплексный подход к проектированию машин.
Проектирование - один из этапов
жизненного цикла изделия.
Системное проектирование - решение технической задачи для части с позиции целого (например, ГПС).
Комплексное проектирование-процесс разработки оборудования с позиций технологической системы.
Основные этапы комплексного проектирования:
1. Формулировка задачи.
2. Анализ задачи (уточнение в деталях, определение критериев, определение ограничений решения, разработка комплексной модели качества и т.д.).
3. Ограничения (условия физической и технологической реализуемости того или иного параметра, например, ограничения по габаритам, массе, быстроходности и т.д.).
Слайд 4Стадии разработки конструкторской документации
По ГОСТ 2.103-98:
Техническое задание (ТЗ).
Техническое предложение.
Эскизный проект.
Технический
проект.
Разработка рабочей документации.
Слайд 5Механический привод
Структурная схема механического привода
Слайд 6Функции механического привода
1. Понижение или повышение частоты вращения от вала
двигателя к валу исполнительного элемента.
2. Изменение направления потока мощности (передача
заднего моста автомобиля).
3. Регулирование частоты вращения ведомого вала (коробки передач, вариаторы и т. д.).
4. Преобразование одного вида движения в другой (вращательное в поступательное, равномерное в прерывистое и т. д.).
5. Реверсирование движения (прямой и обратный ход).
6. Распределение энергии двигателя между несколькими исполнительными элементами машины.
Слайд 7Основные характеристики механических передач
Передаточное число u = n1/n2 = d2/d1;
если
U >=1 – редукторные передачи;
U
< 1 – мультипликаторные передачи;
Передаваемый вращающий момент.
Быстроходность.
КПД.
Масса.
Надежность
Слайд 8Зубчатые передачи
Общие сведения и классификация
Слайд 9Достоинства и недостатки зубчатых передач
Достоинства:
высокая несущая способность;
технологичность;
малые габариты;
большая долговечность и
надежность работы;
высокий КПД;
возможность применения в широком диапазоне скоростей (до 200
м/с) и мощностей (до 300 мВт);
постоянство передаточного отношения (из-за отсутствия проскальзывания)
Недостатки:
повышенные требования к точности изготовления;
более высокая стоимость по сравнению с другими передачами;
шум при работе на высоких скоростях;
не смягчают колебания нагрузки (при низкой точности изготовления сами являются источником динамических нагрузок, вибраций и шума)
Слайд 10Классификация зубчатых передач
По взаимному
расположению осей валов
цилиндрические передачи
внешнего
и внутреннего зацепления
(оси колес - параллельны);
конические передачи (оси колес
пересекаются);
гиперболоидные
передачи
(со скрещивающимися осями);
По расположению зубьев на колесах
прямозубые;
косозубые и шевронные;
с круговым зубом;
с тангенциальным зубом (конические)
Слайд 11Классификация зубчатых передач
По форме профиля зуба
Эвольвентные;
С круговым зубом;
С циклоидальным
зубом
По размещению
Встроенные в машину;
Выполненные в виде отдельного механизма
По конструктивному
оформлению и способу смазки
Открытые передачи
Закрытые передачи
Слайд 12Основные типы передач зацеплением
Оси колес - параллельны
Слайд 16Материалы и термическая обработка колес
Слайд 17Зависимость размеров зубчатой передачи от вида ТО зубьев
Слайд 18Геометрия эвольвентной цилиндрической зубчатой передачи без смещения
Слайд 19Основные параметры цилиндрических зубчатых передачах
Модуль зацепления:
m = P/π.
Межосевое расстояние:
aw = (dw1+dw2)/2 = m(z1+z2)/2.
Коэффициент ширины
зубчатого венца:
ψba = b/aw.
Передаточное отношение:
i = ω1/ω2.
Передаточное число:
u = z2/z1 (>=1)
Слайд 20ВИДЫ
РАЗРУШЕНИЯ
ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Слайд 22Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач
Условия работы зуба в зацеплении
Диаграммы
изменения
контактных и изгибных
напряжений в зубчатом
зацеплении
Слайд 23Скольжение и трение в зацеплении
П
силы трения
e = ПС
Слайд 24Коэффициент торцевого перекрытия зубчатого зацепления
Fn
Fn/2
Fn/2
Слайд 25Коэффициент торцевого перекрытия зубчатого зацепления
Коэффициент торцевого перекрытия для нефланкированных зубчатых
передач, нарезанных без смещения
+ - внешнее зацепление;
- внутреннее
зацепление;
β - угол наклона зубьев;
z1 и z2 – числа зубьев шестерни и колеса.
Слайд 26Расчетная нагрузка
где
Fn – нормальная сила в зацеплении;
- суммарная длина линии контакта;
k – коэффициент расчетной нагрузки, определяемый
по формуле:
В зубчатых передачах за расчетную нагрузку
принимают максимальное значение удельной
нагрузки, распределенной по линии контакта
зубьев:
l∑
Слайд 27При определении расчетной нагрузки учитывается два обстоятельства:
1. Неточность изготовления колес
и монтажа;
2. Деформация валов, корпусов, опор,
зубчатых колес
при работе;
Из-за неточности изготовления зубьев (по основному шагу) при работе возникают динамические нагрузки, что учитывается
коэффициентом динамической нагрузки kν .
Недостаточная жесткость деталей передач приводит к неравномерному распределению нагрузки по длине линии контакта (по длине зуба ). Неблагоприятное влияние этого фактора учитывается
коэффициентом концентрации нагрузки kβ
Слайд 28Коэффициент концентрации нагрузки kβ
Неравномерность распределения нагрузки
по длине зуба связана
с деформацией валов, корпусов, опор и самих зубчатых колес. Рассмотрим
в качестве примера только влияние прогиба валов.
Валы прогибаются в противоположные стороны под действием сил в зацеплении.
Симметричное расположение колес относительно опор
Несимметричное расположение колес относительно опор
Консольное расположение колес относительно опор
Слайд 29Коэффициент концентрации нагрузки kβ
где qср – средняя интенсивность
нагрузки.
При прочих равных условиях влияние перекоса зубьев на коэффициент kβ
увеличивается с увеличением ширины колес bw , поэтому ее ограничивают.
Слайд 30Определение коэффициента kHβ при расчете на контактную прочность
Слайд 31Коэффициент динамической нагрузки kv
Этим коэффициентом учитывается только внутренние, т.е. собственные
динамические нагрузки, присущие самой зубчатой передаче. Причиной непостоянства мгновенных значений
передаточного отношения является погрешность нарезания зубьев по основному шагу Pb. Это значит, что при ω1= const имеем ω2 не постоянная величина и, следовательно, в зацеплении появляется дополнительный динамический момент
где J – момент инерции ведомых колес.
Отсюда появляется эффект «кромочного удара», который не только увеличивает динамическую нагрузку, но также способствует задиру поверхности зубьев. Для уменьшения вредного влияния этого эффекта применяют фланкирование зубьев, т. е. верхний участок эвольвенты выполняют с отклонением в тело зуба.
Для уменьшения коэффициента KHv следует:
Повышать точность изготовления по нормам плавности.
Использовать косозубые или шевронные передачи.
Применять модификацию головки зуба.
Слайд 32Модификация головки зуба
Фланкирование зубьев
Слайд 33Силы в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
Слайд 34Допускаемые контактные напряжения
σН limb – предел контактной выносливости, МПа.
SH –
коэффициент безопасности (SH = 1,1…1,2).
KHL – коэффициент долговечности (KHL =
1….2,4) – учитывает влияние ресурса.
σН limb = 2HBср + 70 – для ТО: улучшение.
σН limb = 17HRCср + 100 – для ТО: объемная закалка.
σН limb = 17HRCср + 200 – для поверхностной закалки.
σН limb = 23HRCср – для цементации и нитроцементации.
σН limb = 1050 МПа – для ХТО: азотирование.
где
Слайд 35Кривая усталости для контактных напряжений
σHlimb1
σHlimb2
σHlimb
Слайд 36Определение коэффициента долговечности KHL
Для наклонного участка кривой усталости :
σHlim
im·NHi = σHlimbm ·NH0 = const,
где m = 6 –
для контактных напряжений.
Отсюда следует, что σНi = σНlimb ·KHL ,
где
Коэффициент долговечности KHL учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач (NHiNH0 предел выносливости не меняется и поэтому KHL =1.
Слайд 37Определение числа циклов нагружений
Постоянный режим нагружения
NH = 60c·n·t∑,
где
t∑= 365L·kгод·24·kсут,
L –
ресурс передачи в годах; kгод и kсут – коэффициенты использования передачи в течение года и суток соответственно (задают в ТЗ).
Переменный режим нагружения
NHE = NH·kHE,
где kHE – коэффициент приведения. Выбирают в зависимости от типового режима нагружения.
Слайд 38Типовые режимы нагружения
Значения коэффициента kHE для типовых режимов нагружения
Постоянный –
kHE = 1.
Тяжелый
- kHE = 0,5.
Средний
равновероятный – kHE = 0,25.
Средний
нормальный- kHE = 0,18.
Легкий - kHE = 0,125.
Особо легкий - kHE = 0,063.
Слайд 39Режимы нагружения в виде ступенчатой циклограммы
T
t
0,1t
0,5t
0,4t
0,2T1
0,5T1
T1=Tmax
Ступенчатая циклограмма
Слайд 40Допускаемые контактные напряжения
Для прямозубых колес в качестве расчетного выбирают меньшее
из двух полученных значений [σH1] и [σH2].
Для косозубых и
шевронных колес в качестве расчетного определяют
[σH] = 0,45( [σH1] + [σH2])
и проверяют дополнительное условие:
[σH] ≤ 1,23 [σH2] , иначе [σH] = 1,23 [σH2]
Слайд 41Допускаемые изгибные напряжения
σF limb – предел выносливости зубьев при изгибе
, МПа.
SF – коэффициент безопасности (SF = 1,4…2,2).
KFL – коэффициент
долговечности (KFL = 1….2).
KFс – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки. KFс = 1 – для нереверсивных передач; KFс = 0,75 – для реверсивных передач.
σF limb = 1,8HBср – для ТО: нормализация, улучшение.
σF limb = 600 МПа – для ТО: объемная и закалка ТВЧ.
σF limb = 800 МПа – для цементации и нитроцементации.
σF limb = 12HRCсердц + 300 – для ХТО: азотирование.
Слайд 42где NF0 = 4·106 – базовое число циклов (для всех
сталей).
m = 6 – для зубчатых колес с твердостью зубьев
HB
≤ 350 и со шлифованной переходной поверхностью независимо от твердости и ТО.
m = 9 – для зубчатых колес с твердостью зубьев HB > 350 с нешлифованной переходной поверхностью.
NFE = NF·kFE,
где kFE – коэффициент приведения. Выбирают в зависимости от типового режима нагружения и ТО.
Для ступенчатой
циклограммы
Слайд 43Допускаемые напряжения при проверке прочности зубьев при перегрузках
Условие прочности при
пиковых перегрузках
при нормализации,
улучшении,
объемной
закалке
при цементации и закалке ТВЧ
при азотировании
при HB
≤350
при HB >350
Слайд 44Расчет цилиндрической зубчатой передачи на контактную прочность
Слайд 45Формула проектировочного расчета цилиндрических зубчатых передач
где Ka=495 МПа1/3 – для
прямозубых передач.
Ka=430 МПа1/3 – для косозубых и
шевронных передач.
+ - для наружного зацепления.
- - для внутреннего зацепления.
T2 – вращающий момент на колесе.
u - передаточное число.
ψba – коэффициент ширины зубчатого венца.
Принимают ψba = 0,2..0,5 в зависимости от расположения колеса относительно опор.
Слайд 46Расчет цилиндрической зубчатой передачи на прочность при изгибе
Слайд 47Проверочный расчет зубьев по напряжениям изгиба
Условие равной прочности на изгиб
зубьев шестерни
и колеса
Заменив в формуле для напряжений изгиба σF
Ft=2·103T1/d1
и d1=2aw/(u±1), получим формулу для проверочного расчета зубьев по напряжениям изгиба
где Km=3,4·103 – для прямозубых колес, Km=2,8·103 – для косозубых колес; T1 – в Н·м; b2, aw – в мм; [σF] – в МПа.
Слайд 48Особенности геометрии косозубых цилиндрических передач
Угол наклона зубьев β в косозубых
цилиндрических передачах:
β = 8...20°.
Для шевронных колес:
β = 25...40°.
В раздвоенных косозубых
ступенях редукторов:
β >= 30°.
В соосных передачах с косозубыми колесами
(при заданном aw):
β=arccos[mn(z1+z2)/2aw],
где mn – нормальный модуль (мм).
Слайд 49Силы в зацеплении косозубой и шевронной передачах
Окружная сила
Ft = 2T1/d1
Осевая
сила
Fа = Ft tgβ
Радиальная сила
Fr
= F't tgαw=Ft tgαw/cosβ
Fn = F't/cos αw = Ft / (cosαw cosβ )
Слайд 50Силы в зацеплении шевронной передачи
Слайд 51Особенности расчета на контактную прочность косозубых передач
Удельная нагрузка
Приведенный радиус кривизны
Слайд 52Особенности расчета на изгибную прочность косозубых передач
(KFα= 1,07…1,4).
Yβ =
(1 - βº/140)