Слайд 1Задачи на сцепленное наследование признаков.
Слайд 2Задача № 1
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с
серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с
черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Слайд 3Задача № 2
Гомозиготную по обоим признакам серую (А)
муху дрозофилу с нормальными крыльями (В) скрестили с чёрным (а)
с зачаточными крыльями (в) самцом. От скрещивания было получено многочисленное потомство. Гены указанных признаков сцеплены и наследуются вместе. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2. Как произошло бы расщепление, если бы признаки не были сцеплены? Объясните ответ.
Слайд 4Задача № 3
При скрещивании дигетерозиготного высокого растения
томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными
плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.
Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Слайд 5Задача № 5
При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными
семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в
потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 — с морщинистыми окрашенными; 110 — с морщинистыми неокрашенными; 1490 — с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Слайд 6Задача № 6
При скрещивании растения душистого горошка с усиками и
яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками
в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?
Слайд 7Задача № 7
У дрозофилы доминантные гены, контролирующие
серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме.
Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?
Слайд 8Задача № 8
Гибридная мышь, полученная от скрещивания
чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B)
с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — извитую шерсть нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?
Слайд 9Задача № 9
При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А)
и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и
пятнистые листья, в потомстве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Слайд 10Задача № 10
При скрещивании растений кукурузы с
гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство
оказалась с гладкими и окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибрида F1 получилось потомство двух фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в скрещиваниях. Объясните появление двух фенотипических групп в F2. Какой закон наследственности проявляется в F1 и F2?