Слайд 1ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ»
КАФЕДРА РЕАБИЛИТОЛОГИИ И
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
ДИСЦИПЛИНА «Психология и педагогика»
Связь языка и сознания человека
Выполнил: обучающийся
129 группы 1 курса
Стомат. факультета
Жидкова Н.А. Проверила: ст. преподаватель
Береснева О.Е
Слайд 2 В философии понятия сознания и языка тесно связаны,
а это говорит
о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то,
что он говорит и как.
Слайд 3Сознание неразрывно связано с языком, и возникает одновременно с ним.
Отсюда следует, что между языком и сознанием есть определенные взаимоотношения.
Язык выступает способом существования сознания.
Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае , если человек включен в мир словесного языка.
Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о существовании мира и себя. Чем богаче содержание духовного мира , тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи.
Слайд 4Сознание - это высшая форма психики человека, которая возникла в
процессе общественно-трудовой деятельности.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят
не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Слайд 5Основные функции сознания
Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое
отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на
самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:
Слайд 6Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности
и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
Слайд 7Накопительная функция
порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы
в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений,
переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников
Слайд 8Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные
потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя
и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
Слайд 9Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого
не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону,
формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
Слайд 10Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных
образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции
Слайд 11Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и
наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию
Слайд 12Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком
мира и самого себя.
Знак - это материальный предмет, воспроизводящий
свойства другого предмета.
Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.
Слайд 13Возникновение языка вносит три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность
человека:
— обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах
или их сочетаниях, язык позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. В результате человек оказывается в состоянии «иметь дело» с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Поэтому можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, позволяет хранить полученную информацию и создает мир внутренних образов;
— слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. Таким образом, при помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможен переход отражения внешнего мира из чувственного к рациональному;
— язык служит основным средством для передачи информации, накопленной в общественной истории человечества. Передавая сложнейшую информацию, отложившуюся в течение многих веков общественно-исторической практики, язык позволяет человеку усвоить этот опыт и овладеть с его помощью неизмеримым крутом знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли быть результатом самостоятельной деятельности изолированной личности. Это означает, что с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, не имевший места у животных, и что язык действительно является важнейшим средством развития сознания.
Слайд 14Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он
фактически проникает во все сферы сознательной деятельности человека, поднимая на
новый уровень протекание его психических процессов.
Поэтому анализ языка и речи следует рассматривать как фактор построения всей сознательной жизни человека в целом.
Слайд 15Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого
общения. К. Маркс, например, назвал язык "непосредственной действительностью мысли". С
помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину).
Слайд 16Язык — это не только система знаков, символически опосредующая мир
человека, но и важнейший инструмент человеческой деятельности.
Выделяют следующие функции языка:
1)
коммуникативная;
2) познавательная (когнитивная);
3) номинативная;
4) аккумулятивная.
Слайд 18Коммуникативная функция языка
Связана с тем, что язык, прежде всего, является
средством общения людей. Он позволяет одному индивиду — говорящему —
выражать свои мысли, а другому — воспринимающему — понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.
Слайд 19Познавательные, или когнитивные, функции языка (от лат. cognition — знание,
познание)
связана с тем, что в знаках языка осуществляется или
фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.
Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка.
Слайд 20Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать,
дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически
обозначать вещи.
Мир познан и освоен только тогда, когда назван. Мир без наших названий — чужой, как далекая неизвестная планета, в нем нет человека, в нем невозможна жизнь человека.
Название позволяет зафиксировать уже познанное. Без названия любой познанный факт действительности, любая вещь оставалась бы в нашем сознании одноразовой случайностью. Называя слова, мы создаем свою — понятную и удобную картину мира. Язык дает нам холст и краски.
Слайд 21Аккумулятивная функция языка связана с важнейшим предназначением языка — собирать
и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека. Язык живет гораздо
дольше человека, а порой даже и дольше целых народов. Известны так называемые мертвые языки, которые пережили народы, говорившие на этих языках. На этих языках никто не говорит, кроме специалистов, изучающих их.
Подавляющая часть гигантских объемов информации, произведенной и производимой человечеством, существует в языковой форме. Иначе говоря, любой фрагмент этой информации принципиально может быть произнесен и воспринят как современниками, так и потомками. Это и есть аккумулятивная функция языка, с помощью которой человечество накапливает и передает информацию как в современности, так и в исторической перспективе — по эстафете поколений.
Слайд 22Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих
действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи:
Слайд 23Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь
Слайд 24 диалог - непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.
Слайд 25Монолог - долгое, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная
сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.
Слайд 26Сказанное дает основание для обозначения третьей существенной функции языка в
формировании сознания. Язык служит основным средством для передачи информации, сложившейся в общественной
истории человечества, иначе говоря, он создает третий источник развития психических процессов, которые на стадии человека прибавляются к тем двум источникам (наследственно передаваемые программы поведения и формы поведения, сложившиеся в результате опыта данной особи), которые имели место у животных.
Передавая сложнейшую информацию, отложившуюся в течение многих веков общественно — исторической практики, язык позволяет человеку усвоить этот опыт и овладеть с его помощью неизмеримым кругом знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли бы быть результатом самостоятельной деятельности и изолированной личности. Это означает, что с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, который не имел места у животных, и что язык действительно является важнейшим средством развития сознания.