Слайд 1Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот
будет истинным гражданином своего государства, кто помнит, хранит и знает
ее. Изучение истории своего края помогает лучше узнать своё прошлое, свою культуру и традиции
Слайд 2Ватчиева Анисья Васильевна
сказительница
(1886-1984)
«Сказ сказывается не просто. Это ведь сердце говорит.»
(Ватчиева А.В.)
Слайд 4Последние годы Анисья Васильевна жила в посёлке Гирвас,
в семье своей дочери Дийковой Александры Павловны.
В 2016 году мы отметили 130- летний юбилей А. В. Ватчиевой. Она прожила долгий век. По вехам её биографии можно судить и об эпохе людей её поколения.
Слайд 5А. В. Ватчиева была последней носительницей живого слова, из
чьих уст можно было услышать и печальные причети и протяжные
народные песни. « По глубине и достоверности жизненного материала, широте охвата социальных исторических событий Анисья Васильевна становится в один ряд с такими знаменитыми сказительницами, как Ирина Федосова и Ирина Богданова из Заонежья», - писал поэт И. А. Костин.
Слайд 6Анисья Васильевна Ватчиева, в девичестве Карпина, родилась в 1886 году
в деревне Сопоха. В семье было двенадцать детей,
она старшая. «Жизнь сказительницы складывалась непросто. Сызмальства с отцом рыбачила, хотя и не девичье это дело. По хозяйству всё умела: жать, косить, за скотиной ухаживать, шить да прясть».
Слайд 7В одном из интервью Анисья Васильевна рассказала:
«... Очень я
в школу просилась, когда она открылась у нас. Всего одну
осень побегала. На том и кончилось ученье.» «Сиди возле зыбки», отец говорит. Петь научилась от мамы. Ей хоть и тяжело было с малыми ребятами, она пела везде: в поле, на лугу, на игрищах...На свадьбы и на похороны ее звали.
Слайд 8Сказительский дар в её душе проснулся рано. «Возник он
благодаря подлинного до мелочей знания народной жизни и душевной
потребности петь, позже вести причеты на свадьбах и в связи с печальными событиями, которых в крестьянской жизни было немало»
От матери, которая любила петь, у неё сохранилось много песен, пословиц, сказок и загадок.
Слайд 9В с. Кончезере познакомилась с будущим мужем, пришла в
дом свёкра, один за другим родились дети. В 1930 году
вступила в колхоз. Делала, что не попросят - жала, косила, дояркой работала, заведовала фермой, даже была председателем колхоза в годы войны.
Слайд 10 В 1937 году известный советский собиратель М.М.Михайлов обнаружил в
деревне Мартнаволок Петровского района Карелии крестьянку Анисью Васильевну Ватчиеву, тогда
ей было около 50 лет. Он пытался записывать от нее традиционные причитания, но не очень успешно. Ватчиева была карелкой и русским языком владела плоховато, особенно поэтической формой.
Слайд 11 Творчество Анисьи Васильевны Ватчиевой, её личная судьба связана
с судьбой народа, страны. Сумела сказительница своим песенным
словом из одной эпохи перейти в другую, осмыслить в своём творчестве эту
новизну.
Слайд 12Ватчиева А. В. написала (в 30-е годы) сказы о
Ленине и Кирове - в этих сказах
нет ничего нарочитого, они представлены, как люди близкие сказительнице.
Слайд 13А.В. Ватчиева была участницей многих конференций мастеров народного искусства, семинаров
сказителей.
А.В. Ватчиева была участницей многих конференций мастеров народного искусства,
семинаров сказителей.
Слайд 14В мае 1939 года А.В. Ватчиева была принята в Союз
писателей СССР.
Слайд 15Анисья Васильевна пережила три войны. В Первую мировую
и гражданскую войны мужа провожала на фронт и ждала,
а в Великую Отечественную – сыновей.
Будучи во время войны в эвакуации на Урале, она создаёт «Плач о советских людях, угнанных в фашистскую неволю». Он печален и пронзителен до боли, но в нём звучит вера в победу. Этот плач глубоко личное произведение. Он был создан, когда Анисья Васильевна получила похоронку на старшего сына.
Слайд 16Другой плач «Плач матери при отправке сына в солдаты»
можно сравнить со старыми рекрутскими плачами.
Провожая сына в
армию, мать просила его сходить в кузницу, сковать четыре обруча железных и четыре замка.
«Ты замкни – замкни вольну волюшку, да на четыре замка молодецкую…»
Знает мать, что идёт сын не на гулянье весёлое, а посылает она сына защищать
Родину.
Слайд 17В 1943 году погиб младший сын, а старший скончался от
ран уже после войны.
После освобождения Карелии в 1944 году она
вернулась из эвакуации на родину и продолжала работать в колхозе.
Слайд 18И мы снова видим, как важные вехи страны отражаются
в
творчестве Анисьи Васильевны Ватчиевой.
После полёта Ю.А.Гагарина в космос 12 апреля 1961 года появляется «Плач о Юрии Гагарине», где Гагарин представлен настоящим былинным богатырём, который не зная преград, совершает подвиг один за другим и погибает в рассвете славы и молодости.
Слайд 19Творческая биография Анисьи Васильевны интересна и тем, что она, являясь
карелкой по национальности, стала носителем и русского фольклора.
В мае 1939 года А.В. Ватчиева была принята в Союз писателей. Её трижды награждали Почётной грамотой Президиума Верховного Совета (1939, 1966, 1976 годы).
Была участницей многих конференций мастеров народного искусства, семинаров сказителей.
Её произведения публиковались в сборниках фольклора, в литературно- художественном альманахе «Карелия», в периодической печати. После неё осталось богатое наследство - около 150 плачей, песен, сказов и поговорок
Слайд 20Она неоднократно встречалась с карельским художником Г.Стронком, который приезжал
и в посёлок Гирвас. Сохранились его рисунки, которые хранятся в
музее изобразительных искусств Карелии.
Самый первый портрет сказительницы Г.Стронк написал в 1939 году.
Слайд 21На протяжении многих десятилетий Анисья Васильевна была членом Союза писателей
Карелии. Ее не забывали и приезжали на встречу с ней
в п.Гирвас известные карельские писатели: М.Тарасов, И.Костин, Б.Кравченко, Р.Мустонен . Им она открыла главный секрет своего творчества «Сказ-то складывается не просто - это ведь сердце говорит.»
Слайд 22Для внуков и правнуков она была просто бабушкой, которая читала
им сказки, пела песни, вместе с ними смотрела хоккей и
болела за команду ЦСКА, да и сама была большой поклонницей этого вида спорта. Было еще одно любимое занятие - прясть.
Слайд 23 Поэт И.Костин написал строчки, посвящённые ей:
« Новые заботы время вяжет,
старые становятся ясней.
И чем тоньше нить из этой пряжи,
тем она красивей и прочней».
«Нить времени, она не прерывается. Дня сегодняшнего не может быть без прошлого, как завтрашний не наступит без сегодняшнего. Удлиняется и наматывается на веретено нить, тянется, обрастая событиями, и не видно ей конца – нити времени» И. Костин
Слайд 24 Список использованной литературы:
Ватчиева А.В. Плачи./
Карелия. Альманах. Кн. 2 // Петрозаводск.- 1939.
Костин И.А. Родом из
Сопохи // Ленинская правда.- 2005.-№ 11.- 25
марта.
Костин И. А. Два века. Слово о сказительнице Анисье Ватчиевой //
ТВР – панорама.-1998.- 14 января
Мустонен Р. Крутится – вертится веретено// Ленинская правда. – 1979. –
№ 22. – 26 января. Петрозаводск.- 1939.
Тарасов М. Новь, отражённая в сказке // Ленинская правда.- 1976.-
11 января.
6. Чиркова В.Н. Выступление на Научно-практической краеведческой
конференции «Федосовские чтения», посвященные 190-летию со дня
рождения И.А. Федосовой, 27 апреля 2017 г., Петрозаводск.
Фотоматериалы из архива семьи Дийковых.
Русские плачи Карелии / Подготовка текстов и прим. М. М. Михайлова;
Под ред. проф. М. К. Азадовского; Н.-и. ин-т культуры Карело-Фин. ССР. -
Петрозаводск : Госиздат Карело-Фин. ССР, 1940 (Ленинград).