Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Автор: к.э.н., доцент Матюхин В.Н.
Лекция №1.1
«Управление человеческими ресурсами организации:
философско-концептуальные основы»
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РФ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Слайд 2Учебные вопросы:
Философско-концептуальные основы управления персоналом
Закономерности и принципы управления человеческими
ресурсами
3. Трудовые ресурсы и концепция «человеческого капитала»
Слайд 4В теории управления возможна постановка всего двух задач:
Первая задача: мы
хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это
задача управления.
Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект — без нашего непосредственного вмешательства в процесс — самоуправлялся в приемлемом для нас режиме. Это задача самоуправления.
Слайд 5ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
В процессе управления следует учитывать,
что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она
решает имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.
Объект управления
Субъект управления
Это управляющая подсистема(аппарат управления отраслей, различными отделами)
Это менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Субъект управления
Объект управления
Внутренняя
среда
Внешняя
среда
Слайд 6Менеджмент - важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социально-экономические
отношения в процессе управления
Слайд 7Управление человеческими ресурсами – это стратегический и целостный подход к
управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые вносят
свой вклад в достижение целей фирмы.
Слайд 8Таблица 1
Этапы эволюции управления трудом
Слайд 9Таблица 2
Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации
Слайд 10Новые условия развития общества:
Глобализация экономики.
Обострение рыночной конкуренции.
Быстрые
изменения и нововведения в обществе и в экономике.
-Технологии, основанные
на новых знаниях, опыте, интеллекте.
- Информация как фактор развития общества.
Социальная ответственность бизнеса.
Гуманизация труда.
Слайд 11Философия управления персоналом - философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его
возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении,
осмысление лежащих в основе управления персоналом идей и целей.
В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точек зрения.
Слайд 12Характеристика разновидностей философии управления персоналом
Слайд 13Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также
руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку
концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Управление персоналом заключается в:
- формировании системы управления персоналом,
- кадровом планировании,
- проведении маркетинга персонала,
- определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале;
- учете и нормировании численности работников.
Слайд 14Управление персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения
работника:
- наем, отбор, и прием персонала;
- деловая оценка персонала
при приеме, аттестации, подборе;
- профориентация и трудовая адаптация;
- мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и его использования;
- организация труда и соблюдение этики деловых отношений;
- управление конфликтами и стрессами;
- обеспечение безопасности персонала;
-управление нововведениями в кадровой работе;
- обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;
- управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
-управление поведением персонала в организации;
-управление социальным развитием;
- высвобождение персонала.
Слайд 15Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и
определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления
персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации.
Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Слайд 16Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала как объекта управления,
процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов
и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, установление вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом включает: организацию найма, отбора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обучение; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.
Слайд 17Принципы концепции управления человеческими ресурсами:
1. Люди - решающий фактор эффективности
и конкурентоспособности организации, основной источник добавленной стоимости.
2. Ориентация на стратегический
подход к управлению человеческими ресурсами.
3. Признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов.
4. Социальное партнерство и демократизация управления.
5. Обогащение труда и повышение качества трудовой жизни.
6. Непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов.
7. Профессионализация управления человеческими ресурсами.
Слайд 18Три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации:
1. Иерархическая структура
организации, где основное средство воздействия - это отношения власти -
подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
2. Культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
3. Рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Слайд 19Закономерность управления персоналом - объективно существующая необходимая связь явлений, внутренняя
существенная взаимосвязь между причиной и следствием, устойчивое отношение между явлениями,
связанными с управлением персоналом, взаимоотношениями между людьми и накладывающими значительный отпечаток на их характер.
Слайд 20Соответствие системы управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития
производственной системы. Суть ее заключается в соответствии системы управления персоналом
требованиям производства.
Системность формирования системы управления персоналом требует учета всех возможных взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления организации в целом, а также производственной системой и внешней средой.
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом предполагает определение степени централизации функций управления персоналом в сочетании с децентрализацией их части. Уровень централизации управления персоналом меняется с развитием производства и изменением его форм. Важно установить, на каком уровне иерархии принимается решение. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления персоналом, и наоборот.
Пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом. Совершенствование одной подсистемы или элемента системы управления персоналом может привести к изменению пропорций в целостной системе управления. Поэтому необходимо пропорционально совершенствовать все подсистемы и элементы системы управления персоналом.
Слайд 21Пропорциональность производства и управления. Пропорциональность во всех частях и на
всех ступенях системы управления, в том числе и системы управления
персоналом, является необходимым условием высокоэффективной деятельности организации. Она означает также оптимальность соотношения численности работников системы управления персоналом и производственной системы.
Необходимое разнообразие системы управления персоналом означает, что эта система должна иметь некоторую идентичность по отношению к производственной системе и обладать не меньшей сложностью, чем последняя. Простую систему управления персоналом невозможно создать для сложной системы производства.
Изменение состава и содержания функций управления персоналом предполагает, что с развитием организации возрастает роль одних функций управления персоналом и снижается роль других на разных ступенях управления и изменяется их содержание.
Сущность закономерности минимизации числа ступеней управления персоналом состоит в том, что чем меньше уровней управления имеет система управления персоналом, тем она эффективнее работает.
Слайд 22Основные закономерности, связанные с межличностными отношениями:
Закономерность неопределенности отклика, ее суть
- в различном восприятии людьми внешних воздействий, зависящем от различий
в их личностных особенностях, характера конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.
Неадекватность отображения человека человеком и неадекватность самооценки. Смысл этой закономерности состоит в том, что один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя.
Закономерность искажения смысла информации действует тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации, последовательно передавая ее друг другу, особенно на входе и на выходе любого процесса.
Закономерность психологической самозащиты вытекает из того, что каждый человек ставит на первое место по отношению к другим людям физическую безопасность, пренебрегая их психологической безопасностью. Сам же придает очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Ведущим мотивом такого поведения человека является сохранение личного статуса, чувство собственного достоинства.
Слайд 23Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы,
которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Познавая принципы, люди познают закономерности. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.
Принципы построения системы управления персоналом (ППСУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом организации при формировании системы управления персоналом.
ППСУП представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов и закономерностей, присущих черт, начал их действия.
Принципы объективны так же, как объективны экономические законы и закономерности.
Слайд 24Принципы построения системы управления персоналом организации
Слайд 29Укрупненное дерево целей системы управления персоналом организации
Слайд 30Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в
силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага
или
услуги.
К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Слайд 31Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах
всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной
группы.
Наряду с ним в экономической науке и практике применяются и такие понятия, как «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «кадры», «работники», «персонал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», имеющие
разное содержание и смысловую нагрузку.
Слайд 32Трудовой потенциал работника — это совокупность физических и духовных качеств
человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности,
способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Слайд 33Основными компонентами трудового потенциала работника являются:
• психофизиологическая
составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и
склонности человека, тип нервной системы и др.;
• социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;
• квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;
• личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.
Слайд 34Концепция “человеческого капитала”
Работники становятся капиталистами не от размывания собственности
на корпоративные активы (акции), как утверждает молва, а от приобретения
знаний и навыков, имеющих экономическую стоимость.
Т. Шульц, Лауреат Нобелевской премии
Слайд 35Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков,
мотиваций.
Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта,
охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.