Слайд 1ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Слайд 2План лекции
Бухгалтерский учет в системе управления организацией
Предмет бухгалтерского учета; счета,
проводки, метод двойной записи, баланс, формы отчетности
Классификация хозяйственных средств
Формализация
хозяйственных операций
Обобщенная технологическая модель автоматизированного бухгалтерского учета
Слайд 31. Бухгалтерский учет в системе управления организацией
Слайд 4 Бухгалтерский учет – система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи
информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования (обязательствах),
и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица) с целью управления деятельностью организации
Слайд 5 финансовый учет – отражает, обрабатывает и обобщает в
показатели внешней бухгалтерской отчетности информацию о хозяйственных отношениях предприятия с
его хозяйственными партнерами, банками, государственными органами социального страхования, налоговой системой и другими, т.е. информация о результатах деятельности предприятия
Слайд 6 управленческий учет – отражает, обрабатывает и обобщает показатели
внутренней отчетности, информацию о хозяйственных отношениях, складывающихся между подразделениями предприятия
в процессе создания конечной продукции и формирования ее себестоимости; данные управленческого учета являются коммерческой тайной предприятия
Слайд 7Основные этапы учетного процесса и формирование бухгалтерской информации
Слайд 82. Предмет бухгалтерского учета, счета, проводки, метод двойной записи, баланс,
формы отчетности
Слайд 9
Предмет бухгалтерского учета – хозяйственная деятельность организаций, как
экономически самостоятельных субъектов с обособленным кругооборотом средств
Слайд 10 Объекты бухгалтерского учета
имущество (хозяйственные средства)
организации
источники его формирования
хозяйственные процессы, вызывающие изменение
имущества и источников их формирования, результаты хозяйственной деятельности
Слайд 11 Метод бухгалтерского учета – совокупность способов, при помощи которых отражается
его предмет
Способы ведения бухгалтерского учета
документация
инвентаризация
оценка
калькуляция
счета и двойная запись
бухгалтерский
баланс и отчетность
Слайд 12Документация – способ первичной регистрации хозяйственных операций в учетных документах
и обоснования правильности бухгалтерских записей
Инвентаризация – периодическая проверка и
составлений описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов; при помощи ее контролируется сохранность материальных ценностей и проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности
Слайд 13Оценка – способ выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций в
денежном выражении
Калькуляция – вычисление стоимости товара, величины издержек и т.п.
Основные
принципы оценки устанавливаются едиными правилами и нормативными документами
Слайд 14Счета бухгалтерского учета – предназначены для группировки, систематизации и вторичной
регистрации однородных видов хозяйственных средств, источников их формирования и хозяйственных
процессов;
на каждый такой вид открывается отдельный счет
Слайд 15Двойная запись на счетах показывает взаимосвязь объектов учета хозяйственных операций
С помощью двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в равных
суммах не мене чем в двух счетах
Счета и двойственное отражение на них хозяйственных операций придают бухгалтерскому учету системность, которая принципиально отличает его от других видов хозяйственного учета (статистического и оперативного).
Слайд 16Бухгалтерская проводка – текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов
на сумму отражаемой хозяйственной операции
Слайд 17Бухгалтерский баланс – способ группировки и обобщенного отражения в денежной
оценке хозяйственных средств организации и источников формирования этих средств на
определенный момент.
Средства группируются с одной стороны (АКТИВ) по составу и функциональной роли, а с другой стороны (ПАССИВ) по источникам образования и целевому назначению.
Бухгалтерский баланс является основной отчетной формой, которая показывает размер имущества и финансовое состояние предприятия.
Слайд 18Бухгалтерская отчетность – способ периодического обобщения данных текущего учета и
формирования на этой основе сводных показателей, характеризующих хозяйственную деятельность объекта
управления за определенный период времени
Слайд 19Внутрипроизводственная (оперативная) отчетность предназначается для внутренних нужд предприятия
Составляется
на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным
показателям за короткие промежутки времени (сутки, неделя, декада, полвина месяца)
Слайд 20Внутренняя отчетность – система показателей об имущественном и финансовом положении
подразделений предприятия и результатах их хозяйствования
Составление отчетности вызывается
потребностью предприятия.
Источником служит информационная база объекта управления.
Для обобщения показателей внутренней отчетности используются натуральная и стоимостная оценки.
Слайд 21Внешняя отчетность предоставляется органам государственного управления, банкам, кредиторам, инвесторам и
др.
Основой формирования документов внешней отчетности является Главная книга.
В соответствии с международной практикой эта отчетность подлежит опубликованию, поэтому ее называют публичной.
Слайд 22Промежуточная отчетность – это месячная и квартальная бухгалтерская отчетность, составляемая
нарастающим итогом с начала отчетного года и разрабатываемая в объеме
бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
Слайд 23Годовая отчетность состоит из:
бухгалтерского баланса
отчета о прибылях и
убытках
пояснений к бухгалтерскому балансу и
отчету
о прибылях и убытках
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности
Слайд 24Сводная (консолидированная отчетность) – обобщенная система показателей, отражающих финансовое положение
на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы
взаимосвязанных организаций
Слайд 25Содержание и строение
бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица
в левой части – АКТИВЕ – сгруппированы средства организации с
точки зрения их состава и размещения
в правой части – ПАССИВЕ – источники формирования и целевое назначение средств
Важнейшая особенность баланса – РАВЕНСТВО ИТОГОВ – (сумм) средств, находящихся в его активе и пассиве
Статьи баланса – показатели приведенные в балансе.
Слайд 26Баланс на начало отчетного периода
Слайд 27Влияние хозяйственных
операций на баланс
АКТИВ+Х1-Х1=ПАССИВ
1. Получено с расчетного счета в
кассу для выдачи заработной платы
10000 руб.
Слайд 28Влияние хозяйственных
операций на баланс
АКТИВ=ПАССИВ+Х2-Х2
2. Оплачена задолженность поставщикам за счет
кредита банка на 5000 руб.
Слайд 29Влияние хозяйственных
операций на баланс
АКТИВ+Х3=ПАССИВ+Х3
3. От поставщиков поступили материалы на
сумму 20000 руб.
Расчет не произведен.
Слайд 30Влияние хозяйственных
операций на баланс
АКТИВ-Х4=ПАССИВ-Х4
4. Выдана из кассы заработная плата
10000 руб.
Слайд 31Балансовые уравнения
Приведенные в примере операции представляются простыми балансовыми уравнениями:
АКТИВ+Х1-Х1=ПАССИВ
АКТИВ =ПАССИВ+Х2-Х2
АКТИВ+Х3
=ПАССИВ+Х3
АКТИВ-Х4 = ПАССИВ-Х4
Любая хозяйственная операция не нарушает равенство итогов актива
и пассива баланса.
Слайд 32Виды счетов
Счет имеет форму двусторонней таблицы
Счет (наименование счета)
Дебет
Кредит
«Касса» –счет 50, «Основные средства»– счет
01, «Расчетный счет»– счет 51 …
Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов соответствии с классификацией объектов учета
Слайд 33В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив
различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета
Слайд 34Активные счета – предназначены для учета хозяйственных средств(50–«Касса», 01–«Основные средства»,
51–«Расчетный счет» и др.)
Пассивные счета – предназначены для учета источников
хозяйственных средств ( 80–«Уставной капитал», 60–«Расчеты с поставщиками», 83–«Добавочный капитал» и др.)
Слайд 35Запись на счетах начинается с указания начального остатка или начального
сальдо хозяйственных средств, или их источников
В активных счетах начальный остаток
отражается по дебету а в пассивных – по кредиту счета
Обороты счетов – это суммы всех операций, записанных на сторонах счета.
Слайд 36Дебетовый оборот – итоговая сумма записанная по дебету счета.
Кредитовый
оборот – итоговая сумма записанная по кредиту счета.
Конечный остаток (конечное
сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны.
Конечный остаток записывают на той же стороне, где и начальный остаток
Слайд 37Конечное сальдо в активном счете = начальное сальдо + оборот
по дебету - оборот по кредиту
Остаток записывают по дебету счета
Конечное сальдо в пассивном счете = начальное сальдо + оборот по кредиту - оборот по дебету
Остаток записывают по кредиту счета
Слайд 38Схемы строения
активных, пассивных счетов
Активные счета
Пассивные счета
50 - «Касса», 51 - «Расчеты с поставщиками»,
19 - «НДС по поступлению»,….
80 - «Уставной капитал»,
83 - «Добавочный капитал»,…
Слайд 39Бухгалтерские проводки
Двойная запись – показывает, откуда (или за счет
каких источников) поступили средства и куда направляются
Бухгалтерская проводка – текст
указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму отражаемой хозяйственной операции
Составить бухгалтерскую проводку значит, указать, на какую сторону каких счетов необходимо записать сумму операции
Слайд 40Бухгалтерские проводки
Записать бухгалтерскую проводку операции получения с расчетного счета
в кассу, для выдачи зарплаты рабочим и служащим, 10000 рублей
Дебет
счета «Касса» 10000
Кредит счета «Расчетный счет» 10000
Проводка показывает, что деньги поступили в кассу с расчетного счета
Слайд 42Синтетические и аналитические счета
Синтетический счет – счет, на котором
хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном
виде («Основные средства», «Материалы», «Уставной капитал» и др.)
Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду хозяйственных средств, их источников и процессов, называются аналитическим
Слайд 43синтетический счет состоит из нескольких групп аналитических счетов
Первые (после
синтетического счета) группы счетов аналитического учета называются субсчетами
Субсчет – промежуточное
учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами
Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, но сами они, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом
Слайд 44
Субконто – счет для обозначения объектов аналитического учета, позволяющий детально
раскрыть информацию о средствах предприятия накапливаемых на счетах бухгалтерского учета
Слайд 45 Пример связи между синтетическим счетом, его
субсчетами и аналитическими счетами ( на примере счета «Материалы»)
В дополнение
к данному синтетическому счету открываются субсчета:
«Сырье и материалы»,
«Топливо»,
«Тара и тарные материалы»,
«Запасные части»,
«Строительные материалы», и др.
Слайд 46 Схема связи между синтетическим счетом, его субсчетами и
аналитическими счетами приведена на примере счета «Материалы».
«Материалы» – 10 синтетический
счет
«Топливо» - 10.2 субсчет
«Бензин» - аналитич. счет
«Керосин» аналитич. счет
98
95
Слайд 473 . Классификация
хозяйственных средств
Слайд 48 По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделят
на две группы:
внеоборотные активы, включающие основные средства, нематериальные активы,
оборудования к установке, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и др.
Слайд 49
оборотные активы, состоящие из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных
финансовых вложений и средств текущих расходов; они характеризуются сравнительной быстротой
обращения
Слайд 50 По источникам образования и целевому назначению средства организации подразделяются на:
собственные
(собственный капитал), состоящие из уставного, добавочного и резервного капиталов, накопленной
нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений
Слайд 51заемные или привлеченные (созданные за счет обязательств), формирующиеся за счет
обязательств организации перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками, т.е.
заемных или привлеченных средств;
источником заемных средств предприятия являются долгосрочные и краткосрочные обязательства
Слайд 524. Формализация хозяйственных операций
Слайд 53Содержание примера:
Предприятие ООО «Биг-Сервис» занимается продажей бытовой техники.
ООО «Электронный мир»
- постоянный поставщик
ООО «Рассвет» - покупатель
Для оперативного учета расчетов
с поставщиком и покупателем зарегистрированы лицевые счета.
В бухгалтерии получен счет от поставщика № 2001-100 от 16.04.2006 на оплату бытовой техники на сумму 47580 руб., в т.ч. 7930 НДС (20%): стиральная машина Indesit – 5 шт. по 5700 руб. на сумму 28500 руб, холодильник Stinol – 3 шт. по 6360 руб. на сумму 19080 руб.
Слайд 60 5. Обобщенная технологическая модель автоматизированного бухгалтерского учета
Слайд 62АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Слайд 63План
Особенности и задачи автоматизированных систем бухгалтерского учета (АСБУ)
Общая характеристика рынка
АСБУ
Классификация АСБУ
Сравнительный анализ и выбор АСБУ
Слайд 641. Особенности автоматизированных систем бухгалтерского учета (АСБУ)
Слайд 65разрабатываются применительно к малым, средним и большим предприятиям
используются для целей
управления на уровне отдельного предприятия или отраслевом уровне
ориентируются на разный
вид собственности
используют разный тип настройки
могут быть универсальными и специализированными
Слайд 66Компоненты АСБУ
информационная база объекта управления
программное обеспечение
технические средства
пользователи
Слайд 67Задачи АСБУ
автоматизированное решение всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа
финансовой деятельности, внутреннего аудита
получение достоверной оперативной информации о текущем состоянии
дел на предприятии для принятия на ее основе необходимых управленческих решений
Слайд 68
интеграция оперативного, бухгалтерского, статистического учета на основе единой первичной информации
автоматизация
обработки информации на всех стадиях процесса, начиная со стадии первичного
учета
Слайд 69Функциональные задачи АСБУ
учет труда и заработной платы
учет материальных ценностей
учет основных
средств
учет готовой продукции
учет финансово-расчетных операций
учет затрат на производство
сводный учет
и составление отчетности
Слайд 703. Общая характеристика
рынка АСБУ
Слайд 71На рынке программных продуктов по автоматизации оперативного учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий имеются следующие пакеты прикладных программ: «ПАРУС», «БЕСТ», «АСПЕКТ», «ИНФОСОФТ»,
«1С», « Scala» , «Галактика» и другие
Достоинства программ :
ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребности предприятия
получение всей необходимой отчетности и документов по синтетическому и аналитическому учету
Слайд 72возможность ведения количественного и валютного учета
возможность изменять и дополнять план
счетов, систему проводок, возможность настройки аналитического учета, форм первичных документов
и различных форм отчетности
возможность автоматической печати выходных и первичных документов и т.д.
Слайд 73Основные принципы, реализованные в программных комплексах
интеллектуальность – решение задачи управления
предприятием в отличии от традиционного подхода–регистрации и накопления
интегрированность – «сквозное»
прохождение документов через различные службы фирмы
модульность – возможность поэтапного внедрения системы, гибкое маневрирование
Слайд 74доступность – наличие полного комплекта документации, подсказок, удобство ввода данных
открытость
– возможность взаимодействия с другими программами, работающими в фирме
адаптивность –
наличие мощного механизма настроек, обеспечивающего различные схемы эксплуатации программного комплекса
Слайд 75 Комплексная автоматизация систем бухгалтерского учета обеспечивает:
защиту от простых
и сложных схем «утечки» финансов и товаров путем протоколирования всех
операций
специальные схемы планирования и минимизации налогообложения
оперативный контроль за исполнением, персонала любого уровня, своих функциональных обязанностей
Слайд 76возможность быстро принимать решения об изменениях ассортимента или ценовой политики
по закупкам
средства оперативного реагирования на изменения законодательства без привлечения разработчиков
возможность
построения консолидированной отчетности
основу ведения электронных архивов без дополнительных затрат
Слайд 78 Минибухгалтерия (малый бизнес)
отсутствие специализации бухгалтеров
(1 рабочее место)
единый
журнал операций
оформление небольшого набора первичных документов
формирование отчетности
Слайд 792. Интегрированная бухгалтерская
система (малый и средний
бизнес)
работа на одном компьютере или в локальной сети
ведение
основных учетных функций
и разделов
единый журнал операций
формирование главной книги, баланса, отчетных форм
Слайд 80
3. Компоненты интегрированных систем (крупный бизнес)
подсистема интегрированной системы управления
предприятием (организацией)
Слайд 814. Сравнительный анализ
и выбор АСБУ
Слайд 82 Параметры оценки программ автоматизации бухгалтерского учета :
функциональная полнота
ориентировочная стоимость
сроки
внедрения
эффективность сопровождения системы
Слайд 84Финансово-управленческие системы
Системы предназначены для ведения учета по
одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склад, учет кадров и
т.д.), включают подклассы локальных и малых интегрированных систем
Системами данной группы может воспользоваться практически любое предприятие, которому необходимо управление финансовыми потоками и автоматизация учетных функций
Слайд 85Производственные системы
Системы предназначены для управления и планирования
производственного процесса
Учетные функции глубоко проработаны, но выполняют вспомогательную роль и
не всегда возможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает из других модулей
Слайд 86Производственные системы
Ядром каждой производственной системы являются воплощенные
в ней рекомендации (стандарты) по управлению производством
Стандарты представляют собой описание
общих правил, по которым должно производится планирование и контроль различных стадий производственного процесса:
потребностей в сырье
закупок
загрузки мощностей
распределения ресурсов пр.
Слайд 87Стандарты по управлению производством
MRP – планирование материалов для
производства
MRP-II – планирование всех производственных ресурсов (включая оборудование)
ERP – планирование
всех ресурсов предприятия (включая управление заказами и финансами)
CSRP– планирование всех ресурсов и взаимодействия с клиентами
Слайд 88Стандарт MRP
MRP – обеспечивает минимизацию издержек, связанных со складскими запасами,
определяет объемы и сроки заказа на поставки комплектующих на основании
данных прогноза продаж, спецификации изделия, технологической карты и состояния запасов., появился в 70-х годах
Впервые в полном объеме потребовались компьютерные ресурсы, т.к вручную расчеты по соответствующим алгоритмам реализовать было нереально
Слайд 89Стандарт MRP
Серьезный недостаток - отсутствие учета
и планирования производственных ресурсов (мощностей) (учета и планирования загрузки оборудования
и персонала, учета стоимости рабочего и машинного времени и на их основании расчета планируемых и учета фактических затрат)
Слайд 90Стандарт MRP-II
MRP-II - стандарт предлагает ряд способов решения задач управления
производством (формирование плана предприятия, планирование продаж, планирование производства, планирование потребностей
в материальных ресурсах и производственных мощностей, оперативное управление производством)
Слайд 91Стандарт ERP
ERP – основным отличием данной методологии от предшествующей, является
ориентация на работу с финансовой информацией, возможность планирования не только
производственных, но и других ресурсов предприятия
Слайд 92Стандарт ERP
В методологии ERP появились дополнительные функции:
прогнозирование спроса
управление проектами
ведение технологической информации
управление затратами
управление финансами
управление кадрами
Слайд 93Стандарт CSRP
Предложен компанией SYMIX, сущность его – при планировании и
управлении компанией необходимо учитывать не только основные производственные и материальные
ресурсы предприятия, но и все те, которые обычно рассматриваются как «вспомогательные» или «накладные»
Слайд 94Стандарт CSRP
Это ресурсы, потребляемые во время маркетинговой деятельности,
послепродажного обслуживания проданных товаров, перевалочных и обслуживающих операций, а также
внутрицеховые ресурсы, т.е. элементы всего жизненного цикла товара
Правильно управлять стоимостью товара, понимать, сколько стоит продвижение, производство и обслуживание товара данного типа, необходимо учитывать все элементы его функционального жизненного цикла
Слайд 95Требования
к применению стандартов
определение структуры предприятия
определение соответствующего плана счетов
определение структуры
складов
описания хранимых запасов
описания хозяйственных операций и соответствующих
проводок
Слайд 96
описания стратегии статистического управления запасами
описания центров затрат
описания технологического оборудования и
технологий производства
настройки алгоритмов планирования
прогнозирования и управления всех уровней
Слайд 97Программный комплекс автоматизации управления предприятием – «1С:»
Слайд 98« 1С: Бухгалтерия »
Предназначена для учета наличия и
движения средств предприятия
Представлена возможность ведения бухгалтерских операций в реальном режиме
времени, в аналитических и синтетических разрезах
учет основных средств
учет банковских операций
учет кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами
учет движения материальных ценностей и складской учет
сводный бухгалтерский учет и типовая отчетность