Слайд 3Раздел I
Предмет и задачи курса
Предмет и задачи курса
Слайд 4Личный профессиональный план
Личный профессиональный план – это обоснованное представление об
избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах
профессионального роста.
Предмет и задачи курса
1
Слайд 5Структура ЛПП
По мнению Е.А.Климова, профессиональный план должен содержать:
Предмет и задачи
курса
главную цель;
ближайшие задачи;
более отдаленные цели;
пути и средства достижения ближайших целей;
внешние
сопротивления на пути достижения цели;
внутренние условия достижения цели;
запасные варианты.
2
Слайд 6• недостаток знаний о мире профессий;
• недостаток знаний о содержании деятельности различных
типов профессий;
• недостаток знаний о рынке труда;
• неумение адекватно оценивать свои склонности
и возможности;
• неумение соотносить свои возможности с требованиями, которые предъявляет профессия.
Предмет и задачи курса
Основные проблемы выбора профессии
3
Слайд 72) познакомить тебя с многообразием мира профессии;
1) раскрыть психологические особенности
личности;
3) помочь выбрать тебе сферу будущей профессиональной деятельности.
Предмет и задачи
курса
Цели курса
4
Слайд 8Основные разделы программы курса
Предмет и задачи курса
Предмет и задачи курса.
Познавательные
процессы и способности личности.
Психология личности.
Мир профессий.
Профессиональное самоопределение.
Подготовка к будущей карьере.
5
Слайд 9Раздел II
Познавательные процессы и способности личности
Познавательные процессы и способности личности
Слайд 10Память
Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим,
говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент
воспроизводить.
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.1. Память. Внимание.
1
Слайд 11Процессы памяти
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.1. Память. Внимание.
2
Процессы памяти
Запоминание
Сохранение
Воспроизведение
запечатление
непроизвольное
запоминание
заучивание
собственно сохранение
забывание
узнавание
собственно воспроизведение
припоминание
Слайд 12Виды памяти
Память
Познавательные процессы и способности личности
По объекту
запоминания
По степени
волевой регуляции
По
длительности
сохранения в памяти
По органам
чувств
Образная
Словесно-логическая
Двигательная
Эмоциональная
Произвольная
Непроизвольная
Кратковременная
Долговременная
Оперативная
Зрительная
Слуховая
Моторно-слуховая
Зрительно-моторно-слуховая
Тема 2.1. Память. Внимание.
3
Слайд 13Группировка
1 33 21 123 43 8 678 9 35 29 3 289 135 2 45 77 999 0
Пусть нам дан определенный набор чисел:
Прием группировки заключается в
том, чтобы разбить множество всех данных чисел на несколько групп:
Слайд 14Выделение опорных пунктов
Принципом данного приема является выделение из какого-либо содержания
главной мысли, запомнив которую можно было бы восстановить исходное содержание,
например:
Отрывок из сказки про колобка:
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
- Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Эту часть сказки можно запомнить, сохранив в своей памяти фразу «изготовление колобка». Это и есть опорный пункт этого отрывка.
Слайд 15План
Принципом данного приема запоминания является выделение из всего объекта некоторых
опорных пунктов, с помощью которых можно полностью восстановить всю первоначальную
картину. Например, чтобы запомнить сказку про колобка, достаточно запомнить несколько опорных пунктов:
изготовление колобка;
побег от дедушки и от бабушки;
встреча с зайцем;
встреча с волком;
встреча с лисой.
Слайд 16Классификация
Давайте попробуем классифицировать несколько видов транспорта: автобус, троллейбус, автомобиль, авиалайнер,
теплоход, истребитель, паром, дирижабль, мотоцикл.
Транспорт
Водный
Наземный
Воздушный
Общественный
Личный
автобус
троллейбус
автомобиль
мотоцикл
Пассажирский
теплоход
Грузовой
паром
Пассажирский
авиалайнер
дирижабль
Военный
истребитель
Слайд 17Приемы запоминания
Для развития различных видов памяти существуют следующие приемы
и методы запоминания:
группировка – разбивка материала на группы по каким-либо
основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);
выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.);
план - совокупность опорных пунктов;
классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.1. Память. Внимание.
4
Слайд 18Внимание
«Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь» (С.Ожегов).
Познавательные
процессы и способности личности
«Внимание – это концентрация сознания на одном
объекте при одновременном его отвлечении от других объектов» (Г.В.Разумова).
Тема 2.1. Память. Внимание.
5
Слайд 19Отрывок из письма известного английского политика и дипломата XIX века
лорда Честерфильда своему сыну:
«Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток
внимания – это недостаток мысли, иначе говоря – либо глупость, либо безумие».
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.1. Память. Внимание.
6
Слайд 20Виды внимания
Внимание
Познавательные процессы и способности личности
Произвольное
Непроизвольное
Тема 2.1. Память. Внимание.
7
Слайд 21Произвольное и непроизвольное внимание
Произвольное внимание проявляется в форме волевого усилия,
то есть человек сам направляет свою деятельность на что-то.
Познавательные процессы
и способности личности
Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека под действием каких-нибудь раздражителей.
Тема 2.1. Память. Внимание.
8
Слайд 22Качества внимания
1. Концентрация – удержание внимания на чем-нибудь при отвлечении
от всего основного.
2. Устойчивость – длительное удержание внимания на чем-нибудь.
3.
Объем – количество объектов, воспринимаемых сознанием одновременно.
4. Распределение - концентрация сознания на двух или нескольких объектах в одно и то же время.
5. Переключение – быстрый переход внимания с одного объекта на другой.
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.1. Память. Внимание.
9
Слайд 23Формы чувственного познания
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.2. Ощущение. Восприятие.
Представление. Воображение.
ощущение - отражение отдельных свойств предметов
восприятие - отражение предмета
в целом, целостный образ предмета
представление - сохранившийся образ
предметов
1
Слайд 24Воображение
Воображение, фантазия – это возникновение в голове человека образов, никогда
ранее в целом не воспринимавшихся.
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.2.
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.
2
Слайд 25Мышление
Мышление – это процесс деятельности мозга, главным образом сознания. Оно
характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы.
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.3. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.
1
Слайд 26Основные формы рационального мышления
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.3. Мышление.
Особенности …
понятие
умозаключение
суждение
2
Слайд 27Основные операции мышления
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.3. Мышление. Особенности
…
3
Операции мышления
Анализ
Синтез
Сравнение
Абстрагирование
Конкретизация
Обобщение
Слайд 28Основные качества мышления
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.3. Мышление. Особенности
…
4
Качества ума
Быстрота
Самостоятельность
Критичность
Гибкость
Широта
Слайд 29Интеллектуальная сфера
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.3. Мышление. Особенности …
5
Интеллектуальная
сфера – это область психики, характеризующаяся видами мышления (познавательное, творческое,
саногенное, патогенное), стилем мышления (аналитический склад ума, образно емышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация и др.), познаваьельными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать её, сделать выводы, применить знания), умениями учиться, внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.
Слайд 30Интеллект
Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и
хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Познавательные процессы и способности личности
Тема
2.3. Мышление. Особенности …
6
Слайд 31Типы интеллекта
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.3. Мышление. Особенности …
лингвистический
музыкальный
логико-математический
пространственный
7
Слайд 32Способности
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той
или иной продуктивной деятельности.
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.4. Способности.
Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Способности – качества, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности.
1
Слайд 33Общие способности
Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят
от сформированности познавательных процессов – мышления, памяти, внимания
Познавательные процессы и
способности личности
Тема 2.4. Способности. Виды …
2
Слайд 34Специальные способности
Специальные способности – это способности в какой-либо области знаний
и деятельности.
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.4. Способности. Виды …
Специальные
способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.
3
Слайд 35Разновидности специальных способностей
Познавательные процессы и способности личности
Тема 2.4. Способности. Виды
...
литературные
технические
организаторские
математические
педагогические
художественные
4
Слайд 36Раздел III
Психология личности
Психология личности
Слайд 37Психология личности
Тема 3.1. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.
Тип нервной системы
Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной
системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
1
Слайд 38Психология личности
Тема 3.1. Типы нервной …
Темперамент и свойства нервной системы
2
Слайд 39Психология личности
Тема 3.1. Типы нервной …
Темперамент
Темперамент – это качество личности,
определяющее активность и эмоциональность поведения человека.
3
Слайд 40Психология личности
Тема 3.1. Типы нервной …
Характер
Характер – это совокупность устойчивых
индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении,
обуславливающая типичные для него способы поведения.
4
Слайд 41Психология личности
Тема 3.1. Типы нервной …
Виды черт характера
по отношению к
людям
(общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие)
по отношению к деятельности
(добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность)
по отношению к общественной и личной собственности (аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость)
по отношению к себе
(скромность, самокритичность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм)
5
Слайд 42Психология личности
Тема 3.1. Типы нервной …
Самооценка
Самооценка – это способность оценивать
себя самого.
Самооценка – оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств
и недостатков называется самооценкой.
6
Слайд 43Психология личности
Тема 3.2. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни
человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.
Самоопределение
Самоопределение – это определение
себя в дальнейшей жизни.
1
Слайд 44Психология личности
Тема 3.2. Самоопределение …
Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение – это определение
себя относительно какой-либо профессии или трудовой деятельности и самореализация в
этой сфере.
2
Слайд 45Психология личности
Мотив
Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех
действий и поступков человека.
Мотив – (от лат. movere - приводить
в движение, толкать)
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Тема 3.2. Самоопределение …
3
Слайд 46Психология личности
Тема 3.2. Самоопределение …
Мотивация
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность
организма и определяющие ее направленность.
4
Слайд 47Психология личности
Тема 3.2. Самоопределение …
Виды мотивации
5
Мотивация
Профессиональная
Внепрофессиональная
актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии
и путей ее получения, профессиональный рост и карьера)
важнее вопросы, не
связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным)
Слайд 48Психология личности
Тема 3.2. Самоопределение …
Пирамида А.Маслоу
6
потребности
первичные
вторичные
Слайд 49Психология личности
Тема 3.2. Самоопределение …
Потребность
Потребность – испытываемая человеком нужда в
определенных условиях жизни и развития.
7
Слайд 50Психология личности
Тема 3.3. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы
разрешения конфликтов.
Общение
Общение – это обмен между людьми информацией, знаниями или
эмоциями.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
1
Слайд 51Психология личности
Тема 3.3. Общение. Деловое …
Конфликт
Конфликт – это столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов
взаимодействия.
Конфликт – это столкновение людей, групп или организаций, причиной которого является противоречие в целях и ценностях или желание получить ресурс, имеющийся в ограниченном количестве.
2
Слайд 52Психология личности
Тема 3.3. Общение. Деловое …
Ситуационные задачи
Задача №1
Ученик 10 класса
на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница
химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку…
Задача №2
Урок биологии ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока раскрывается дверь, и без разрешения входят трое учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как положено. Учащиеся выходят в коридор, через минуту открывается дверь, и они вползают в класс на четвереньках…
3
Слайд 53Раздел IV
Мир профессий
Мир профессий
Слайд 54Тема 4.1. Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание,
характер, процесс и условия труда
1
Этапы профессионального самоопределения
Мир профессий
Слайд 55Тема 4.1. Понятие профессии, …
2
Просто я работаю…
Мир профессий
Слайд 56Тема 4.1. Понятие профессии, …
3
Профессия
Профессия – это род трудовой деятельности,
требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником
существования.
Мир профессий
Слайд 57Тема 4.1. Понятие профессии, …
4
Врач, хирург, пластический хирург
Врач
Хирург
Пластический хирург
профессия
специальность
специализация
Мир профессий
Слайд 58Тема 4.1. Понятие профессии, …
5
Специальность
Специальность – это вид занятия в
рамках одной профессии.
Мир профессий
Слайд 59Тема 4.1. Понятие профессии, …
6
Специализация
Специализация – это более узкая сфера
деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и
навыков и концентрация деятельности в этой области.
Мир профессий
Слайд 60Тема 4.1. Понятие профессии, …
7
Мир профессий
Слайд 61Тема 4.1. Понятие профессии, …
8
Квалификация
Квалификация – это степень готовности к
какому-либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом.
Мир профессий
Слайд 62Тема 4.1. Понятие профессии, …
9
Характеристика
Характеристика – это описание характерных, отличительных
свойств, достоинство кого- чего-нибудь.
Мир профессий
Слайд 63Тема 4.1. Понятие профессии, …
10
Характеристика труда
Характер труда
Процесс труда
Условия труда
умственный
физический
содержание труда
предмет
труда
средства труда
бытовой микроклимат
открытый воздух
необычные условия
повышенная моральная ответственность
Мир профессий
Слайд 64Тема 4.1. Понятие профессии, …
11
Характер труда
По характеру труда профессии делятся
на 2 группы:
преимущественно физического труда;
преимущественно умственного труда.
Мир профессий
Слайд 65Тема 4.1. Понятие профессии, …
12
Процесс трудовой деятельности человека
Процесс труда включает
в себя 3 составляющих: содержание труда, предмет труда и средства
труда.
• Содержание труда – это состав трудовых функций и их объём (т.е., что делает человек во время своей работы и в каком объеме);
• Предмет труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей (природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ);
• Средства труда – это средства при помощи которых человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ. Это орудия производства (машины, инструменты, оборудование, приборы, автоматические устройства), а также производственные помещения, земля, дороги, линии электропередач и т.д.).
Мир профессий
Слайд 66Тема 4.1. Понятие профессии, …
13
Условия труда
Условия труда – это совокупность
факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека
в процессе труда.
Мир профессий
Слайд 67Тема 4.2. Классификация профессий. Формула профессий. Понятие профессиограммы.
1
Классификация
Классификация – это
осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то
важным признакам.
Мир профессий
Слайд 68бытовой микро-климат
Б
Тема 4.2. Классификация профессий …
2
по условиям труда (группы
профессий)
Мир профессий
открытый воздух
О
необычные условия
Н
повышенная моральная ответственность
М
профессии ручного
труда
Р
по средствам (орудиям) труда (отделы профессий)
профессии механизированного труда
М
профессии автоматизированного труда
А
профессии с функциональными орудиями труда
Ф
гностические
Г
по цели труда (классы профессий)
преобразующие
П
изыскательские
И
человек - природа
П
по предмету труда (типы профессий)
человек - техника
Т
человек - человек
Ч
человек - знаковая система
З
человек - художественный образ
Х
Классификация профессий
по Е.А. Климову
Слайд 69Тема 4.2. Классификация профессий …
3
Цель труда
Цель труда – это прогнозирование
и планирование результатов деятельности (предполагаемый результат).
Мир профессий
Слайд 70Тема 4.2. Классификация профессий …
4
Орудия труда
Орудия труда – это машины,
механика, инструменты, приспособления, приборы, автоматические устройства, функциональные особенности человека (тело,
голос, умственные способности и т.д.).
Мир профессий
Слайд 71Тема 4.2. Классификация профессий …
5
Профессиограмма
Профессиограмма – это подробное описание профессии,
включающее предмет, задачи, средства и условия трудовой деятельности, экономические характеристики,
требования к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическими особенностями человека.
Мир профессий
Слайд 72бытовой микро-климат
Б
1
по условиям труда (группы профессий)
Мир профессий
открытый воздух
О
необычные
условия
Н
повышенная моральная ответственность
М
профессии ручного труда
Р
по средствам (орудиям)
труда (отделы профессий)
профессии механизированного труда
М
профессии автоматизированного труда
А
профессии с функциональными орудиями труда
Ф
гностические
Г
по цели труда (классы профессий)
преобразующие
П
изыскательские
И
человек - природа
П
по предмету труда (типы профессий)
человек - техника
Т
человек - человек
Ч
человек - знаковая система
З
человек - художественный образ
Х
Классификация профессий
по Е.А. Климову
Тема 4.3. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Слайд 73Тема 4.3. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
2
Мир профессий
Ведущие предметы труда
в типах профессий
Слайд 74Тема 4.4. Характеристика профессий типа «человек - человек».
1
Мир профессий
Подтипы профессий
типа
«человек-человек»
Торгово-сервисное обслуживание.
Лечение.
Обучение, воспитание, культурно-просветительская работа.
Защита прав
и безопасности.
Организация и управление.
Слайд 75Тема 4.4. Характеристика профессий типа «человек - человек».
2
Мир профессий
ПВК профессий
типа
«человек-человек»
коммуникабельность;
выдержка;
такт;
хорошая память и др.
Слайд 76Тема 4.4. Характеристика профессий типа «человек - человек».
3
Мир профессий
Профессионально важные
качества
Профессионально важные качества профессий (ПВК) – это те качества личности,
характера, особенности познавательной сферы человека, которые необходимы для успешного освоения данной профессии.
Слайд 77Тема 4.5. Характеристика профессий типа «человек - техника».
1
Мир профессий
Представители профессий
типа «человек-техника»
Слайд 78Тема 4.5. Характеристика профессий типа «человек - техника».
2
Мир профессий
Подтипы профессий
типа
«человек-техника»
Сборка и наладка оборудования.
Ремонт оборудования.
Разработка, создание техники.
Управление машинами.
Обработка материалов.
Слайд 79Тема 4.5. Характеристика профессий типа «человек - техника».
3
Мир профессий
ПВК профессий
типа
«человек-техника»
хорошая координация движений, точность;
определенность действий;
высокая исполнительская дисциплина;
аккуратность;
развитое техническое мышление;
высокая работоспособность
и др.
Слайд 80Тема 4.6. Характеристика профессий типа «человек – знаковая система».
1
Мир
профессий
Образцы видов информации
Слайд 81Тема 4.6. «Человек – знаковая система».
2
Мир профессий
Подтипы профессий типа
«человек-знаковая
система»
Редактирование.
Расчеты и вычисления.
Переработка и анализ информации.
Изготовление
чертежей.
Прием и передача сигналов.
Слайд 82Тема 4.6. «Человек – знаковая система».
3
Мир профессий
Задание 1
Отредактируйте текст.
«Светлана
Григорьевна, сейчас у нас нет тех материалов, которые Вас интересуют.
Однако наша компания специализирующаяся на количественных и качественных исследованиях в регионах России и других странах бывшего СССР, была бы заинтересована в развитии деловых отношений с вашей фирмой.
Виталий Калинин»
Слайд 83Тема 4.6. «Человек – знаковая система».
4
Мир профессий
Задание 2
Вычислите:
при x = 12, x = 35
Слайд 84Тема 4.6. «Человек – знаковая система».
5
Мир профессий
Задание 3
Начертите план
кабинета.
Слайд 85Тема 4.6. «Человек – знаковая система».
6
Мир профессий
ПВК профессий типа
«человек-знаковая
система»
абстрактное мышление;
устойчивое внимание;
хорошая память, воображение;
уравновешенность;
сосредоточенность, усидчивость;
грамотность.
Слайд 86Тема 4.7. Характеристика профессий типа «человек - природа».
1
Мир профессий
Подтипы профессий
типа
«человек-природа»
Выращивание и уход за растениями.
Работа над ландшафтным дизайном.
Работа с животными.
Работа с микроорганизмами.
Поиск природных ресурсов.
Обработка и переработка природных ресурсов.
Слайд 87Тема 4.7. Характеристика профессий типа «человек - природа».
2
Мир профессий
ПВК профессий
типа
«человек-природа»
любовь к природе;
наблюдательность;
настойчивость;
выдержка;
самостоятельность в мышлении и поведении.
Слайд 88Тема 4.8. Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».
1
Мир профессий
Подтипы
профессий типа
«человек-
художественный образ»
Изобразительная деятельность.
Музыкальная деятельность.
Литературно-художественное творчество.
Актерско-сценическая деятельность.
Создание красоты.
Слайд 89Тема 4.8. «Человек – художественный образ».
2
Мир профессий
ПВК профессий типа
«человек-
художественный образ»
творческое
воображение;
образное мышление;
талант;
трудолюбие и др.
Слайд 90Раздел V
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
Склонности, интересы и
мотивы в профессиональном выборе
Слайд 91Тема 5.1. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).
Склонности
и интересы
Склонности – это расположение личности к той или иной
деятельности, предпочтение этой деятельности перед другими.
Интересы – избирательное, эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям, сопровождающееся стремлением познать их и овладеть ими.
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
1
Слайд 92Тема 5.1. Склонности, интересы …
Хочу
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном
выборе
Личные цели и ценности
(профессиональные
интересы и склонности)
2
Слайд 93Тема 5.2. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.
Профпригодность. Понятие компенсации способностей.
Могу
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном
выборе
Проблема
человеческих
возможностей
(физиологических,
психических)
1
Слайд 94Тема 5.2. Возможности личности…
Профессиональная пригодность
Профессиональная пригодность – это степень соответствия
профессиональных возможностей человека требованиям профессии.
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном
выборе
2
Слайд 95Тема 5.2. Возможности личности…
Абсолютная и относительная профпригодность
Склонности, интересы и мотивы
в профессиональном выборе
3
Профпригодность
Абсолютная
Профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы
человека и требует отбора
Относительная
Практически любой человек может овладеть данной профессией
Слайд 96Тема 5.2. Возможности личности…
Компенсация способностей
Компенсация способностей – это возмещение недостающих
или плохо развитых качеств за счет других.
Склонности, интересы и мотивы
в профессиональном выборе
4
Слайд 97Тема 5.3. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах
(«надо»).
Карта города
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
1
парк
р. Волга
завод
магазин
школа
школа
больница
магазин
магазин
банк
кафе
ресторан
завод
Слайд 98Тема 5.3. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах
(«надо»).
Социальный заказ
Социальный заказ – это потребность общества в условиях, обеспечивающих
его воспроизводство и развитие.
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
2
Слайд 99Тема 5.3. Социальные проблемы…
Рынок труда
Рынок труда – это сфера формирования
спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется
продажа рабочей силы на определенный срок.
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
3
Субъектами рынка труда являются:
•
•
•
работодатели и их представители (союзы);
работники и их представители (профсоюзы);
государство и отдельные органы.
Слайд 100Тема 5.3. Социальные проблемы…
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
4
Надо
Потребности
рынка труда
Слайд 101Тема 5.4. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих
«хочу» – «могу» - «надо».
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном
выборе
1
Надо
Хочу
Могу
Слайд 102Тема 5.4. Выбор профессии…
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
2
Надо
Хочу
Могу
Слайд 103Тема 5.4. Выбор профессии…
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
3
Надо
Могу
Хочу
Слайд 104Тема 5.4. Выбор профессии…
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
4
Ваня
Иванов - замечательный мальчик, учащийся 9 класса. Его мама часто
уезжает в командировки и мальчику приходится готовить еду на всю семью. Однако, это не раздражает Ваню, так как готовить ему очень нравится. Он очень общительный человек, у него много друзей, которых он любит угощать блюдами, приготовленными своими руками по собственным рецептам. К тому же, Иван замечательно играет на гитаре и хорошо поет. Из всех школьных предметов самым любимым предметом Вани является литература. Он очень любит читать, а вот математика ему не дается.
По окончании школы Иван решил стать экономистом, так как убежден, что представители этой профессии много зарабатывают. Город, где живет Ваня, очень молодой, в нем много строящихся объектов, предприятий общественного питания.
Иван очень ответственно подошел к выбору профессии. Он решил узнать в городском Центре занятости населения, какие профессии пользуются наибольшим спросом на городском рынке труда. Выяснилось, что это крановщики, газосварщики с зарплатой 7 тыс. рублей, библиотекарь с зарплатой 2 тыс. рублей, бухгалтер с зарплатой 5 тыс. рублей, повар с зарплатой 6 тыс. рублей, инженеры с зарплатой 5-7 тыс. рублей
Слайд 105Тема 5.5. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.
Рекомендации по выбору профессии.
Ошибки при выборе профессии
Склонности, интересы и
мотивы в профессиональном выборе
1
К ошибкам, возникающим при выборе профессии относятся:
увлечение внешней или частной стороной профессии;
выбор «за компанию» с друзьями;
неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
незнание пути получения профессии;
неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
отождествление школьного учебного предмета с профессией;
устарелое представление о характере труда в сфере материального производства;
неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).
Слайд 106Тема 5.5. Мотивационные факторы …
Рекомендации по выбору профессии
Склонности, интересы и
мотивы в профессиональном выборе
2
Каждый сам выбирает свою профессию и сам
должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуго-выми).
Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
Слайд 107Раздел VI
Подготовка к будущей карьере
Подготовка к будущей карьере
Слайд 108Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.
Карьера
Карьера – успешное продвижение
по выбранному пути и, как следствие, получение более высокого статуса,
больших полномочий, власти, денег.
Карьера – это результат осознанного поведения, направленного на формирование опыта и успех в трудовой деятельности на протяжении рабочей жизни человека.
Подготовка к будущей карьере
1
Слайд 109Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.
Виды карьеры
Вертикальная карьера –
это продвижение с более низких на более высокие ступени «служебной
лестницы».
Горизонтальная карьера – это такое изменение положения работника, при котором он либо изменяет свой профессиональный статус (категория, разряд, степень), либо просто меняет свои занятия, не повышая и не понижая своего положения в организации.
Подготовка к будущей карьере
2
Слайд 110Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.
Должность
Должность – это определенный
статус человека, обусловленный обязанностями, возложенными на него для безусловного выполнения.
Подготовка
к будущей карьере
3
Слайд 111Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.
Внешняя и внутренняя оценка
карьеры
Внутренняя оценка карьеры – это соотношение между целями и притязаниями
человека и реальным положением, которого он достиг.
Внешняя оценка карьеры – это оценка, которая исходит от других людей.
Подготовка к будущей карьере
4
Слайд 112Желаем успешной профессиональной деятельности!