Слайд 1Лекция 16. Человек как предмет воспитания
Слайд 2Вопросы:
Вопрос 1. Развитие, формирование и воспитание человека
Вопрос 2. Способы воспитательного
воздействия
Вопрос 3. Виды и стили воспитания
Слайд 3Развитие, формирование и воспитание человека
Феномен воспитания:
передачу социального опыта и мировой
культуры;
воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Слайд 4Способы воспитательного воздействия
Для решения воспитательных задач всегда целесообразно выбирать
разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор зависит от
специфики поставленных целей и задач.
В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.
Слайд 5Методы воспитания проявляют свое содержание через:
непосредственное влияние воспитателя на воспитанника
(посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера,
авторитета, просьбы, совета);
создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
Слайд 6совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
процессы обучения и самообразования
и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе
дружеского и профессионального общения;
погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Слайд 7Виды и стили воспитания
Виды воспитания
классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их
достижения.
Слайд 8По институциональному признаку выделяют:
Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности
ребенка в условиях семьи.
Школьное воспитание — это организация учебной
деятельности и жизни детей в условиях школы.
Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами.
Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре
Слайд 9Воспитание по месту жительства — это организация общественно полезной деятельности
детей и молодежи в микрорайоне проживания.
Авторитарное воспитание — тип воспитания,
в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми.