Слайд 1ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОПАСНОСТЕЙ
АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ
(ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Изучает закономерности
происхождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе
безопасной трудовой деятельности
Слайд 22 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Психология — это наука о психическом отражении
действительности в процессе деятельности человека.
Психология труда изучает психологические аспекты
трудовой деятельности.
Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами.
Слайд 33 Структура психики
психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память и
др.);
свойства (темперамент, характер и др.);
состояние (утомление, психическая напряженность,
стресс, пароксизмальное состояние (припадки, обострения…), лекарственная, наркотическая или алкогольная астения и др.).
Слайд 44 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Память
Слайд 55 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Внимание — это направленность
сознания на определенные объекты
Восприятие (перцепция) (esse est percipi -
жить –значит ощущать)
мышление - это процесс познаватель-ной активности, характеризующийся обобщенным отражением действительности.
Слайд 66 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Чувства — это оперативное
отражение в сознании человека его реальных отношений, то есть потребностей
субъекта, к значимым для него объектам.
Чувства, способствующие травматогенным ситуациям:
аутистичность,
фобии,
идиосинкразии
Слайд 77 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Эмоции — это непосредственное
переживание какого-либо чувства.
Аффекты - эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком
Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.
Особая тема – влюбленность!
Воля — это форма психической активности человека
Слайд 88 ТЕМПЕРАМЕНТ –
интенсивность, скорость, темп, ритм
психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого
человека — силы, подвижности и возбудимости.
Сангвиник — человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.
Флегматик — человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.
Холерик — возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.
Меланхолик — человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он быстрее устает.
Слайд 99 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Стресс является не только целесообразной
защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой
деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Слайд 1010 СТРЕСССОРЫ
давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа
и т. п.);
изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между
рабочими (операторы современного предприятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных помещениях);
однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);
недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходимость действия возникает редко);
различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры и т. п.).
Слайд 1111 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Утомление — это временное
состояние органов или целого организма, характеризу-ющееся снижением работоспособности в результате
длительной или чрезмерной нагрузки
Слайд 1212 Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение
физиологический дискомфорт, то есть несоответствие
условий обитания нормативным требованиям;
биологический страх;
дефицит времени на обслуживание;
повышенная трудность
задачи;
повышенная значимость ошибочных действий;
наличие релевантных (значимых) помех;
неуспех вследствие объективных обстоятельств;
дефицит информации для принятия решения;
недогрузка информацией (сенсорная депривация);
перегрузка информацией;
конфликтные условия, то есть условия, при которых выполне -ние одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.
Слайд 1414 ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Пароксизмальные состояния (выражается в
безразличии, вялости, скованности, заторможенности, затруднении переключения внимания, замедлении темпа мышления)
Употребление
спиртных напитков (ухудшение реакции, критичности мышления и т.п.)
Посталкогольная астения (похмелье)
Слайд 1515 ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Аффективные состояния (аффект —
взрыв эмоций), возникающие вследствие обид, оскорблений, профессиональных неудач и бытовых
конфликтов; сужение объема сознания
Конфликт Поведение срыва
Тревога Страх Испуг
Слайд 1616 Поведение толпы
Нарастающее обоюдо- направленное эмоциональное заражение, а также
слухи
Отсутствие ясных целей и структуры
Длительное употребление алкоголя приводит к
алкоголизму
Массовая паника —
один из видов поведения толпы
Слайд 1717 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам:
1) по незнанию этих требований;
2) по нежеланию выполнять известные
ему требования безопасности;
3) в связи с неумением выполнить требования;
4) в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от человека).
Слайд 1818 Причины возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев
Нарушение
мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия
Нарушение ориентировочной
части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.), вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.
Слайд 1919 Обучение безопасному поведению
Этапы формирования навыка:
1) ознакомительный,
2)
подготовительный (аналитический),
3) стандартизирующий (синтетический), 4) варьирующий (ситуативный).
Слайд 2020 Формирование профессиональных навыков
1) первоначальное овладение
действиями,
2) уточнение и объединение действий
3) закрепление действий вплоть
до автоматизации.