Слайд 1Что такое культура?
Что представляет собой духовная сфера?
Какова структура духовной
сферы?
Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
Какие особенности характеризуют
духовную жизнь современной России?
Слайд 2Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В
каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы понимаете смысл этой притчи?
О чем мы будем говорить на уроке?
Слайд 3Мораль
План урока:
1. Мораль, нравственность.
2. Основные ценности и нормы морали.
3.
Добро и зло
Слайд 4Почему человечество не может существовать без морали?
Слайд 5Задание по учебнику:
Страница 55, выпишите золотое правило морали.
Прочитайте пункт «Мораль,
нравственность» на стр. 55-57 и ответьте на вопросы:
1. Объясните понятия:
мораль, нравственность, нравы.
2. Как эти понятия соотносятся между собой?
Слайд 6Словарь:
Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение
к людям и окружающей среде, к самому себе с позиции
добра и зла, справедливости и несправедливости.
Слайд 7Словарь:
Нравственность – совокупность людских нравов, практические поступки людей.
Слайд 8Словарь:
Нравы- практическое поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.
Слайд 9 Пирамида морали
Мораль
Нравственность
Нравы
Слайд 10Соотношение морали и нравственности
мораль = нравственность
Мораль
мораль ≠ нравственность
Нравственность
Это совокупность людских нравов практические поступки людей
Это мысли, идеи о
том, как нужно правильно, по-доброму поступать
Слайд 11Основное противоречие морали:
Человек знает, что такое добро, однако, склонен поступать
зло, аморально.
Слайд 121.Что такое ценности?
2.Менялись ли ценности с течением истории?
3.Существуют ли одинаковые
для всех людей ценности?
4. Существует ли «высшая ценность»?
Слайд 13Словарь:
Ценности – все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо
для жизни, к чему относятся с волнением, уважением, почтением, признанием.
Слайд 14Страница 58-59. Выпишите высшие моральные ценности.
………….
………….
………….
Слайд 16Заполните таблицу:
«Моральные ценности»
Слайд 17Мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о
добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение
которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.
Слайд 18Существует ли наука, изучающая мораль и нравственность?
Слайд 19Этика
философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.
Слайд 20Страница 59-62. Что такое добро и зло?
Слайд 21Словарь:
Добро – это то, что хорошо для всех людей и
для каждого отдельного человека
Слайд 22Добро – это стремление к человечности гуманизму, к улучшению жизни.
Добро
– это доверие, справедливость, милосердие, права, человека и свобода, нравственность,
демократия и т д.
Слайд 23Словарь:
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.
Слайд 24Зло - это
Зависть
Ложь
Лень
Лесть
Жадность
Ненависть
Агрессия
Презрение
Недовольство
Слайд 25 «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада,
злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать
плохие поступки, разжигает вражду».
С.И. Ожегов
Слайд 26Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром
Священное Писание
Слайд 28Только сам человек решает, как поступить в той или иной
ситуации, какую дорогу ему выбрать.
ДОБРО
Слайд 29Домашнее задание:
§ 7, вопросы страница 62
написать мини-сочинение на тему
«Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»