Слайд 1Что такое Морозовск?
Презентацию выполнила:
Зав. библиотекой МБОУ СОШ № 4
г.
Морозовска Ростовской области
Череповская Светлана Ивановна
Слайд 2Очень часто, когда приезжаешь в другую местность и люди слышат
название населённого пункта, откуда ты приехал, они удивляются, - А
разве есть такой город?
Вот я и хочу рассказать об этом удивительном, затерянном в степях городишке, который имеет свою историю.
Слайд 3На просторах дикого поля…
История заселения территории Морозовского района в современных
его границах уходит в далекую древность.
Эти края русичи называли Диким
полем. «Места дикие, незнаемые…» - писал о них летописец. Видели они и орды кочевников, рвавшихся к границам Киевской Руси, и ратников Игорева войска, гнавших захватчиков с родной земли, и сподвижников Степана Разина, Кондрата Булавина, искавших счастья-доли…
Слайд 4Первые хутора, станицы…
Первые поселения на территории Морозовского
района возникли по берегам реки Быстрой в XVI-XVII вв. Во
исполнение Петровского указа Василий Долгорукий в сентябре 1708 года «...буквально сравнял с землей поселения казаков по рекам Быстрой, Белой Калитве и другим. ... по реке Быстрой было уничтожено 12 городков». После кровавого подавления восстания 1707-1708 г на Дону Войско Донское навсегда лишилось обширных территорий по левым притокам Северного Донца. Отнятые у войска обширные территории, царское правительство стало раздавать дворянам, которые переселили туда своих крепостных.Так, на территории Морозовского района, наряду с казачьими хуторами, появились слободы, заселенные иногородними крестьянами.
Слайд 5 После Булавинского восстания земли по реке Быстрой
на протяжении нескольких лет оставались не заселенными. Много позже, в
30-60 годах XVIII века, по речке Быстрой было построено 16 хуторов. До конца девятнадцатого века на том месте, где расположен сейчас город Морозовск, лежала глухая степь. Затерянные в этой степи крохотные хутора, лепившиеся к берегам реки Быстрой, казались оторванными от всего мира.
Слайд 6 Территория Морозовского района в современных границах до XIX
века не имела единого территориального подчинения. Из материалов поименной переписи
населения Области войска Донского, проходившей в 1873-м году, «на землях, принадлежащих станице Есауловской, входящей в состав 2-го Донского округа возникли поселения: х. Морозов, х. Любимов, х. Басов, х. Чекалов, х. Севастьянов, х. Рязанкин.
Слайд 7 На землях, принадлежащих станице Потемкинской, также входящей
в состав 2-го Донского округа, были построены хутора: Пришиб, Водяной.
На войсковых землях, принадлежащих 2-му Донскому округу, были возведены поселения: Бударка, Вербочки, село Атамановское, Вишневка. Причем, Вишневка, как видно из материалов переписи, состояла только из иногородних. В состав 1-го Донского округа входили населенные пункты: Романов, Быстрый, Землянуха (в настоящее время снесен, входил - в состав Чертковского с/с). Поселки Землянуха и Парамонов, Ковылкин состояли из иногородних. В состав Донецкого округа входили населенные пункты: Урюпин, Грузинов, Беляев, Латышев, Нагорный, Черкассы. Все 6 поселений подчинялись Верхне-Обливской волости. Населенные пункты Костино-Быстрянский, Проциков входили в состав Яновской волости».
Слайд 8Станция Морозовская.
После земельной реформы 1861 года
торговля и земледелие на Дону быстро развивалось. Для вывоза в
Москву, в Петербург и на экспорт, понадобились новые линии железных дорог. В период с 1898 года по 1900 год была построена железнодорожная ветка Лихая - Царицын. Благодаря строительству железнодорожной ветки Царицын - Лихая, быстрыми темпами стала развиваться экономика Морозовского района.
Слайд 9На линии Царицын - Лихая, недалеко от хутора Морозова, была
построена самая крупная на участке станция, названная соименным хутору названием
Морозовская. Одновременно со строительством станции было выстроено паровозное депо и другие службы. В результате строительства дороги, неподалеку от станции, вырос крупный железнодорожный поселок.
Близлежащие к станции хутора Любимов, Басов начали быстро разрастаться. Зажиточные казаки и приезжие
купцы, различного рода предприниматели стали селиться в непосредственной близости от станции.
Слайд 10 В 1902 году мясоторговец по фамилии Разлука построил
механизированный скотобойный пункт - сегодняшний мясокомбинат. Приехавший из станицы Цимлянской
предприниматель Попов открыл на берегу реки Быстрая чугунно-литейную мастерскую по ремонту лобогреек и плугов. Сегодня это крупный завод «Морозовсксельмаш». В 1904 году купец Секретев построил купеческую лавку (ныне Морозовский краеведческий музей) и торговал в ней мануфактурой, зерном, солью и даже золотом.
Слайд 11Рождение станицы Таубевской.
23 сентября (10 сентября по
старому стилю) 1910 года Войсковой Земельный Совет войска Донского постановил
открыть станичный сбор в новообразованной станице Таубевской, названой в честь Наказного войскового атамана, немца по происхождению, барона Федора Федоровича Таубе ( 1857-1911г.г.) Этот год и следует считать датой рождения новой донской станицы Морозовской.
Слайд 12 Заселение самой станицы началось весной 1911года. В
Морозовском краеведческом музее сохранились мемуары-воспоминания одного из старожилов станицы Морозовской
Петра Алексеевича Тарасова, семья которого одной из первых прибыла обживать новые земли. «Почти ежедневно на пустое место станицы приезжают нагруженные подводы… Это переселенцы из станиц Нагавской, Трехостровянской,
Пятиизбенской, Сиротинской и других. Слышится рёв скотины, лай собак и даже кукареканье петухов, сидящих покамест в плетёных из хвороста корзинах. В этот хаос разнообразных звуков вклинивается беспокойная, отрывчатая речь взрослых, крики и смех малышей»
Слайд 13 Пополнялась Таубевская в основном
выходцами из станиц 2-го Донского округа, поэтому и первые улицы
получили соответствующие названия: Сиротинская (ныне Миронова), Пятиизбянская (Пионерская), Платоновская (Дербенцева), Воскресенская (Ворошилова), Покровская (Калинина). Трудно себе представить, но как следует из воспоминаний П.А. Тарасова, уже к осени 1911года в станице красовалось 300 новых дворов.
Слайд 14 Старожилы вспоминают, что на всю округу имелся в
ту пору один - единственный автомобиль, принадлежавший помещику Грекову, отцу
будущего известного художника – баталиста Грекова Митрофана Борисовича, уроженца хутора Шарпаевка (Костино - Быстрянского сельского поселения.).
Слайд 15 Шли годы. Станица растёт и развивается.
Строятся магазины, школы, возводятся церкви. Появляются 3 ветряные и 2
паровые мельницы, элеватор, пять трактиров, клуб «Отдых», кинематограф, частная библиотека. Когда началась первая мировая война, в России стали искоренять немецкие наименования. Удовлетворив просьбу станичников, 24 апреля 1917 г. приказом войскового атамана Области войска Донского было объявлено Постановление войскового съезда о переименовании станицы Таубевской в Морозовскую.
Слайд 16Когда полыхали зарницы…
Первая русская революция 1905-1907 годов
эхом откликнулась и в Морозовской. 8-го декабря 1905 года в
поддержку всеобщей борьбы пролетариата России забастовали железнодорожники станции Морозовская. 23 июня 1918 года приказом по Северо-Кавказскому военному округу за № 4 части 3-й, 5-й Украинских армий, части Морозовско -Донецких войск и войска Царицынского фронта были объединены в одну группу войск К.Е.Ворошилова.
Слайд 17 К.Е.Ворошилов провел в станице Морозовской объединенное и партийное
совещание коммунистов Украинской армии и коммунистов Морозовского и Донецкого округов.
Совещание проходило в помещении, позже занимаемом школой им. Ворошилова, в настоящее время –Домом детского творчества. В июле 1918 года приказом по Северо-Кавказскому военному округу части 3-й и 5-й Украинских армий были реорганизованы и объединены в одну дивизию, получившую название Первой Коммунистической. Части Морозовско-Донецкой группы войск, которыми командовал Н.В.Харченко, были реорганизованы в Морозовско-Донецкую дивизию, командиром которой был назначен И.М. Мухоперец.
Слайд 18 В ознаменование 1-й годовщины Советской власти за
боевые заслуги Морозовско-Донецкая дивизия была награждена Почетным знаменем. Многие улицы
Морозовска названы именами бойцов: А.Ф.Пастухова, И.И. Авдеева, Н.В. Харченко, А.К. Андреева, И.В. Дербенцева, К.Е. Ворошилова, Е.А. Щаденко, К.Г. Яблочкина. А одно из коллективных сельхозпредприятий было названо именем героя гражданской войны И.В. Чумакова.
Слайд 19Первые пятилетки.
Налаживалась жизнь в
станице Морозовской и Морозовской волости. В 1924 году центром культурно-массовой
работы в станице Морозовской становится построенный комсомольцами и молодежью клуб «Пролетарий». А его агитбригада «Синяя блуза» широко была известна не только Морозовскому округу, но и за его пределами. По инициативе профсоюзных организаций и комсомола начали создаваться на предприятиях окружной станицы первые спортивные секции. В 1923 году в станице Морозовской была создана первая футбольная команда. Физкультура и спорт медленно, но крепко входили в жизнь и быт молодежи станицы Морозовской и Морозовского округа. Тридцатые годы – годы коллективизации. В станице построено одно из красивейших зданий — Дом колхозника, образовано три колхоза: «Вперед», «Восход», «Гигант». В 1938 году станица Морозовская была преобразована в рабочий посёлок, а 29 мая 1941года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок стал называться городом Морозовском.
Слайд 20Великая Отечественная…
Мирный, созидательный труд
советских людей прервала война. В первый же день войны в
городе был создан истребительный батальон. Им командовал секретарь райкома комсомола Иван Бочаров. Бойцы охраняли от вражеских диверсантов и лазутчиков важные промышленные объекты, обучались военному делу. Вся работа предприятий, учреждений, колхозов, совхозов была перестроена на военный лад.
Морозовск. Ростовская область. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1942 г.
Слайд 21 Ярким проявлением патриотизма было создание
ополчения в Морозовске. У истоков его стоял человек прекрасной души,
секретарь райкома ВКП(б) В.И.Зозуля. Первыми в райком пришли М.Д.Вышкварцев и И,А.Хомутов – кавалеры орденов Красного Знамени, герои гражданской войны. Вечером, 14 июля 1942 года в город ворвались фашистские танки и мотоциклисты... До 5 января 1943 года хозяйничали фашисты в Морозовском районе.
Снимок сделан немецким самолётом разведчиком 20 мая 1942г. На снимке присутствует территория элеватора, рынка, сельмаша, центральной площади и парка. До оккупации осталось два месяца.
Слайд 22 В боях за освобождение
города участвовали: из войск 3-й гвардейской армии генерала Д.Д.Лелюшенко –
14 стрелковый корпус в составе 50-й гвардейской стрелковой дивизии и 159 стрелковой дивизии, из войск 5-й танковой армии – 54-я гвардейская стрелковая дивизия и части сил 346-й стрелковой дивизии, а также 8-й кавалерийский корпус в составе 55-й и 112-й кавалерийских дивизий.
Румынские легкие бомбардировщики польского производства PZL P.23B «Карась» из 73-й эскадрильи (Escadrila 73 bombardament) на аэродроме Морозовская под Сталинградом. Источник: www.nationaalarchief.nl.
Слайд 23 В годы Великой Отечественной войны за
свободу страны с врагом сражались более 18 тысяч горожан и
сельских жителей Морозовского района, домой вернулись лишь 12 тысяч.
Слайд 24Морозовск, немецкий аэродром, люфтваффе 1942 г.
Слайд 25 Румынские зенитчики на аэродроме Морозовский, декабрь 1942 г.
Слайд 27 Румынский разведывательный самолет, аэродром Морозовский 1942 г.
Слайд 29 Угол. ул. Калинина – Советская. Сентябрь –
октябрь 1942 г.
Те же улицы ул. Калинина
- Советская. Современный вид.
Слайд 30Железнодорожный вокзал. Сентябрь - октябрь 1942 г.
Слайд 31 Фото сделано Румынскими солдатами. Надпись на обороте
– «Морозовск под Сталинградом. Рая и Алексей и их "Роллс-
Ройс". Мы были здесь пять дней с Puiu.»
Слайд 33.
Многие из морозовчан были удостоены высоких государственных
наград. Шестерым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза
— Семену Логвиновичу Беляевскому, Василию Алексеевичу Семенченко, Михаилу Федоровичу Котельникову и Ефиму Абрамовичу Истомину, Василию Павловичу Мерчанскому, Василию Федоровичу Гладкову, а бронебойщик Александр Афанасьевич Последов стал полным кавалером трех орденов Славы.
Вот он - долгожданный Поезд Победы! Современное фото,
г. Морозовск
2015 г.
Слайд 34 70-я годовщина Победы в ВОВ. Морозовчане встречают Поезд
Победы 24.04.2015 г. Современные фото.
Слайд 35Годы роста и созидания.
После
войны в жизни города настала пора обновления и мирного созидания.
В 80-х годах особое развитие получило сельхозмашиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность.
Слайд 36 Восстановлен бывший моторемонтный завод, получивший
название «Морозовсксельмаш». Бобовые и рисовые жатки, которые он выпускает, востребованы
и во многих зарубежных странах.
Слайд 37 К этому году появилось много
новых промышленных предприятий. Это комбикормовый завод, крупнейший в Европе элеватор,
швейная фабрика, расширили свои мощности мясокомбинат, хлебокомбинат, молокозавод. Гордость Морозовска – локомотивное депо, в котором много славных трудовых династий. В районе открылись 36 школ, а также музыкальная школа и профтехучилище.
Слайд 38МБОУ СОШ № 3
МБОУ СОШ № 6
МБОУ СОШ № 4
Слайд 39 «У Морозовска славная и героическая история, у
жителей его – добрые и похвальные традиции. И пусть скромны,
может, даже не очень приметны их деяния – они созвучны с заботами всего нашего народа, с жизнью огромной нашей державы» - так пишет наш земляк, писатель и краевед Моложавенко Владимир Семёнович в книге «Морозовск» и эти слова отзываются любовью и благодарностью в сердцах морозовчан.