Разделы презентаций


Что такое наука

Содержание

Социальные формы организации науки включают такие учреждения, как научно-исследовательские институты, академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т. п. Этос науки – совокупность особых идеалов, стандартов, ценностей, которые разделяются представителями научного сообщества.Что

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Что такое наука?
Наука как сложное системное явление
1) Наука – совокупность

знаний определенного рода и совокупность процессов, при помощи которых мы

их получаем.
2) Наука – социальный институт, сформировавшийся на конкретном этапе исторического развития и продолжающий развиваться.
Что такое наука?Наука как сложное системное явление1) Наука – совокупность знаний определенного рода и совокупность процессов, при

Слайд 2Социальные формы организации науки включают такие учреждения, как научно-исследовательские институты,

академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т. п.
Этос науки

– совокупность особых идеалов, стандартов, ценностей, которые разделяются представителями научного сообщества.

Что такое наука?

Социальные формы организации науки включают такие учреждения, как научно-исследовательские институты, академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т.

Слайд 33) Наука – особая сторона и область культуры. Она всегда

погружена в социально-культурный контекст, взаимодействует с философией, искусством, религией, политикой,

СМИ.

Что такое наука?

3) Наука – особая сторона и область культуры. Она всегда погружена в социально-культурный контекст, взаимодействует с философией,

Слайд 41) Систематичность. Наука имеет свою структуру взаимосвязанных частей.
2) Воспроизводимость. Научный

результат предполагает возможность его многократного воспроизведения при наличии тех необходимых

условий, в которых он был получен.

Характерные черты научного знания

1) Систематичность. Наука имеет свою структуру взаимосвязанных частей.2) Воспроизводимость. Научный результат предполагает возможность его многократного воспроизведения при

Слайд 53) Выводимость. Научное знание предполагает получение нового знания в виде

следствий из данных опыта, имеющихся теоретических положений и фактов, дополнительно

принимаемых допущений при помощи логических выводов, математических расчетов и т. д.

Характерные черты научного знания

3) Выводимость. Научное знание предполагает получение нового знания в виде следствий из данных опыта, имеющихся теоретических положений

Слайд 64) Возможность обобщений и предсказаний.
Обобщение – распространение данного результата

на все явления соответствующей предметной области. Предсказание – в том

числе и выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено.

Характерные черты научного знания

4) Возможность обобщений и предсказаний. Обобщение – распространение данного результата на все явления соответствующей предметной области. Предсказание

Слайд 75) Проблемность. Решение одной проблемы дает возможность сформулировать новые проблемы.

С решением всякой научной проблемы общее число нерешенных проблем возрастает.
Характерные

черты научного знания
5) Проблемность. Решение одной проблемы дает возможность сформулировать новые проблемы. С решением всякой научной проблемы общее число

Слайд 86) Проверяемость. Научные знания есть система утверждений, которые принципиально проверяемы.

В предполагаемой проверке мы должны касаться существа проверяемого явления. Утверждение

признается принципиально проверяемым, если выяснено, как эту проверку (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) можно осуществить.

Характерные черты научного знания

6) Проверяемость. Научные знания есть система утверждений, которые принципиально проверяемы. В предполагаемой проверке мы должны касаться существа

Слайд 97) Критичность. Всякое научное утверждение время от времени пересматривается: уточняется

дело области его применимости.

8) Ориентация на практику. Практика –

движущая сила научного познания, она влияет на приоритеты научных исследований.

Характерные черты научного знания

7) Критичность. Всякое научное утверждение время от времени пересматривается: уточняется дело области его применимости. 8) Ориентация на

Слайд 101) Наука возникла в доисторические времена вместе с появлением у

древних людей самых первых, простейших знаний о мире и формированием

более или менее продуманных навыков приспособления к окружающей природе.

Проблема происхождения науки (основные подходы)

1) Наука возникла в доисторические времена вместе с появлением у древних людей самых первых, простейших знаний о

Слайд 112) Наука возникла в античности. Критерий ее становления – переход

к «теоретизации» знаний, в отличие от «рецептурности» знаний предшествующих цивилизаций.


3) Наука возникла в позднем европейском Средневековье (XII–XIV вв.) в связи с распространением эксперимента в естествознании.

Проблема происхождения науки (основные подходы)

2) Наука возникла в античности. Критерий ее становления – переход к «теоретизации» знаний, в отличие от «рецептурности»

Слайд 124) Наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе

в XVI–XVII вв. в эпоху «великой научной революции». Представители: Коперник,

Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон.

Проблема происхождения науки (основные подходы)

4) Наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе в XVI–XVII вв. в эпоху «великой научной

Слайд 13Итог: следует рассматривать формирование науки как долгий исторический процесс, который

начался в глубокой древности и завершился к XVI–XVII вв. –

зарождение науки. Наука в современном смысле слова возникает в XVI–XVII вв.

Проблема происхождения науки (основные подходы)

Итог: следует рассматривать формирование науки как долгий исторический процесс, который начался в глубокой древности и завершился к

Слайд 141) С I тыс. дон. э. до ХVI в. –

преднаука. Появление первых философских представлений о природе, накопление сведений, навыков,

приемов и методов, используемых для решения астрономических, математических, медицинских, географических проблем. Появление астрономии, математики, медицины, географии и т. д.

Периодизация истории науки

1) С I тыс. дон. э. до ХVI в. – преднаука. Появление первых философских представлений о природе,

Слайд 152) XVI–XVII вв. – период великой научной революции. Она начинается

с исследований Коперника и Галилея и завершается фундаментальными физическими и

математическими трудами Ньютона и Лейбница.

Периодизация истории науки

2) XVI–XVII вв. – период великой научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и завершается

Слайд 16Характерные черты:
Появление стандартов и идеалов построения научного знания.
Формулирование законов

природы в строгой математической форме и с проверкой теорий посредством

опыта.
Развитие критического отношения к религиозным и догмам.

Периодизация истории науки

Характерные черты:Появление стандартов и идеалов построения научного знания. Формулирование законов природы в строгой математической форме и с

Слайд 17Наука превращается в самостоятельную область общественной деятельности.
Появляются ученые-профессионалы, развивается

система университетского образования для их подготовки.
Возникает научное сообщество с

присущими ему специфическими формами и правилами деятельности и обмена информацией.

Периодизация истории науки

Наука превращается в самостоятельную область общественной деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования для их подготовки. Возникает

Слайд 183) XVIII–XIX вв. – классическая наука.
Характерные черты:
Образование множества самостоятельных

научных дисциплин.
Построение фундаментальных теории в математике, в различных областях

естествознания, связанных с исследованиями в области неживой и живой природы

Периодизация истории науки

3) XVIII–XIX вв. – классическая наука. Характерные черты:Образование множества самостоятельных научных дисциплин. Построение фундаментальных теории в математике,

Слайд 19Распространение экспериментального метода в областях гуманитарных наук (психология, языкознание)
Возникновение

технических наук.
Развитие науки становится важным фактором общественного прогресса.

Периодизация

истории науки
Распространение экспериментального метода в областях гуманитарных наук (психология, языкознание) Возникновение технических наук. Развитие науки становится важным фактором

Слайд 20Окончательная институализация науки (профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания).
Усиление

роли науки в культуре.
Периодизация истории науки

Окончательная институализация науки (профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания). Усиление роли науки в культуре.Периодизация истории науки

Слайд 214) XX – нач. XXI вв. – неклассическая и постнеклассическая

наука.
Характерные черты:
Возникновение в математике ряда новых дисциплин.
Создание теории относительности

и квантовой механики в физике.

Периодизация истории науки

4) XX – нач. XXI вв. – неклассическая и постнеклассическая наука. Характерные черты:Возникновение в математике ряда новых

Слайд 22Развитие генетики в биологии.
Фундаментальные открытия в нейрофизиологии, психологии, медицине.


Создание кибернетики и теории информации.
Изменение всей системы научного знания.
Периодизация истории

науки
Развитие генетики в биологии. Фундаментальные открытия в нейрофизиологии, психологии, медицине. Создание кибернетики и теории информации.Изменение всей системы

Слайд 23Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень

включает наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и

эксперимента, моделирование.

Уровни научного познания

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.Эмпирический уровень включает наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание

Слайд 24Теоретический уровень включает выдвижение, построение и разработку научных гипотез и

теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг

с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, процедуры объяснения, предсказания и обобщения.

Уровни научного познания

Теоретический уровень включает выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из

Слайд 251. Рассматриваемые уровни различаются по предмету. Исследователь на обоих уровнях

может изучать один и тот же объект, но «видение» этого

объекта будет разным.

Различия эмпирического и теоретического уровня

1. Рассматриваемые уровни различаются по предмету. Исследователь на обоих уровнях может изучать один и тот же объект,

Слайд 26Эмпирическое исследование направлено на изучение явлений и (эмпирических) зависимостей между

ними. Здесь более глубокие, сущностные связи не выделяются еще в

чистом виде: они представлены в связях между явлениями, регистрируемыми в эмпирическом акте познания.

Различия эмпирического и теоретического уровня

Эмпирическое исследование направлено на изучение явлений и (эмпирических) зависимостей между ними. Здесь более глубокие, сущностные связи не

Слайд 27На теоретическом уровне происходит выделение сущностных связей. Сущность изучаемого объекта

мы представляем себе как взаимодействие некоторой совокупности открытых и сформулированных

нами законов.

Различия эмпирического и теоретического уровня

На теоретическом уровне происходит выделение сущностных связей. Сущность изучаемого объекта мы представляем себе как взаимодействие некоторой совокупности

Слайд 282. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам

познания.
Различия эмпирического и теоретического уровня

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам познания. Различия эмпирического и теоретического уровня

Слайд 29Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.


Теоретическое исследование не предполагает непосредственного взаимодействия исследователя с объектом: здесь

он будет изучаться опосредованно.

Различия эмпирического и теоретического уровня

Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование не предполагает непосредственного взаимодействия исследователя

Слайд 303. Уровни научного познания различаются также понятийными средствами и языком.


«Эмпирические объекты» – это особого рода абстракции Они не являются

объектами изучаемой реальности (или «данности»): реальные объекты предстают как идеальные, наделенные фиксированным и ограниченным набором свойств (признаков).

Различия эмпирического и теоретического уровня

3. Уровни научного познания различаются также понятийными средствами и языком. «Эмпирические объекты» – это особого рода абстракции

Слайд 31Предложения языка эмпирического описания – их можно назвать эмпирическими высказываниями

– поддаются конкретной, непосредственной проверке.
Различия эмпирического и теоретического уровня

Предложения языка эмпирического описания – их можно назвать эмпирическими высказываниями – поддаются конкретной, непосредственной проверке. Различия эмпирического

Слайд 32В языке теоретического исследования используются термины, содержанием которых являются признаки

«теоретических идеальных объектов». Например: «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный

газ», «точечный заряд»

Различия эмпирического и теоретического уровня

В языке теоретического исследования используются термины, содержанием которых являются признаки «теоретических идеальных объектов». Например: «материальная точка», «абсолютно

Слайд 33Теоретические объекты наделяются не только свойствами, которые мы обнаруживаем реально,

в опыте, но также и свойствами, которых ни у одного

реального объекта нет.

Различия эмпирического и теоретического уровня

Теоретические объекты наделяются не только свойствами, которые мы обнаруживаем реально, в опыте, но также и свойствами, которых

Слайд 344. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по характеру

используемых методов.
Методы эмпирического познания нацелены на как можно более

свободную от субъективных напластований объективную характеристику изучаемого объекта.

Различия эмпирического и теоретического уровня

4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по характеру используемых методов. Методы эмпирического познания нацелены на

Слайд 35В теоретическом исследовании фантазии и воображению субъекта, его особым способностям

познания предоставляется вполне конкретная, ограниченная свобода.
Различия эмпирического и теоретического

уровня
В теоретическом исследовании фантазии и воображению субъекта, его особым способностям познания предоставляется вполне конкретная, ограниченная свобода. Различия

Слайд 36Между эмпирическим и теоретическим уровнями познания имеется существенная связь.
Эмпирические данные

всякой науки – это теоретически истолкованные результаты того, что мы

воспринимаем в опыте.

Единство эмпирического и теоретического уровней

Между эмпирическим и теоретическим уровнями познания имеется существенная связь.Эмпирические данные всякой науки – это теоретически истолкованные результаты

Слайд 37Наблюдение – это целенаправленное изучение и фиксирование данных об объекте,

взятом в его естественном окружении; данных, опирающихся в основном на

такие чувственные способности человека, как ощущения, восприятия и представления.

Эмпирические методы научного познания

Наблюдение – это целенаправленное изучение и фиксирование данных об объекте, взятом в его естественном окружении; данных, опирающихся

Слайд 38Существуют два главных вида наблюдения: качественное и количественное.
Качественное наблюдение

было известно людям и использовалось ими с древнейших времен.
Эмпирические

методы научного познания
Существуют два главных вида наблюдения: качественное и количественное. Качественное наблюдение было известно людям и использовалось ими с

Слайд 39Использование количественных наблюдений совпадает с самим становлением науки в Новое

время. Переход к измерениям и появление количественных наблюдений означали и

подготовку математизации науки.

Эмпирические методы научного познания

Использование количественных наблюдений совпадает с самим становлением науки в Новое время. Переход к измерениям и появление количественных

Слайд 40Эксперимент – это целенаправленное, четко выраженное активное изучение и фиксирование

данных об объекте, находящемся в специально созданных и точно фиксированных

и контролируемых исследователем условиях.

Эмпирические методы научного познания

Эксперимент – это целенаправленное, четко выраженное активное изучение и фиксирование данных об объекте, находящемся в специально созданных

Слайд 41Структурными компонентами эксперимента являются:

а) определенная пространственно-временная область, границы которой

могут быть как реальными, так и мысленными;
Эмпирические методы научного

познания
Структурными компонентами эксперимента являются: а) определенная пространственно-временная область, границы которой могут быть как реальными, так и мысленными;

Слайд 42б) изучаемая система, которая в соответствии с протоколом подготовки эксперимента

включает в себя, кроме самого объекта, также такие компоненты, как

приборы, катализаторы химических реакций, источники энергии и т. д.

Эмпирические методы научного познания

б) изучаемая система, которая в соответствии с протоколом подготовки эксперимента включает в себя, кроме самого объекта, также

Слайд 43в) протокол эксперимента, в соответствии с которым в системе и

производятся возмущения посредством направления в нее из контролируемых источников определенного

количества материи и/или энергии в определенных формах и с определенной скоростью.

Эмпирические методы научного познания

в) протокол эксперимента, в соответствии с которым в системе и производятся возмущения посредством направления в нее из

Слайд 44г) реакции системы, фиксируемые с помощью приборов, типы и положение

которых по отношению к области эксперимента также фиксируются в его

протоколе.

Эмпирические методы научного познания

г) реакции системы, фиксируемые с помощью приборов, типы и положение которых по отношению к области эксперимента также

Слайд 45Эксперимент обладает преимуществами перед наблюдением:

1) изучаемые явления можно воспроизводить по

желанию исследователя;
Эмпирические методы научного познания

Эксперимент обладает преимуществами перед наблюдением:1) изучаемые явления можно воспроизводить по желанию исследователя;Эмпирические методы научного познания

Слайд 462) в условиях эксперимента возможно обнаружение таких характеристик изучаемых явлений,

которые нельзя наблюдать в естественных условиях.
Эмпирические методы научного познания

2) в условиях эксперимента возможно обнаружение таких характеристик изучаемых явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях.Эмпирические методы

Слайд 473) варьирование условий дает возможность существенно изолировать изучаемое явление от

всякого рода привходящих, усложняющих обстоятельств и приблизиться к тому, чтобы

изучать его в «чистом виде».

Эмпирические методы научного познания

3) варьирование условий дает возможность существенно изолировать изучаемое явление от всякого рода привходящих, усложняющих обстоятельств и приблизиться

Слайд 484) резко расширяется возможность использования приборов и, следовательно, автоматизации и

компьютеризации эксперимента.
Эмпирические методы научного познания

4) резко расширяется возможность использования приборов и, следовательно, автоматизации и компьютеризации эксперимента.Эмпирические методы научного познания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика