Слайд 1Что такое общество
Учитель истории и обществознания
МОУ Васильевская СШ Рукавишникова
М.В.
Слайд 2Природное и общественное в человеке
Теории происхождения человека.
Религиозная теория (божественная; теологическая).
Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
Теория
палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (социологизаторство). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Слайд 3Отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью.
Человек
способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
Животное в своем поведении подчинено
инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность.
Человек изготавливает орудия труда с помощью ранее созданных.
Воспроизводит не только биологическую, но и социальную сущность.
Слайд 4Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. В
течение этого времени протекали два параллельных процесса:
антропогенез – становление человека
социогенез –
становление общества.
Современные теории объединили эти два процесса –антропосоциогенез.
Слайд 5Индивид, индивидуальность, личность
Индивид — принадлежность кhomo sapiens, отдельный живой организм, особь.
Индивидуальность – психические и
физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и
социальных свойств индивида.
Индивидуальность:
• содействует социальной активности человека;
• определяет его поведение в обществе в контексте различных культур;
• формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида.
Слайд 6Индивидуальность
Интеллект.
Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы- повышенная чувствительность,
предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы
они превратились в способности.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность - высшая степень развития таланта.
Слайд 7Индивидуальность
Характер
Характер совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы
его поведения и эмоционального реагирования.Характер не врождённый, он меняется в
течение всей жизни.
На него оказывают влияние:
- наследственность
- социальная среда
- самовоспитание
Слайд 8Индивидуальность
Темперамент
Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на
других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента:
( Гиппократ)
холерик
флегматик
сангвиник
меланхолик
Слайд 9Личность
Признаки личности:
• личность – это человеческий индивид, который осознает совокупность
своих социальных черт;
• личность участвует в жизни общества в качестве субъекта
социальной и культурной жизни;
• личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
• личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.
Личность
имеет активную жизненную позицию
имеет систему ценностей
воздействует на развитие других людей.
Слайд 11Тренинг
Задание №1
Человек в отличие от животного способен
совершать привычные действия
предварительно
обдумывать свое поведение
проявлять эмоции
заботиться о потомстве
.
Задание №2
В отличие от животного
человек способен
реагировать с помощью чувств
вырабатывать условные рефлексы
удовлетворять потребности
прогнозировать результаты действий
Задания типа В
Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца
Слайд 12Тренинг
Задания типа В
Установите соответствие: к каждому определению, данному в
первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца
Слайд 13Тренинг
Задание №3
Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики
существо биологическое
сознательно
выдвигает цели деятельности
живет среди себе подобных
обладает способностью к творчеству
производит орудия
труда с помощью других орудий
обладает врожденными инстинктами самосохранения
Задание №4
Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу
способность к преобразовательной деятельности
стремление к самореализации
умение приспосабливаться к природным условиям
устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
потребность в воде, пище, отдыхе
способность к самосохранению
Слайд 14Домашнее задание
§ 1, вопросы и задания устно, записи в
тетради учить, тест