Слайд 2Музееведение -«наука о музейном деле», «наука о музеях» или более
узко – «музейная теория».
Музееведение – общественная наука, изучающая процессы
сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно- экономических условиях.
Слайд 3Этот термин закрепился во многих языках, хотя он появился только
во второй половине XIX века. Существовавший ранее термин «музеография» относился
ко всем сочинениям, касавшимся музеев, а позднее (с середины XX в.) – преимущественно к описаниям музеев.
Слайд 4Предмет исследования музееведения
Объект музееведения – это музей, музейное дело как
общественное явление.
Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам
накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.
Слайд 5Музееведение
исследует характер того особого отношения человека к действительности, выражением
которого является осознание музейной ценности предметов объективного мира;
изучает музейные
предметы с целью выявления всего комплекса семантических и других свойств, представляющих интерес для различных областей знаний;
исследует музейные предметы для раскрытия информации, научного определения и классификации как потенциальных первоисточников и музейных средств;
исследует музейные предметы для определения режимов хранения, методов консервации и реставрации;
исследует коммуникативные (в том числе и экспрессивные) возможности музейных предметов при использовании их в образовательной и воспитательной деятельности музеев, и, прежде всего в экспозициях и выставках.
Слайд 6Музееведение
исследует происхождение и историю музеев, их место в жизни
различных общественных систем, классификацию, типологию музеев, историю музейного дела;
исследует
внутреннюю организацию музеев, взаимосвязь этой организации с развитием социальных функций музеев, развитием профильных наук;
изучает специфику деятельности музеев, проявляющуюся
изучает закономерности развития музейного дела, проблемы его организации и управления;
изучает музейную сеть, процесс ее формирования и развития, вопросы прогнозирования сети;
изучает собственно музееведение как специальную дисциплину, ее сущностные характеристики и место в системе наук.
Слайд 7 Ключевые понятия музееведения
Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности
предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно
сохраняться.
Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения
информации
посредством
музейных предметов.
Слайд 8Что такое музей?
Учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения
чего-нибудь (памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический
интерес).
/Ожегов С.И./
Так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т. е. науке, поэзии и искусству.
/Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон/
Слайд 9Направления работы музея
Научно-фондовая работа
Экспозиционная работа
Научно-просветительная деятельность
Издательская деятельность
Слайд 10Функции музея
Выявление памятников культуры
Комплектование
Учет
Изучение
Научное описание
Хранение
Использование
Слайд 11Структура музейного фонда
Основной
Научно-вспомогательный
Обменный
Временного хранения
Слайд 12Метод музееведения
1. Применение разнообразных методов общественных и естественных наук в
процессе исследования музейных предметов, осуществления музейной коммуникации. Широко используются методы
специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствознания, литературоведение. При подготовке экспозиций, выставок, изучении музейного посетителя в различных формах образовательно-воспитательной деятельности применяются методы педагогики, психологии; методы естественных наук находят применение также в процессе реставрации и консервации музейных предметов – рентгенография, спектрография и др.
Слайд 132. Применение методов полевого исследования, имеющих место в ряде естественных
и общественных наук. Причем нередко музеевед использует методы полевого исследования
и в тех случаях, когда близкая по профилю (например, историческая) наука ограничивается изучением уже отложившегося источникового материала. Этот метод применяется при изучении живых, действующих систем.
3. Применение методов непосредственного наблюдения жизни общества.
Слайд 144. Исследования в области экспозиции, ее восприятия, работы по консервации,
реставрации музейных предметов требуют применения экспериментальных методов.
Слайд 15История музейного дела.
История музейного дела изучает причины возникновения «музейной
потребности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих
для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику,
формирование музейной сети и
организации музейного дела,
историю законодательства,
относящегося к
музеям и охране памятников.
Слайд 16Теория музейного дела включает четыре составных элемента:
общую теорию музееведения как
научной дисциплины;
теорию документирования;
теорию научно-фондовой работы (тезаврирования);
теорию музейной коммуникации.
Слайд 17общая теория музееведения как научной дисциплины
теория музееведения познает объект, предмет,
метод и структуру науки, ее место в системе научных дисциплин;
решает вопросы взаимодействия с различными науками; разрабатывает научный аппарат и язык науки; разрабатывает проблемы, связанные с общественными функциями музеев, местом музеев в системе других документальных институтов, типологией, классификацией музеев, с закономерностями формирования и функционирования музейной сети; разрабатывает научные основы всех специфически музейных видов деятельности; определяет характер фундаментальных и прикладных исследований в области музееведения.
Слайд 18теория документирования
изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить
объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных
документов, удостоверяющих реальность
и являющихся
элементами
исторической памяти.
Слайд 19теория научно-фондовой работы
Она рассматривает фонд музейных предметов как документальную систему,
особую модель реального мира. Музейные коллекции, составляющие собрание, представляют собой
уже новое качество в сравнении с единичными предметами. В процессе научно-фондовой работы – в ходе классификации и систематизации, интерпретации музейных предметов – углубляется понимание их документально-информационного значения.
Слайд 20теория музейной коммуникации
исследует музей как один из коммуникационных институтов, причем
таких, которые не только концентрируют, обобщают и распространяют информацию, но
и самостоятельно продуцируют ее на базе специальной научной деятельности, определяемой как музееведческое исследование; изучает особенности коммуникации, в основе которой лежат музейные предметы, специфику передачи информации, реализуемой в основном путем непосредственного контакта реципиента с музейными предметами.
В исследовательской проблематике данного раздела центральное место экспозиционно-выставочная деятельность.
Слайд 21Музееведение в системе наук
в историческом музееведении интегрируются, прежде всего, профильные
исторические науки: история и ее специальные разделы, а также специальные
и вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, этнография, нумизматика, палеография и прочие, а кроме того, педагогика, психология, социология, архивоведение и др.