Слайд 1декоративно – прикладное творчество
Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда
ранее не бывшее.
Деятельность может выступать как творчество в любой
сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создаётся, открывается…
Слайд 2Творчество
процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности
или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от
изготовления (производства) — уникальность его результата.
Слайд 3Творчество
деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
В
современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать
конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве)…
Слайд 4Творчество
Значение слова Творчество по Ожегову:
Создание новых по замыслу ...
Значение слова Творчество по словарю Ушакова: Фантазия – это творчество,
а творчество – это бунт. ... творчество.
Всякое творчество начинается как индивидуальное стремление к самоусовершенствованию и, в идеале ...
Творчество — это загадка, которую художник задает сам себе.
Слайд 5Декоративно-прикладное искусство
(от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства,
который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных
изделий с утилитарными и художественными функциями.
Слайд 6декоративное и прикладное
Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств:.
предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные
проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Слайд 7
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:
обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на
художественный эффект;
служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются:
одежда,
плательные и декоративные ткани,
ковры, мебель,
художественное стекло,
фарфор, фаянс,
ювелирные и другие художественные изделия.
Слайд 8В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация
отраслей декоративно-прикладного искусства
по материалу - металл, керамика, текстиль, дерево;
по технике выполнения - резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.;
по функциональным признакам использования предмета - мебель, игрушки.
Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Слайд 9
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Батик → • Холодный батик • Горячий
батик
Набойка
Бисероплетение
Вышивание → • Древнерусское лицевое шитье • Вышивка
крестом • Вышивка бисером • Нитяная графика
Вязание → • Вязание крючком • Вязание спицами
Макраме
Кружевоплетение → • Фриволите
Ковроткачество
Гобелен
Ворсовый ковёр
Безворсовый ковёр
Слайд 10
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Квиллинг
Скрапбукинг
Керамика
Мозаика
Ювелирное искусство
Слайд 11Основные виды декоративно-прикладного искусства
Лаковая миниатюра
Палехская миниатюра
Федоскинская миниатюра
Холуйская миниатюра
Мстёрская миниатюра
Слайд 12
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Художественная роспись по дереву: Хохлома, Городецкая роспись,
Мезенская роспись;
Художественная роспись по металлу : Жостовская роспись, Финифть,
Лиможская эмаль;
Художественная роспись по керамике: Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка
Слайд 13
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Художественная резьба:
- Резьба по камню;
- Резьба по
дереву;
Резьба по кости;
Художественная обработка кожи
Слайд 14
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Художественная обработка металла:
- Металлопластика
- Христианская оловянная миниатюра
-
Художественная ковка
- Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
-
Художественное литье из чугуна
- Чеканка
Слайд 15
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Пирография - выжигание по дереву, коже, ткани
и т. д.;
Работа со стеклом - Витраж, Витражная роспись;
Оригами - Бумагопластика;
Корнепластика
Слайд 16Батик
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань —
шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения
чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Роспись батик издавна известна у народов Индонезии[1], Индии и др. В Европе — с XX века.
Батик с изображением индианок
Слайд 17Происхождение
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает
«капля воска»[2]. Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана
на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Слайд 18Географический ареал
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска.
Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Слайд 19Технология
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они
отличаются способом резервирования ткани.
Слайд 20Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск
наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом[3]. Места, покрытые воском,
не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Слайд 21Холодный батик
Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется
при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие
ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Слайд 22Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она
выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную
ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Слайд 23
Свободная роспись с применением солевого раствора
Сущность этого способа состоит в
следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка,
либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
Слайд 24
Техника сибори
«Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём
перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается
определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Слайд 25
Техника «бандан»
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые
варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов.
При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.
Слайд 27Библиография
Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001
Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. —
«Профиздат», М., 2001
Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002,
2-е изд. — 2008.
Синеглазова М. О. Батик. — «МСП», 2004
Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004
Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005
Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007
Погадаев, Виктор. «Магия батика» — в «Восточная коллекция», N 6 Москва: Российская государственная библиотека, 2002, 71-74.