Слайд 1История искусства Новгорода
(конец XII—XV вв).
Слайд 2Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России.
Место призвания
летописного Рюрика и зарождения российской государственности.
В Средние века — центр
Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Древнерусского и Русского государств.
При этом в 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси.
по отношению к Новгородской земле принято применять термин «Новгородская республика» (правительство последней использовало обозначение Господин Великий Новгород).
Слайд 3Новгород не подвергся монгольскому нашествию; хотя он и платил дань
Орде, но сохранил уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода и
был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII вв.
Новгород всегда был соперником Киева, смог добиться экономической и политической независимости от него, права самому поставлять князей на свой стол. Но соперничая, новгородские князья подражали киевским постройкам, киевскому укладу двора, киевскому великолепию, так почти в одно время оба города обносятся каменными стенами (Киев – 1037г., Новгород – 1044г.), в Новгороде строятся одноименные киевским храмы (Святой Софии, Благовещения, Илии).
Слайд 4характерные черты новгородской архитектуры:
использование местного камня-известняка,
простая планировка,
минимум декора,
замена мозаики фресковыми росписями.
Слайд 5Примером является Церковь Николы на Липне (1282),
Православный храм конца
XIII века, памятник новгородского каменного зодчества.
Интерьер церкви имеет ряд
особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными).
Слайд 6Монументальная живопись XI-XII вв
Основные черты новгородской монументальной живописи:
Возвышенность и
суровость
орнаментальность.
расположение сюжетов по регистрам,
замедленный ритм композиций,
приземистые пропорции
фигур,
новгородские типы лиц.
Слайд 7Монументальная живопись XI-XII вв
Фреска с изображением Константина и Елены в
храме Софии
Кафедральный Софийский собор Новгорода, возведенный в 1045-1050 гг. и
долго остававшийся единственной каменной церковью города, стоял нерасписанным более чем полстолетия. Его интерьер был украшен лишь иконами и единичными стенописными изображениями иконного типа, от которых на южной паперти собора сохранилась композиция «Св. Константин и Елена» .
Слайд 8Фрески купола Мартирьевской паперти в храме Софии.
Слайд 9Памятники, примыкающие к киевской художественной традиции, так называемого византизированного направления:
фрески Николо- Дворищенского собора (композиция «Иов не гноище»).
Слайд 10Фрески церкви Георгия Старой Ладоги
Слайд 11Искусство Новгорода второй половины ХIV века.
Что происходило?
Обострение социальных противоречия
в Новгороде в XIV в.,
выступления народных масс,
ересь стригольников
как средневековая форма выражения социального протеста.
Развитие элементов новой городской культуры,
роль торговых и ремесленных сословий. Участие купцов и посадских людей в храмовом строительстве.
Слайд 12Архитектура
Эволюция новгородского храма, художественные и конструктивные изменения: подкупольные столбы придвинуты
к стенам, трехлопастное покрытие, трехчастное деление стены лопатками, отвечающее внутреннему
конструктивному решению храма. Орнаменты барабана и апсиды, ниши в стене, вставки каменных крестов разнообразных форм.
Далее примеры церквей:
Церкви: Спаса на Ковалеве (1345)
Слайд 13Церковь Успения на Волотовом поле (1352)
Слайд 14Церковь Федора Стратилата (1360-1361)
Слайд 15Церковь Спасо-Преображения на Ильине улице (1374)
Все 4 храма - примеры
установившегося в Новгороде классического типа простого и конструктивно-ясного храма.
Слайд 16Гражданское строительство
Грановитая палата.
памятник архитектуры XV века, построенный в стиле кирпичной
готики, расположенный на территории Новгородского детинца. Является одной из старейших
сохранившихся гражданских построек Руси
Слайд 17Стены и башни новгородского Кремля.
Высокие стены крепости служили защитным
укреплением для местного населения. Город активно разрастался во время царствования
Ярослава Мудрого и его сына Владимира Ярославича, поэтому защитные сооружение были необходимы. Внутри Детинца построили несколько церквей, в которых хранилась городская казна.
Слайд 18Архитектура XV века
Сокращение размеров храмов
церквь Ильи на Славне
древнерусская церковь в
Великом Новгороде, известна с 1105 года
Слайд 19Церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Слайд 20Монументальная живопись XIV века
Фрески церкви Успения на Волотовом поле.
Новые черты
в их иконографии: смелая свобода исполнения, введение в композицию архитектурных
конструкций.
Слайд 21Фрески церкви Спаса на Ковалёве
Лучше всего сохранялись фрески купола и
барабана, апсиды и северной стены, а также западного притвора.
Слайд 22Фрески церкви Успения на Волотовом поле и Федора Стратилата