Слайд 1Декоративные шрифты конца 19-начала 20 века.
Выполнила студентка 1 курса группы
1С:
Безверхняя м.л.
Преподаватель: сидоров д.в.
Слайд 3Основная функция шрифта — графическая запись мыслей человека
для
закрепления их во времени и пространстве. Она обеспечивается исторически развившейся системой условных знаков-букв, объединяемых в алфавит. Шрифт, как функциональный компонент книги, в процессе развития книжного искусства приобретает качества декоративности, что характерно и для нашего времени. В процессе создания художественного оформления конкретной книги декоративность шрифта играет важную роль и становится одним из средств книжного декора.
Дизайнеру-художнику в процессе создания стиля и оформления новой книги важно найти общий принцип ее структурной организации, соотнести каждый составляющий ее элемент с содержанием произведения и согласовать их между собой по формальным стилистическим признакам: цветопластическим качествам, масштабу, пропорции, ритму и т.д.
Слайд 4Прежде всего, говоря о декоративности шрифта, следует отметить декоративность «архитектоникоконструктивную»,
присущую шрифту как графической системе геометрических знаков. Она создается выразительностью
начертаний букв, ритмикой вертикальных, горизонтальных и диагональных штрихов, контрастом прямолинейных и округлых форм, ритмическим чередованием знаков и пробелов между ними; при этом следует особо отметить роль оптических иллюзий.
На основе этой «собственной» декоративности развивается декоративность, привносимая в шрифт извне как украшение. Этот тип декоративности создается как посредством орнамента и предметной декорацией, так и не орнаментальными средствами.
Слайд 5Декоративность, привносимая в шрифт, также может быть различной в зависимости
от общего целевого решения дизайна книги. В качестве примера можно
привести основные приемы декоративного решения букв.
Слайд 6В средние века, когда под влиянием развития архитектурного декора культовых
зданий достигло расцвета искусство оформления рукописной книги, эпоха Ренессанса, период
XVII и XVIII вв., когда огромное разнообразие орнамента отразилось в богатстве наборных украшений и определило высокие эстетические качества типографских изданий.
Слайд 7В в XIX в. в условиях бурного роста производства и
активизации торговли начал вырабатываться особый стиль оформления газет, реклам и
акциденции — малообъемной печатной продукции (объявления, афиши, грамоты, календари и др.). Акциденция выполнялась посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для чего применялись специальные акцидентные и декоративные шрифты, орнаменты, линейки, особые приемы верстки и т.п. При этом возникла потребность и в создании особых шрифтов; как следствие, появились так называемые «украшенные» шрифты.
Слайд 8Среди украшенных шрифтов выделяется несколько групп, объединенных характерными стилистическими признаками.
Однако многие из них имеют общую черту — они настолько
орнаментированы или трансформированы, что это отчасти затрудняет чтение.
Часть новых шрифтов свидетельствует
о том, что их создатели
ориентировались на классическую
антикву.
Слайд 9Под влиянием романтизма сформировались разнообразные «готические» варианты шрифта.
Слайд 10Некоторые мастера составляли комические и гротескные алфавиты: «антропоморфный», «дьявольский», «магический»,
а также разнообразные тематические, например,
«военный».
Слайд 11Р. Штирлинг. «Готический» шрифт. Германия, 1830
Живописные шрифты 1-й пол.
XIX в
«Военный» алфавит XIX в
Слайд 12На рубеже XIX и ХХ вв. одним
из самых ярких художественных явлений в западноевропейской культуре стал
стиль модерн, оказавший огромное влияние на искусство шрифта.
Слайд 13Деятельность современных дизайнеров, живущих в мире разнообразного бизнеса, конкуренции и
рекламы, по содержанию во многом сходна с тем, что делали
их предшественники в XIX столетии. Обращение к опыту прошлого является необходимой частью формирования компетенций, обеспечивающих дизайнерам возможность успешного решения задач, которые ставит перед ними время.