Слайд 1ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Симанова И.Н., методист
Слайд 2План
1. Определение делового этикета.
2. Принципы делового этикета.
3. 6 заповедей делового
этикета (Дж.Ягер)
Слайд 31. Определение делового этикета.
Еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал,
что успехи того или иного человека в его финансовых делах
процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 — от его умения общаться с людьми.
Слайд 41. Определение делового этикета.
Деловой этикет — это свод правил поведения
в деловых, служебных отношениях.
Он является важнейшей стороной морали профессионального
поведения делового человека.
Слайд 51. Определение делового этикета.
Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения,
уважительного отношения к человеку.
Слайд 62. Принципы делового этикета.
Рассмотрим принципы, на которых основывается деловой этикет
(Ботавина Р.Н.Этика деловых отношеий:Учеб.пособие. – М., 2001)
Слайд 72. Принципы делового этикета.
Здравый смысл: именно здравый смысл подсказывает, что
д.э. направлен на организацию и поддержание порядка, экономию времени и
другие разумные цели. Нормы д.э. не должны противоречить здравому смыслу.
Слайд 82. Принципы делового этикета.
Свобода: несмотря на т, ч правила и
нормы д.э. существуют и исполняются, однако, они не должны препятствовать
свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе выбора методов исполнения договоренностей между сторонами.
Свобода предполагает терпимое отношение к проявлению национальных особенностей и традиций, к выражению различных мнений и точек зрения
Слайд 92. Принципы делового этикета.
Этичность: Д.Э. ориентирован на добро и по
своей сути обязан быть моральным.
Слайд 102. Принципы делового этикета.
Удобство: нормы и правила Д.Э. предполагают удобство
для партнеров по бизнесу; они не должны сковывать деловых людей,
мешать развитию деловых отношений.
Удобным д.б.все: планировка служебного кабинета, деловая одежда, правила проведения переговоров, причем, эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников.
Слайд 112. Принципы делового этикета.
Целесообразность: каждое предписание д.э. служит определенным целям,
поскольку виды деловых отношений (презентация, переговоры, деловая беседа и т.д.)
имеют свои конкретные цели.
Слайд 122. Принципы делового этикета.
Экономичность: протокольному отделу организации необходимо руководствоваться «разумной
стоимостью», поскольку этика деловых отношений не должна обходиться организации очень
дорого.
Слайд 132. Принципы делового этикета.
Консерватизм: надежность, стабильность, прочность – это черты,
которые привлекательны в деловом мире.
Консерватизм в одежде, манерах, приверженности
традициям вызывает чувство основательности и долговечности.
Слайд 142. Принципы делового этикета.
Непринужденность: нормы этикета естественны, исполняются без напряжения,
с легкостью.
Их соблюдение не должно навязываться, приводить к психологическому
отторжению, создавать дискомфорт.
Слайд 152. Принципы делового этикета.
Универсальность: нормы д.э. направлены на многие стороны
деловых отношений.
Слайд 162. Принципы делового этикета.
Эффективность: стандарты д.о. способствуют сокращению сроков исполнения
договоров, уменьшению конфликтов в организации.
Слайд 172. Принципы делового этикета.
Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних
форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этических норм
не могут сложиться настоящие деловые отношения.
Слайд 182. Принципы делового этикета.
Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет»
отмечает, что каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства
и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических норм.
Слайд 193. 6 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)
Джен Ягер сформулировала шесть основных
заповедей делового этикета.
Слайд 206 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)
1. Делайте все вовремя. Опоздания не
только мешают работе, но и являются первым признаком того, что
на человека нельзя положиться. Принцип «вовремя» распространяется на отчеты и любые другие поручаемые вам задания.
Слайд 216 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)
2. Не болтайте лишнего. Смысл этого
принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учреждения или
конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.
Слайд 226 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)
3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.
Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно
придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.
Слайд 236 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)
4. Думайте о других, а не
только о себе. Внимание должно проявляться не только в отношении
клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальство и подчиненных.
Слайд 246 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)
Всегда прислушивайтесь к критике и советам
коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то
ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
Слайд 256 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)
5. Одевайтесь, как положено.
6. Говорите и
пишите хорошим языком*. (* Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить
и преуспеть в мире бизнеса: Пер. с англ. - М., 1994. - С. 17-26.)
Слайд 26Деловой этикет является результатом длительного отбора правил и норм поведения,
которые обеспечивают успех в деловых отношениях.
Правила д.э., культура поведения способствуют
сближению экономических и финансовых интересов бизнесменов всего мира.
Слайд 27Требования этикета, в том числе делового, не абсолютны, они меняются
со временем.
Слайд 28
Вопросы для самопроверки
1. Что означает слово « деловой этикет»?
2.Каким образом
деловой этикет связан с этикой деловых отношений?
3. Сформулируйте основные принципы
делового этикета.
4. Прокомментируйте 6 заповедей делового этикета, сформулированных Дж.Ягер.
Слайд 29Вопросы для самопроверки
5. Вспомните кинофильм Э.Рязанова «Служебный роман», в котором
Лия Ахеджакова замечательно сыграла роль «секретарши». Какие принципы делового этикета
ее героиня нарушала?
6. Какое значение имеет следование требованиям делового этикета для установления эффективных деловых отношений в сфере обслуживания и бизнеса?
Слайд 30Задания для СмРС
5. Подготовьте сообщение (доклад) по теме: «Роль делового
этикета в моей будущей профессии».
Слайд 31Литература
Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб.пособие для нач.проф.образования /Г.М,Шеламова. –
М.: Академия, 2007. – 192с. /с.20-22
Шеламова Г.М. Деловая культура и
психология общения: учеб.пособие для сред.проф.образования /Г.М,Шеламова. – М.: Академия, 2003. – 128с. /с.12-14