Слайд 1Деменция
Выполнила к/о Храмайкова С.В.
Слайд 2Определение
приобретенный синдром, включающий в себя нарушения мышления и высших психических
функций, в том числе речи, праксиса, гнозиса ориентировки и регуляции
произвольной деятельности.
Эти нарушения затрудняют выполнение социальных и профессиональных функций, ограничивают способность к самообслуживанию.
Слайд 4Классификация
С учетом преимущественного поражения тех или иных участков мозга различают
четыре вида деменции:
Корковая деменция. Страдает преимущественно кора больших полушарий. Наблюдается при
алкоголизме, болезни Альцгеймера и болезни Пика (лобно-височной деменции).
Подкорковая деменция. Страдают подкорковые структуры. Сопровождается неврологическими нарушениями (дрожанием конечностей, скованностью мышц, расстройствами походки и пр.). Возникает при болезни Паркинсона, болезни Хантингтона и кровоизлияниях в белое вещество.
Корково-подкорковая деменция. Поражается как кора, так и подкорковые структуры. Наблюдается при сосудистой патологии.
Мультифокальная деменция. В различных отделах ЦНС образуются множественные участки некроза и дегенерации. Неврологические нарушения весьма разнообразны и зависят от локализации очагов поражения.
Слайд 5Классификация
В зависимости от объема поражения различают две формы деменции:
При
лакунарной деменции страдают структуры, ответственные за определенные виды интеллектуальной деятельности.
Ведущую роль в клинической картине обычно играют расстройства кратковременной памяти. Пациенты забывают, где они находятся, что планировали сделать, о чем договаривались всего несколько минут назад. Критика к своему состоянию сохранена, эмоционально-волевые нарушения слабо выражены. Могут выявляться признаки астении: слезливость, эмоциональная неустойчивость. Лакунарная деменция наблюдается при многих заболеваниях, в том числе – на начальной стадии болезни Альцгеймера.
При тотальной деменции наблюдается постепенный распад личности. Снижается интеллект, теряются способности к обучению, страдает эмоционально-волевая сфера. Сужается круг интересов, исчезает стыд, становятся незначимыми прежние моральные и нравственные нормы. Тотальная деменция развивается при объемных образованиях и нарушениях кровообращения в лобных долях.
Слайд 6Классификация
Высокая распространенность деменции у пожилых обусловила создание классификации сенильных деменций:
Атрофический
(альцгеймеровский) тип – провоцируется первичной дегенерацией нейронов головного мозга.
Сосудистый тип – поражение
нервных клеток возникает вторично, вследствие нарушений кровоснабжения головного мозга при сосудистой патологии.
Смешанный тип – смешанная деменция - представляет собой сочетание атрофической и сосудистой деменции.
Слайд 7Исследование психического статуса
Слайд 8Краткая шкала оценки психического статуса
Ориентировка
год
-страна
время года -область
месяц -город
число -клиника
день недели -этаж
Регистрация: «Повторите и запомните три
слова: карандаш, дом, копейка».
Серийный счёт: «От 100 отнимите 7, от того, что получиться ещё 7 и так несколько раз» . Исследуется пять вычитаний
Память: «Какие слова я просил Вас запомнить?»
Слайд 9Краткая шкала оценки психического статуса
Называние по показу (ручка, мобильный телефон,
часы)
Повторите фразу: «Никаких если, да, или но»
3-х этапная команда: «возьмите
лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол»
Прочтите и выполните
закройте глаза
напишите предложение
скопируйте рисунок
Слайд 10Краткая шкала оценки статуса: результаты
Ориентировка во времени = 0-5 баллов
Ориентировка
в месте = 0-5 баллов
Восприятие (повторение слов) = 0-3 балла
Внимание
(серийный счёт) = 0-5 баллов
Память (воспроизведение слов) = 0 – 3 балла
Называние = 0 – 2 балла
Фраза = 0 – 1 балла
Команда = 0 – 3 балла
Чтение = 0 – 1 балл
Письмо = 0 – 1 балл
Рисунок = 0 – 1 балл
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ = 0-30 баллов
28-30 баллов: норма
24-27 баллов: лёгкие когнитивные нарушения
20-23 баллов: легкая деменция (умеренные когнитив нарушения)
11-19 баллов: умеренно-тяжёлая деменция (выраженные когнитивные нарушения)
менее 10: тяжёлая деменция (истиная деменция)
Слайд 11БАТАРЕЯ ЛОБНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
направлена на исследование произвольной регуляции деятельности, связанной
с лобными структурами, и включает несколько тестов, характеризующих концептуализацию, звуковые
ассоциации, динамический праксис, простую и усложненную реакции выбора
18 баллов – норма
12-15 баллов - лёгкая лобная дисфункция
менее 12 баллов – деменция лобного типа
Слайд 12БАТАРЕЯ ЛОБНОЙ ДИСФУНКЦИИ
Обобщения: что общего между:
яблоком и бананом (ответ
«фрукты»=1 балл)
пальто и курткой (ответ «одежда» = 1 балл)
столом
и стулом (ответ «мебель» = 1 балл)
Ассоциации (слова на букву «С»)
более 9 слов - 3 балла
от 7 до 9 слов - 2 балла
от 4 до 6 слов - 1 балл
менее 4 слов - 0 баллов
Исследование хватательного рефлекса
3 балла – нет реакции
2 балла - вопрос «я должен схватить?»
1 балл - есть рефлекс, но пациент может его подавить
0 балл - пациент не может подавить рефлекс
ИТОГ: 0-18 баллов
Динамический праксис
3 балла - пациент выполняет три серии совместно с врачом и 2 раза по три серии самостоятельно
2 балла - пациент выполняет три серии совместно с врачом и три серии самостоятельно
1 балл – выполняет три серии совместно с врачом
Реакция выбора 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2
Простая («если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза, а если я – два раза, то Вы – один раз»)
Усложнённая (если я ударю один раз, Вы ничего не делаете, а если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз)
2 балла - 1 ошибки
1 балл - 2 ошибки
0 баллов - эхопраксия
Слайд 13ВЕРБАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ
предназначен для исследования ассоциативного мышления
Литеральные: назвать за одну минуту
как можно больше слов на букву С.
Оценка - по
количеству слов (в норме 20 слов в мин)
Семантические категориальные: назвать за одну минуту как можно больше животных.
Оценка - по количеству слов (в норме 20 слов в мин)
Слайд 14ТЕСТ «5 СЛОВ»: ОБОСНОВАНИЕ
ПАТОЛОГИЯ ГИППОКАМПА:
ПОДКОРКОВО-ЛОБНЫЙ СИНДРОМ
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ»
Первичные
нарушения запоминания
«ДИНАМИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ»
Недостаточность воспроизведения
Слайд 15ТЕСТ «5 СЛОВ»
КИНОТЕАТР (здание)
ЛИМОНАД (напиток)
КУЗНЕЧИК (насекомое)
БЛЮДЦЕ (посуда)
ГРУЗОВИК (машина)
ТЕСТ
«5 СЛОВ»: результаты
Непосредственное воспроизведение:
0 – 5 баллов
Отсроченное воспроизведение:
0 –
5 баллов
ИТОГ: 0 – 10 баллов
9 баллов и менее – деменция альцгеймеровского типа
Слайд 16ТЕСТ РИСОВАНИЯ ЧАСОВ
12
3
6
9
1
2
4
5
7
8
10
11
10 - баллов - норма, нарисован круг, цифры
в правильных местах, стрелки показывают заданное время
9 баллов - незначительные
неточности расположения стрелок
8 баллов - более заметные ошибки в расположении стрелок
7 баллов - стрелки показывают совершенно неправильное время
6 баллов - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)
5 баллов - неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое
4 балла - утрачена целостность часов, часть чисел отсутствуют или расположены вне круга
3 балла - числа и циферблат не связаны друг с другом
2 балла - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно
1 балл - больной не делает даже попыток выполнить инструкцию
Слайд 17Тест Мини-Cog
Повторить 3 слова и постарайтесь их запомнить: груша, стул,
тетрадь
Нарисовать часы и установить время
Вспомнить 3 слова
Результаты: 1б за каждое
правильное слово после теста с часами
3б-недементный
1-2б, в зависимости от часов, если правильно- недементный
1-2б с ошибками в часах – дементный
0б - дементный
12
3
6
9
1
2
4
5
7
8
10
11
Слайд 18МОКАТЕСТ
Не имеет шкалы оценки выявленного балла и степени когнитивного дефицита,
но дифференцирует нарушение отдельных видов когнитивных функций и дает возможность
определить локализацию поражения.
По окончании теста суммируются все баллы. Максимум 30б, при больше 26б – нет признаков когнитивного снижения.
Слайд 19ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА
это комплексная методика, включающая оценку мнестико-интеллектуальной сферы при
деменциях позднего возраста. Методика состоит из нескольких шкал, в том
числе на реципрокную координацию, определение сходства, оценку памяти и графомоторную пробу. Шкала «реципрокная координация» — это проба, направленная на исследование динамического праксиса, а также межполушарного взаимодействия. «Графомоторная проба» предназначена для изучения динамического праксиса. Тест «Сходства» позволяет исследовать уровень обобщения. По шкале «Память» оцениваются различные компоненты мнестической функции — зрительная и слухоречевая память.
I. Внимание (0-37)
II. Активность и переключаемость (0-37)
III. Конструктивный праксис (0-6)
IV. Обобщения (0-39)
V. Память (0-25)
СУММА (0-144)
Слайд 20ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА
Внимание
Выполнение команд
А. Откройте рот и закройте глаза
Покажите язык
и поднимите правую руку
(1 балл за каждую команду, максимальный -
2)
Если пациент выполняет 1 и 2 команды, Б и Вне смотрим и оцениваем их по максимальному баллу.
Б. Откройте рот
Закройте глаза
Покажите язык
Поднимите правую руку
(1 балл за каждую успешно выполненную команду, максимальный балл - 4)
В. Повторить те же действия вслед за психологом. (1 балл за каждую успешно выполненную команду, максимальный балл - 4)
ОЦЕНКА: 0-10 баллов
Слайд 21ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА,
Активность и Переключаемость
Вербальные пробы
Ассоциации:
Супермаркет: «Назовите всё,
что продаётся в супермаркете». Оценка по количеству товаров, названных за
одну минуту. 1 балл за каждый товар, максимально – 20.
Одежда: «Перечислите предметы одежды, которые сейчас надеты на Вас». Оценка по количеству слов, названных за одну минуту, максимальный балл – 8
Повторение:
Скажите «кол», «год», «сад». Теперь сразу «кол-год-сад» 4 раза подряд. Оценка - 1 балл
Скажите «би», «ба», «бо». Теперь «би-ба-бо» 4 раза подряд. Оценка - 1 балл
Макс – 30б
Слайд 22ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА,
Активность и Переключаемость
Моторные
1. Повторить за врачом
а) левая кисть ладонью вверх, правая - вниз, и наоборот
- несколько раз
(1 балл дается за корректное выполнение 5 чередующихся движений, максимальный балл - 1)
(Если пациент выполняет задание 1а, то 1в и 1с не смотрим и оцениваем по макс. баллу)
в) правая кисть в кулаке, ладонь вниз, левая кисть - пальцы разогнуты, ладонь вниз (меняем положение рук несколько раз)
(1 балл дается за корректное выполнение 5 чередующихся движений, макс. балл - 1)
с) теппинг
(1 балл дается за корректное выполнение 10 чередующихся движений, макс. балл - 1)
ОЦЕНКА: 0-3 балла
Слайд 23ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА,
Конструктивный праксис
а) Скопировать (1 балл)
Если пациент
выполняет а), то не смотрим в), с), d), е) и
f) и оцениваем их максимально
в) Скопировать (1 балл)
с) Скопировать (1 балл)
d) Скопировать (1 балл)
Максимально – 6 баллов
Слайд 24ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА,
Обобщение.
Свободное обобщение (что общего между:)
яблоком и бананом
столом
и стулом
пальто и курткой
лодкой и велосипедом
Обобщение с предшествующей подсказкой
Назовите три
кушанья … одежды … вида транспорта.
Что общего между ___, _____ и _______
Третий лишний:
собака-кошка-машина
мальчик-дверь-мужчина
рыба-машина-поезд
Обобщения с множественным выбором:
яблоко и груша: животные, фрукты или зелёные?
стол и стул: транспорт, деревянные или мебель?
пальто и куртка: одежда, сделаны из шерсти, мебель?
Лодка и велосипед: движутся, транспорт, одежда?
Слайд 25ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА,
Память
Запоминание предложений:
повторите и запомните: «У мальчика была
большая чёрная собака»
Придумайте предложение со словами «человек» и «машина» и
запомните его
Ориентировка:
день месяца -город -президент
день недели -клиника -премьер-министр
месяц -мэр города
год
Слайд 26Прочтите вслух 4 раза подряд:
вечер
растение
открыть
машина
огонь
ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА,
Внимание
Слайд 27ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА,
Память
Найдите слова, которые Вы только что читали:
вечер голова
дюйм растение
страна открыть
машина ночь
огонь молоко