Слайд 1Денежная политика государства.
Слайд 2Денежно-кредитная (или монетарная) политика
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это
политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью
обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Слайд 3Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию,
экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика
ЦБ направлена на :
достижение и сохранение финансовой стабилизации,
укрепление курса национальной валюты
обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Слайд 4Виды монетарных политик:
Рестрикционная (жесткая политика) — направленная на ужесточение
условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышение
уровня % ставок . Ее проведение сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями на сдерживание инфляции. Используется в целях борьбы с инфляцией, а также для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Слайд 5 Экспансионистская (гибкая политика ) — сопровождается расширением масштабов кредитования,
ослаблением контроля над приростом денег в обращении, уменьшением налоговых и
%-х ставок.
Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:
Слайд 6 1. снижение нормы
резервных требований
2.снижение учетной ставки процента
3. покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
1. повышение нормы резервных требований
2. повышение учетной ставки процента
3. продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Слайд 7
Исторический аспект. Сходство взглядов монетаристов и кейнсианцев:
1. Главное место в
их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу .
Совокупный спрос
- это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях. Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на потребление, частные внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт во всех секторах экономики.
Слайд 82. В обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт
(ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП,
и наоборот. (
Чистый национальный продукт (ЧНП) — общий объем производства товаров и услуг, за определенный промежуток времени, которые страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.
(Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов, можно получить значение национального дохода.)
Слайд 93. В качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы
рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.
Слайд 10Принципиальное расхождение монетаристов и кейнсианцев :
Оценка рыночной системы и отношение
к государственному вмешательству в экономику.
Кейсианцы:
рыночная система по своей природе
неустойчива.
лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие. стабильность противоречит самой природе рыночных отношений: колебания и даже резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми чертами рынка.
Для многих рынков характерна несовершенная конкуренция. Государство в этих условиях, по мнению кейнсианцев, должно и может играть активную роль в стабилизации экономики.
Слайд 11 Монетаристы:
рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему,
Оно может саморегулироваться и должно находиться в естественном состоянии плавного
и равномерного роста.
По убеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда не сможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всех экономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.
Слайд 12Методы денежно-кредитной политики:
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций,
посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения
поставленных целей.
Слайд 13Методы денежно-кредитной политики:
Прямые методы — административные меры в форме различных
директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цен на
финансовом рынке.
(Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. )
Слайд 14Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих
субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия
их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов.
Слайд 15Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок
в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в
основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Слайд 16Цели денежной политики:
Важнейшая цель кредитно-денежной политики – обеспечение стабильности цен,
эффективной занятости и росте реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется
на более мелкие, конкретные цели для реализации, глобальной. Фиксация денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, и т. д.
Слайд 17Денежный рынок и денежная масса:
Денежный рынок - это рынок, на
котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной
ставки, «цену» денег. Это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса предложение денег.
(На денежном рынке товары не продаются и не покупаются подобно другим товарам. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах нормы процента.)
Слайд 18 Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в
наличной и
безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
В структуре денежной массы выделяют :
• активы (денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот)
• пассивы (денежные накопления и остатки на счетах, которые потенциально могут быть расчетными средствами)
• квази-деньги (т.е. средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов).
Слайд 19ЭМИССИЯ ДЕНЕГ:
Cредством денежной политики является непосредственно увеличение денежного предложения или
эмиссия денег. Эмиссия может осуществляться непосредственно путем печатанья денег или
посредством выпуска различного рода долговых обязательств. Эмиссия становится опасной, если увеличение предложения денег происходит для покрытия денежного дефицита, и она не обеспечивается соответственным уровнем прироста ВВП.
Слайд 203 функции эмиссии денег:
1. Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления,
мировыми деньгами для нормального ее функционирования - это главная функция.
2.
Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия.
(типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха, глубокий и длительный кризис).
Последствие избыточного выпуска денег - инфляция, легко переходящая в само воспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация хозяйственной жизни, социальная напряженность.
Слайд 213. Регулирующая функция осуществляется путем увеличения или уменьшения эмиссии денег
в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания
денежных средств, тормозить перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти вливания,.
Слайд 22ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ:
Операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских
ценных бумаг.
(Эта политика заключается в продаже и покупке на
свободном рынке государственных частных бумаг. Что приводит к уменьшению или увеличению свободных средств. )
2. Политика учетной ставки. Т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центробанка.
Слайд 23Изменение норматива обязательных резервов:
Государство обязало все банковские учреждения держать определенную
часть собственных и переданных им на хранение (депонированных) средств на
счетах ЦБ, который в зависимости от целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного регулирования решает следующие задачи:
Слайд 241. Экономическая задача: в условиях свободы принятия решений и возможности
рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за
полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству.
2. Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков.
Слайд 253. Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы
хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. Т. е. Это –
ресурсы ЦБ, которые могут быть использованы в долгосрочных целях, размеры этих ресурсов имеют тенденцию к увеличению по мере роста активов частных банков.
4. Задача предоставления ЦБ мощного средства регулирования, т.е. с помощью изменения минимальных резервов ЦБ может изменять деловую активность.
Слайд 26Политика дешёвых и дорогих денег:
1. Политика дорогих денег имеет в
качестве основной цели ограничение совокупного спроса и снижение уровня инфляции.
Это достигается среди прочих мер, прежде всего, повышением учетной ставки. Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к сокращению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса.
Слайд 272. Политика дешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и
сокращение уровня безработицы. Понижение учетной ставки делает кредит дешевым и
легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает предложение денег, увеличивает спрос на инвестиции, растет занятость населения, растут доходы населения, увеличивается совокупный спрос.
Слайд 28Банк России использует следующие инструменты и методы:
1. Определение процентных ставок
по совершаемым операциям.
(ЦБ РФ может установить одну или несколько официальных
процентных ставок с учетом особенностей различных видов операций или проводить процентную политику без фиксации официальной процентной ставки.)
Слайд 292. Установление резервных требований для депонирования средств кредитных учреждений.
(Размер резервных
требований по депонированию КБ ресурсов устанавливается советом директоров банка России
в процентном отношении к общей процентной ставке денежных средств, привлеченных банком. При закрытии КБ зарезервированные суммы ему возвращаются.)
* Депонирование — процесс организованного хранения чего-либо.
Слайд 303. Проведение операций на открытом рынке.
(Своими операциями на открытом рынке
в виде купли-продажи коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и
других цен. бумаг. ЦБ РФ совершает в дальнейшем обратные сделки, т.е. перепродает их. Пределы таких операций утверждаются советом директоров.)
4. Рефинансирование банков и предоставление кредитов.
(Система рефинансирования заключается в кредитовании банков России и других кредитных учреждений в установленные сроки и в пределах, выделенных лимитом.)
Слайд 315. Установление ценовых ориентиров.
(Банк России работает в тесном контакте с
Минфином, участвует в консультировании его по вопросам графика выпуска гос.
цен. погашения государственного долга с учетом влияния этих операций на приоритеты денежно-кредитной политики.)
6.Введение кредитных ограничений.
Слайд 32Выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита, кредитования отдельных
отраслей:
1) прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банковских ссуд
(кредитные потолки);
2) регламентация условий выдачи конкретных видов, в частности, установление размеров разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.